Решение по делу № 2-174/2021 от 05.04.2021

№ 2-174/2021

УИД: 44RS0014-01-2021-000257-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2021 года                 п. Судиславль

       

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Затынина С.Е.,

при секретаре Григорьевой Э.А.,

с участием зам.прокурора Судиславского района Артамонова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Судиславского района Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,

установил:

Прокурор обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц с иском к администрации Судиславского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов в срок до 01.06.2021 г.

Из заявления следует, что Прокуратурой Судиславского района проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности администрации Судиславского муниципального района.

В ходе проверки выявлены факты захламления твердыми бытовыми отходами земельных участков, расположенных на территории Судиславского сельского поселения, а именно у <адрес> (57,56°N 41,31°Е), в 550 метрах на северо-восток от <адрес> (57,91°N 041,60°Е). Данные земельные участки находятся в ведении Судиславского муниципального района.

Администрацией Судиславского муниципального района в нарушение ч. 3 статьи 8, ч.ч. 5, б, 7 СТ. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, статьи 3, 51 Федерального закона от 10 января 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 участие в организации деятельности по сбору и транспортированию отходов ТКО и контроль за мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды не осуществляется.

По фактам выявленных нарушений 11.01.2021 главе администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства. Данное представление рассмотрено и удовлетворено, однако, нарушения не устранены, что следует из информации администрации района от 23.03.2021г.

Поскольку несанкционированное размещение ТКОпроизошло на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования Судиславский муниципальный района, то обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании.

Непринятие мер по уборке данных свалок создает угрозу возникновению пожара и нарушает права неопределенного круга лиц.

Имеющие место обстоятельства оказывают негативное воздействие на природу и нарушают гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области у <адрес> - Северное (57,56° N 41,31° Е), в 550 метрах на северо-восток от <адрес> (57,91° N 041,60°Е) в срок до 01.06.2021 г.

В судебном заседании зам.прокурора Судиславского района Артамонов А.С. исковые требования поддержал, просит их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Судиславского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, согласно которого исковые требования прокурора признают в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Главой 7 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно статьей 22 Федерального закона № 52-ФЗ "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В пункте 1 статьи 13 Федерального закона от 24.0б.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 115б, собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В статье 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено разграничение государственной собственности на землю (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности поселений, городских округов, муниципальных районов).

В силу статьи 56 главы 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (пункт 11 части 1 статьи 16 Закона).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Судиславского района Костромской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потреблении, в ходе которой выявлены факты захламления земельных участков, расположенных на территории Судиславского сельского поселения, а именно у д. Шахово на дороге Судиславль - Северное (57,56°N 41,31°Е), в 550 метрах на северо-восток от д. Фадеево (57,91°N 041,60°Е), то есть несанкционированной свалки, что подтверждается материалами дела.

11.01.2021 г. прокуратурой Судиславского района Костромской области главе администрации Судиславского муниципального района Костромской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, законодательства благоустройстве, в котором администрации района предложено ликвидировать несанкционированную свалку мусора по указанному адресу. 23.03.2021 г. администрацией Судиславского муниципального района Костромской области данное предписание рассмотрено и сообщено в прокуратуру района о принятых мерах по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Доказательств принятия ответчиком, каких либо мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО на территории Судиславского сельского поселения, ответчиком не представлено.

Из представленного отзыва администрации Судиславского муниципального района Костромской области следует, что администрацией направлена заявка региональному оператору ООО «ЭкоТехноМенеджент» на заключение договора на оказание услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО по адресу: у <адрес> - Северное (57,56°N 41,31°Е), в 550 метрах на северо-восток от д<адрес> (57,91°N 041,60°Е). После заключения договора с региональным оператором указанные несанкционированные свалки будут ликвидированы в срок до 01.06.2021 г.

Бездействие администрации по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 103 ч. 1 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области о возложении обязанности на администрацию Судиславского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, удовлетворить.

Обязать администрацию Судиславского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района Костромской области у <адрес> - Северное (57,56° N 41,31° Е), в 550 метрах на северо-восток от <адрес> (57,91° N 041,60°Е) в срок до 01.06.2021 г.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья                   С.Е. Затынин

2-174/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Судиславского района Артамонов А.С.
Ответчики
Администрация Судиславского муниципального района Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Судья
Затынин Сергей Егорович
Дело на сайте суда
ostrovsky.kst.sudrf.ru
05.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2021Передача материалов судье
05.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее