Дело № 2-478/2024
УИД 04RS0016-01-2024-000749-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2024 года с. Мухоршибирь
Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., с участием представителя истца по доверенности – помощника прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Погарской Н.В., представителя ответчиков по доверенности Степановой Е.В., при секретаре Оленниковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мухоршибирский район», муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством муниципального образования «Мухоршибирский район» Республики Бурятия об обязании направить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов в Перечень,
УСТАНОВИЛ:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к ответчикам об обязании направить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, мотивируя следующим. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Пунктами 9, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.
В силу статей 3, 4, 51 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (пункт 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ).
Запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 приведенного закона, в силу пункта 2.1 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ до 1 января 2026 года не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи.
Пунктом 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее – ОРО введенные в эксплуатацию до 1 января 2019), могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов до 1 января 2026 г. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Так, указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (прим.: таким федеральным органом выступает Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России), о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного исполнительного органа субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Перечень).
Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.10.2021 № 765 (далее – Порядок).
Перечень в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде, размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На территории Республики Бурятия таким уполномоченным органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии республики (абзац 5 пункта 1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, утв. постановлением Правительства республики от 09.03.2007 № 65).
Согласно пункту 5 Порядка юридические лица, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению ТКО на Объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении Объекта в Перечень.
Требования к содержанию заявления и прилагаемым документам закреплены в пунктах 6, 7 вышеуказанного Порядка.
Заявление о включении Объекта в Перечень должно содержать: наименование и адрес местонахождения заявителя, ОГРН, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о Заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, ИНН налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; планируемый срок использования Объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов; наименование Объекта; место нахождения Объекта (адрес, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты (в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости); информацию об отсутствии Объекта в государственном реестре объектов размещения отходов; информацию об отсутствии Объекта в границах населенного пункта; ближайший населенный пункт по отношению к Объекту (км); расстояние от Объекта до жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и территорий, предназначенных для ведения садоводства (км); площадь (м2) и кадастровый(-е) номер(-а) земельного(-ых) участка(-ов), на котором(-ых) расположен Объект; массу отходов, размещенных на Объекте, в том числе твердых коммунальных отходов, на 1 число месяца подачи Заявления (тонн); остаточную вместимость Объекта (тонн); массу твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на Объекте, до окончания срока его использования (тонн/год); способ размещения твердых коммунальных отходов на Объекте, а также способ размещения твердых коммунальных отходов, используемый на Объекте, до подачи Заявления; реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (при наличии); информацию о системах защиты окружающей среды, применяемых на Объекте, или об отсутствии применяемых на Объекте систем защиты окружающей среды; дату начала и завершения рекультивации земельного участка, на котором расположен Объект; оценочную стоимость проводимых работ по рекультивации земель (руб.), а также сведения об источниках финансирования проведения таких работ (пункт 6 Порядка).
К Заявлению должны быть приложены (пункт 7 Порядка): копии документов, подтверждающих, что Заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен Объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на Объекте; документы, свидетельствующие о принятии решения о предоставлении земельного участка под размещение твердых коммунальных отходов; панорамный снимок Объекта, а также фотоматериалы с привязкой к местности: легкого ограждения по периметру всей территории Объекта; производственно-бытового здания на территории Объекта; шлагбаума у производственно-бытового здания на территории Объекта; контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны для ходовой части транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, с использованием эффективных дезинфицирующих средств, разрешенных к применению Минздравом России; переносного сетчатого ограждения, установленного как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте; копия утвержденной Заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории Объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о предполагаемом объеме и источнике финансирования работ по рекультивации земельного участка, на котором расположен Объект.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии республики от 29.04.2020 № 159-ПР утверждена Территориальная схема в области с обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Бурятия (далее – Территориальная схема).
На территории Мухоршибирского района в соответствии с Территориальной схемой в качестве санкционированного объекта размещения отходов, введенного в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено использование земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости участок относится к категории земель – Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования – Специальная деятельность (для размещения полигона твердых коммунальных отходов).
Земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ «Комитет по УИ и МХ МО «Мухоршибирский район» Республики Бурятия.
Администрация МО «Мухоршибирский район», МУ «Комитет по УИ и МХ МО «Мухоршибирский район» Республики Бурятия в силу пункта 5 Порядка также выступают в качестве заявителей, которые уполномочены на направление в Минприроды республики заявления о включении в Перечень объекта, введенного в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ
Вопреки пунктам 2.1, 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ, пунктам 6, 7 вышеуказанного Порядка Администрацией МО «Мухоршибирский район», МУ «Комитет по УИ и МХ МО «Мухоршибирский район» Республики Бурятия до настоящего времени не приняты должные меры к направлению в Минприроды республики заявления о включении эксплуатируемого объекта в Перечень и документов к нему в полном объеме.
Так, в указанных целях муниципалитетом в Минприроды республики направлены заявление и документы к нему для включения Объекта в Перечень, которые возвращены Министерством ДД.ММ.ГГГГ в связи с не соответствием предъявляемым пунктам 6, 7 Порядка требованиям.
В связи с этим размещение твердых коммунальных отходов на данном участке осуществляется при фактическом его не включении в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, введенных в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющих предусмотренной законодательством документации.
Непринятие указанных мер препятствует включению используемого в качестве объекта размещения отходов земельного участка в рассматриваемый Перечень, приведению Территориальной схемы в соответствие с действующим федеральным законодательством, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду в границах Байкальской природной территории, интересы государства в экологической сфере, в связи с этим исковое заявление подается как в интересах неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации.
Обращение прокурора в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации обусловлено необходимостью защиты конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца по доверенности – помощник прокурора Мухоршибирского района Республики Бурятия Погарская Н.В. требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Просит обязать администрацию муниципального образования «Мухоршибирский район», МУ «Комитет по УИ и МХ МО «Мухоршибирский район» Республики Бурятия в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> и документы к нему в соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 7, 8 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании представитель ответчиков: администрации МО «Мухоршибирский район» и МУ «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством МО «Мухоршибирский район» Республики Бурятия Степанова Е.В., действующая на основании доверенностей, исковые требования признала в полном объеме, представила письменное заявление о признании иска. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Кроме того, суду пояснила, что указанное заявление неоднократно направлялось, но оно возвращалось, поскольку не соответствовало требованиям. ДД.ММ.ГГГГ документы и заявление о включении в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов направлено в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, в настоящее время заявление находится на рассмотрении и согласовании.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве считает доводы истца обоснованными, исковое заявление подлежащим удовлетворению ввиду того, что без документов дальнейший процесс включения объекта в перечень невозможен.
Представитель третьего лица – Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает возможным в соответствии со ст. ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) принять признание иска ответчиками, так как признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска представителем ответчиков изложено в письменном виде в форме заявления. Заявление приобщено к материалам дела. Последствия признания иска представителю ответчиков разъяснены и понятны. Право признания иска указано в представленных доверенностях.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Мухоршибирский район», муниципальному учреждению «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством муниципального образования «Мухоршибирский район» Республики Бурятия об обязании направить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов в Перечень удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Мухоршибирский район», муниципальное учреждение «Комитет по управлению имуществом и муниципальным хозяйством муниципального образования «Мухоршибирский район» Республики Бурятия в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заявление о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, и документы к нему в соответствии с требованиями пунктов 5, 6, 7, 8 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утв. приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Мухоршибирский районный суд Республики Бурятия.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Ч. Санданова