Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2022 года город Омск
Судья Омского районного суда Омской области Тригуб М.А., при секретарях судебного заседания Воскобоевой К.Э., Юрьевой А.С., с участием представителя АО «Омскгазстройэксплуатация» Кравцова А.С., должностного лица вынесшего протокол об административном правонарушении Ахрамова Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омского районного суда Омской области, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Омская, д. 194 «а», зал судебных заседаний № 10, жалобу представителя АО «Омскгазстройэксплуатация» Кравцова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 04.02.2022 года о привлечении АО «Омскгазстройэксплуатация» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 04.02.2022 года АО «Омскгазстройэксплуатация» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО «Омскгазстройэксплуатация» обратился с жалобой, в которой указал, что он не согласен с вынесенным постановлением, поскольку на момент вынесения предписания заявитель был лишен возможности обеспечить проведение обязательной государственной экспертизы ЛСО ввиду отсутствия организации, осуществляющей данный вид деятельности. При этом нормативный акт - приказ МЧС России №446 от 23.06.1995 «О введение в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», возлагающий на заявителя обязанность по проведению экспертизы утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.07.2001 №340 «О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России». В тоже время в силу указания в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. №1009, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. В связи с тем, что вышеуказанный приказ не был официально опубликован, он не может являться нормативно правовым актом, действующим на территории Российской Федерации. АО «Омскгазстройэксплуатация», было лишено возможности осуществить производство государственной экспертизы систем оповещения, поскольку проведение данных экспертных исследований на момент составления протокола об административном правонарушении устав ФГБУ утвержденный приказом МЧС России от 04.08.2011 №420 не предусматривал, данные полномочия были внесены в устав только 11.01.2021, в связи с чем суд первой инстанции необоснованно сослался на п.2.3.4 приведенного устава, который был принят после истечения срока исполнения предписания. Также, в ходе исполнения предписания АО «Омскгазстройэксплуатация» в адрес уполномоченного органа - ГУ МЧС России по Омской области был направлен запрос от 08.09.2020, в котором имелась просьба по определению порядка проведения государственной экспертизы проекта локальной системы оповещения и указания места нахождения экспертной комиссии при ГУ МЧС России по Омской области. В своем ответе ГУ МЧС России по Омской области указало, что проведение государственной экспертизы проекта ЛСО в функции и полномочия ГУ МЧС России по Омской области не входит, для решения данного вопроса было рекомендовано обратиться в ФГБУ «Всероссийский научно исследовательский институт по проблемам ГО и ЧС МЧС России», при этом указаний об отсутствии необходимости по производству экспертизы в ответе не приводилось. Кроме того, заявитель обращался в ГУ МЧС России по Омской области с просьбой определить порядок проведения государственной экспертизы проекта локальной системы оповещения с указанием места нахождения экспертной комиссии, при этом было указано на необходимость обращения в вышеуказанную организацию.
В судебном заседании представитель АО «Омскгазстройэксплуатация» Кравцов А.С., доводы жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным. Просил постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 04.02.2022 года отменить, производство по делу прекратить.
Представитель ГУ МЧС России по Омской области Ахрамов Д.В., в судебном заседании просил постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 04.02.2022 оставить без изменения, жалобу АО «Омскгазстройэксплуатация» без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Применительно к ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административно взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 26.1 КоАП РФ определены обстоятельства, которые подлежат выяснению по делу об административном правонарушении. Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что АО «Омскгазстройэксплуатация»по адресу: Омская область, Омский район, с.Розовка, ул.Сергея Лазо, д.5-В не выполнило в срок до 01.12.2021 года требования предписания от 19.06.2020 года № 1, вынесенного заместителем начальника ОНД и ПР Омского района Ахрамовым Д.В.
Согласно указанному предписанию № 1 от 19.06.2020 года в результате проведенной плановой проверки по выполнению установленных требований в области гражданской обороны АО «Омскгазстройэксплуатация»необходимо создать локальную систему оповещения на опасных производственных объектах II класса опасности.
В акте проверки № 11-ГО от 17.12.2021 года, проведенной в отношении АО «Омскгазстройэксплуатация»указаны нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Омскгазстройэксплуатация»протокола об административном правонарушении.
Согласно свидетельству о регистрации А61-05952 опасные производственные объекты, эксплуатируемые ООО «Омскгазстройэксплуатация» зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и имеют II и III класс опасности.
Действия АО «Омскгазстройэксплуатация»квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 года в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Согласно Указу Президента РФ от 11.07.2004 года № 868 таковым органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с п. 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 года № 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны; составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Доводы жалобы представителя АО «Омскгазстройэксплуатация» в части отсутствия оснований для неприменения Приказа МЧС России от 31.07.2001 г. №340 «О Государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России», поскольку данный приказ не был официально опубликован, не подлежат удовлетворению. Как было установлено в судебном заседании Приказ МЧС России от 23.06.1995г. №446 «О введении в действие положений по вопросам государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» признан утратившим силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.07.2001 г. №340 «О Государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации и ее утверждении в системе МЧС России». При этом в настоящее время положения относительно создания систем оповещения содержатся в Федеральном Законе от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральном Законе от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», а также Методических рекомендациях по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 №1. Так, п.3.2 вышеуказанных Методических рекомендаций предусмотрено, что при новом строительстве, реконструкции или расширении производства объекта со строительством, проведении капитального ремонта объекта, являющегося капитальным строительством, разрабатывается проектно-сметная документация, в состав которой отдельным разделом инженерно-технических мероприятий гражданской обороны входит проект на создание локальной системы оповещения. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено проведение обязательной экспертизы систем оповещения и технических средств. По данным основаниям суд не соглашается с позицией заявителя относительно того обстоятельства, что при привлечении к административной ответственности АО «Омскгазстройэксплуатация» было привлечено на основании утратившего силу Приказа.
Предписания №1 и №2, выданные заместителем начальника ТОНД и ПР Омского района суд находит законными и обоснованными.
Как установлено в судебном заседании, АО «Омскгазстройэксплуатация» по результатам проведенной проверки были выданы предписания № 1 и 2 от 19.06.2020 года по устранению данной организацией нарушений в области гражданской обороны.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде.
Предписания № 1,2 от 19.06.2020 года, выданное заместителем начальника ТОНД и ПР Омского района являются полным, всесторонними и содержат указания о необходимости принятия мер по устранению выявленных при проверке нарушений требований в области гражданской обороны. О том, что в данном предписании не указаны конкретные действия, которые АО «Омскгазстройэксплуатация» необходимо провести, не свидетельствует о их неисполнимости. В данном случае организация вправе самостоятельно определять круг мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в рамках вынесенного предписания в целях его исполнения, указание в предписании на способ реализации предусмотренных мер и мероприятий может привести к необоснованным затратам хозяйствующего субъекта.
Таким образом, предписания соответствуют нормам действующего законодательства, подлежат исполнению и не нарушают права и законные интересы АО «Омскгазстройэксплуатация», как лица, привлекаемого к административной ответственности за неисполнения указанного предписания.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.
Как установлено и не оспаривается заявителем, на территории Омской области АО «Омскгазстройэксплуатация» эксплуатирует опасные производственные объекты II класса. Данный факт также подтверждается исследованными в судебном заседании письменными документами.
Согласно п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
В редакции постановления Правительства РФ от 30.09.2019 года № 1274 данная норма относит к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения названной выше задачи, создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими, в том числе опасные производственные объекты 1 и 2 классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий.
Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2003 года № 1544-р установлена обязанность организаций, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, завершить до 2010 года работы по созданию локальных систем оповещения населения в порядке, предусмотренном ПостановлениемСовета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 22, ст. 2758).
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 03.03.1993 года № 178 «о создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей,органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт - Петербурга, министерствам, ведомствам и организациям Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты (ядерно, радиационно, химически опасные предприятия и гидросооружения), обеспечивать начиная с 1993 года:включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах.
В судебном заседании установлено, что АО «Омскгазстройэксплуатация» эксплуатирует на территории Омской области опасные производственные объекты II класса опасности. Последствия чрезвычайных ситуаций на этих объектах могут выходить за их пределы, создавать угрозу жизни и здоровью людей.
В силу требований действующего законодательства факт эксплуатации опасных производственных объектов II класса опасности обязывает АО «Омскгазстройэксплуатация»создавать локальные системы оповещения, которые должны отвечать требованиям законодательства в области гражданской обороны.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписания органа, осуществляющего государственный надзор, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Иные доводы жалобы были предметом рассмотрения мировым судом, обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в постановлении.
Состав ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является формальным, в данном случае, объективная сторона правонарушения заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, действия АО «Омскгазстройэксплуатация»правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО «Омскгазстройэксплуатация»к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Мировой судья не допустил нарушения норм процессуального права, всесторонне, полно и объективно выяснил обстоятельства дела, создал лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы АО «Омскгазстройэксплуатация»не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 21 в Омском судебном районе Омской области от 04 февраля 2022 года о привлечении АО «Омскгазстройэксплуатация» к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента его вынесения.
Судья М.А. Тригуб