РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«28» марта 2023 года с. Красная Горка
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гареевой А.С.,
при секретаре Ханнанове И.Н.,
при участии представителя административного истца помощника прокурора Юнусовой Р.Ф., представителя административного ответчика Администрации муниципального района Нуримановский район РБ Михайлова Г.Е., действующего по доверенности от 25.10.2022 г., представителя административного ответчика администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Миниахметова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Нуримановского района РБ к администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан, администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан и Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Прокуратурой района по заданию прокуратуры Республики Башкортостан от 26.07.2022 № Исуб-7/3-3965-22/5979-20800001 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что на территории вблизи с. Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан имеется земельный участок с кадастровым номером №, на котором установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (приблизительные координаты согласно публичной кадастровой карте: с.ш. 55,11.14; в.д. 56,41.89). На указанной свалке осуществляется складирование строительных отходов, отходов потребления (пакеты, пластиковые бутылки, картонные коробки, органические отходы (навоз), отходы пищевой продукции, а также материалы из стекла, пластика, стали.
Территория указанной свалки не имеет закрытого доступа, вход к ней свободен. Возможен разлет отходов производства и потребления.
На основании изложенного административный истец просит суд обязать административных ответчиков в срок до 31.06.2023 ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи населенного пункта с. Красная Горка Нуримановского района РБ на земельном участке с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца помощник Юнусова Р.Ф. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального района Нуримановский район РБ Михайлов Г.Е. просил в удовлетворении исковых требований к администрации отказать, по тем основаниям, что из представленных в суд докуменетов (выписки из ЕГРН) следует, что земельный участок на котором расположена свалка относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, в связи, с чем обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на министерство земельных и имущественных отношений РБ. Также указал, что спорная свалка состоит в реестре несанкционированных свалок сформированным Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан и согласно Плана мероприятий (Дорожной карты), утвержденной администрацией района от 03.10.2022 г. срок ликвидации данной свалки запланирован на 01.10.2024 г., однако в виду отсутствия финансирования данные работы, возможно провести только в срок до 31.12.2024 г.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан Миниахметов Р.Ф. просил в удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения отказать, поскольку каких-либо соглашений между администрацией муниципального района Нуримановский район РБ и ими о передаче полномочий муниципального района по ликвидации несанкционированной свалки, не заключалось.
Определением суда от 07.02.2023 г. в качестве административного ответчика было привлечено министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, представитель которого на судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Определением суда от 28.02.2023 г. в качестве заинтересованного лица было привлечено министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, представитель которого на судебное заседание не явился, надлежаще извещен.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подп. 2 п. 2 ст.13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.05.1998) основными принципами государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Нуримановского района РБ по заданию прокуратуры Республики Башкортостан от 26.07.2022 № Исуб-7/3-3965-22/5979-20800001 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Проверкой установлено, что Проверкой установлено, что на территории вблизи с. Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан имеется земельный участок с кадастровым номером №, на котором установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (приблизительные координаты согласно публичной кадастровой карте: с.ш. 55,11.14; в.д. 56,41.89).
На указанной свалке осуществляется складирование строительных отходов, отходов потребления (пакеты, пластиковые бутылки, картонные коробки, органические отходы (навоз), отходы пищевой продукции, а также материалы из стекла, пластика, стали.
Территория указанной свалки не имеет закрытого доступа, вход к ней свободен. Возможен разлет отходов производства и потребления.
Из представленных в суд докуменетов (выписки из ЕГРН от 07.02.2023г.) следует, что земельный участок с кадастровым номером 02:41:060202:1749, на котором расположена свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Какие-либо кадастровые работы по межеванию вышеуказанного земельного участка не проводились.
Согласно с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 10.01.2002 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Собственник земельного участка в силу п. 18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Суду не представлены сведения, позволяющие определить собственника отходов, размещенных на спорной свалке.
Таким образом, несмотря на требования законодательства Администрацией муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан не соблюдаются должным образом меры по охране здоровью человека, поддержанию и восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.
Указанная свалка является несанкционированной, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность окружающей среды, является действующей, администрацией муниципального района Нуримановский район РБ не предпринимаются меры к ее ликвидации, ограждению с целью установления ограничений доступа к указанной свалки, что свидетельствует о бездействии со стороны органа местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В связи с вступлением в силу с 01 марта 2015г. Федерального закона от 23 июня 2014г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 02 ноября 2020г. № 319-3 «О внесении изменений в ст. 10.1 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» на основании пункта 1.1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 31 января 2014г. № 35 «Об утверждении положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства, является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, принимая во внимание, что собственник отходов, размещенных на указанном выше земельном участке, не установлен, государственная собственность на вышеуказанный земельный участок не разграничена, земельный участок за третьими лицами не закреплялся, суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального района Нуримановский район РБ и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан являются надлежащими ответчиками.
Суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан поскольку последним каких-либо соглашений с администрацией муниципального района Нуримановский район РБ о передаче полномочий муниципального района по ликвидации несанкционированной свалки, не заключалось.
Учитывая изложенное обязанность по ликвидации несанкционированной свалки расположенной вблизи населенного пункта с. Красная Горка Нуримановского района РБ необходимо возложить на администрации муниципального района Нуримановский район РБ и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Административный истец просит обязать ликвидировать несанкционированную свалку в срок до 31.06.2023 г.
Согласно Плана мероприятий (Дорожной карты), утвержденной администрацией муниципального района Нуримановский район от 03.10.2022 г. срок ликвидации данной свалки запланирован на 01.10.2024 г.
Кроме того, исходя из того, что судебное решение должно быть конкретным и исполнимым, а также окончательно разрешающим спор, суд определят срок указанных работ до 31.12.2024 г.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор владеет правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, исковое заявление прокурора Нуримановского района РБ подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора Нуримановского района РБ удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи населенного пункта с. Красная Горка Нуримановского района РБ на земельном участке с кадастровым номером № г.
В удовлетворении исковых требований к администрации сельского поселения Красногорский сельсовет муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан-отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы, представления через Иглинский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись А.С.Гареева
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено «29» марта 2023 г.