Дело № 2-4836/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» октября 2018 года г. Санкт-Петербург
Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи И.Д. Гармаевой
при секретаре Юсифовой Г.М.к,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дегтярева Николая Васильевича к ЗАО «Проектное агентство» об установлении факта трудовых отношений, об обязании совершить определенные действия, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Дегтярев Н.В. обратился в Московский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ЗАО «Проектное агентство», в котором после уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просил установить факт наличия между сторонами в период с 20.06.2017 по 14.02.2018 трудовых отношений, обязать ответчика внести в трудовую книжку записи о приеме и увольнении с работы по собственному желанию с 14.02.2018, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 117 000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей (в редакции иска от 11.09.2018 – л.д. 78).
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что 20.06.2017 устроился на работу в ЗАО «Проектное агентство». В установленном законом порядке трудовые отношения оформлены не были, трудовой договор между истцом и ответчиком не заключался, однако истец фактически был допущен к работе и выполнял свои трудовые функции в период с 20.06.2017 по 14.02.2018 в должности рабочего на объекте МФК «Арена Санкт-Петербург». В указанный период как указывает истец, ему систематически задерживали заработную плату, срок задержки заработной платы составлял значительный период. В связи с постоянными задержками заработной платы, истец принял решение о приостановлении работы с 15.02.2018, о чем предупредил работодателя. На работу к ответчику истец был приглашен посредством приглашения, полученного от исполнительного директора организации ответчика. Факт осуществления трудовой деятельности подтверждается оформленным пропуском на объект МФК «Арена Санкт-Петербург», табелями с отметками о явке/неявке на работу, графиками выхода на работу. Как указывает истец, при трудоустройстве работодатель обещал выплачивать заработную плату в размере 300 рублей в час, однако за указанный период заработная плата не выплачивалась в полном объеме, в связи с чем образовалась вышеуказанная задолженность, кроме того действиями работодателя ему причинен моральный вред, который он оценивает 70 000 рублей (л.д. 6-9).
Истец в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте его проведения, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Трофименко О.В., которая в судебном заседании исковые требования своего доверителя в редакции иска от 11.09.2018 и доводы в их обоснование поддержала в полом объеме.
Представитель ответчика по доверенности Шибаев Д.В. в судебном заседании исковые требования не признавал, ссылался на отсутствие каких-либо трудовых отношений между сторонами.
Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Трудовыми отношениями в соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации признаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч. 2 ст. 67 ТК РФ). При этом следует иметь в виду, что представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом.
По смыслу указанных норм, к характерным признакам трудовых правоотношений, позволяющим отграничить их от других видов правоотношений, относятся: личный характер прав и обязанностей работника; обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию; подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда; возмездный характер (оплата производится за труд).
В соответствии со ст. 68 ТК РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям; справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 65 ТК РФ).
Таким образом, законодателем предусмотрены определенные условия, наличие которых позволяло бы сделать вывод о фактически сложившихся трудовых отношениях. Юридически значимыми обстоятельствами, подтверждающими трудовые отношения между сторонами, являются обстоятельства, свидетельствующие о достижении сторонами соглашения о личном выполнении работником за определенную сторонами плату конкретной трудовой функции, его подчинении правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, независимо от оформления такого соглашения в порядке, установленном ТК РФ.
В связи с тем, что предметом настоящего спора является установление факта наличия трудовых отношений, именно истец в соответствии с положениями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать, как состоявшееся между сторонами соглашение о заключении трудового договора, так и существенные условия этого договора, а именно: наименование трудовой функции, режим работы, размер оплаты труда, место исполнения трудовых обязанностей, срок трудового договора и т.п.
Обращаясь в суд, истец в качестве оснований заявленных требований ссылался на нормы трудового законодательства, в соответствии с которыми заявлял требования, вытекающие из трудовых правоотношений. В подтверждение своих доводов истцом представлены: временный пропуск на объект МФК «Арена Санкт-Петербург», копии табелей учета рабочего времени, графика выхода (л.д. 29-46).
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указал на то, что правовой статус работника истец не приобрел, оснований фактического допущения истца к работе с ведома или по поручению работодателя не выявлено, истец с заявлением о приеме на работу к ответчику на должность не обращался, кадровых решений в отношении него ответчиком не принималось, трудовой договор не заключался, приказ о приеме истца на работу не издавался, трудовая книжка не оформлялась. Кроме того, допуск истца к выполнению трудовой функции на предприятии ответчика не производился, равно как ознакомление истца с должностной инструкцией, выплата заработной платы, выдача расчетного листка с указанием табельного номера и размера отчислений и заработной платы, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, рабочее место не предоставлялось, что также подтверждает отсутствие трудовых отношений.
Не согласившись с доводами ответчика, истец указал на то, что обращался к ответчику с заявлением о приеме на работу, заработная плата до настоящего времени не выплачена, настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Как установлено судом, истцом в материалы настоящего дела не представлен трудовой договор, заключенный в соответствии с правилами ст. 67 ТК РФ, ответчик отрицает возникновение трудовых отношений с истцом, отрицает наличие трудового договора, допуск его к работе, выполнение им трудовых обязанностей по поручению организации.
По запросу суда ответчиком были представлены в суд: штатное расписание работников ЗАО «Проектное агентство» за период с 20.06.2017 по 14.02.2018, правила внутреннего трудового распорядка, кнрига учета движения трудовых книжек, и нигде истец не поименован, штатным расписанием ответчика должность рабочего не предусмотрена, при этом документов о введении указанной должности в организации ответчика и приема истца на данную должность на основании приказа руководителя организации в материалах дела не имеется (л.д. 86-125).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что трудовой договор между сторонами заключен не был, приказ о приеме на работу истца ответчиком не издавался, табель учета рабочего времени в отношении истца не велся. Доказательств обратного стороной истца не представлено. Кроме того, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что истец фактически был допущен к работе уполномоченным лицом ответчика в рамках трудовых отношений, материалы дела не содержат.
Представленные истцом вышеуказанные документы сами по себе факт наличия между сторонами трудовых отношений не подтверждают, поскольку не содержат сведений о том, что истец был допущен к работе в должности рабочего, не содержат сведений о подчинении истца правилам внутреннего трудового распорядка и о его конкретных трудовых функциях, не содержат сведений о системе оплаты труда истца, включая размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат, иных условиях трудового договора.
Иных бесспорных и достоверных доказательств составления истцом заявления о приеме на работу, его принятия ответчиком и согласия на трудовые отношения с истцом суду не представлено. Предусмотренная вышеуказанными нормами ТК РФ процедура приема на работу и согласования сторонами существенных условий трудового договора, а также сами существенные условия трудового договора из искового заявления истца, его объяснений в ходе судебного разбирательства не усматривается.
Не подтверждается материалами дела и наличие у истца претензий к ответчику в связи с ненадлежащим оформлением трудовых отношений согласно требованиям вышеизложенных норм ТК РФ ввиду предполагаемого нарушения её трудовых прав.
При таких обстоятельствах, исходя из требований норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, а также установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что истец в рамках избранного способа защиты не представил бесспорных и убедительных суду доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, в подтверждение возникновения и наличия трудовых отношений между ним и ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об установлении факта трудовых отношений в организации ответчика в период с 20.06.2017 по 14.02.2018 трудовых отношений.
Поскольку факт трудовых отношений судом не установлен, то не подлежат удовлетворению и производные требования истца об обязании ответчика внести в трудовую книжку записи о приеме и увольнении с работы по собственному желанию с 14.02.2018, взыскании с ответчика задолженности по заработной плате в размере 117 000 рублей и компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей.
Руководствуясь статьями 12, 56, 67, 71, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Дегтярева Николая Васильевича к ЗАО «Проектное агентство» об установлении факта трудовых отношений, об обязании совершить определенные действия, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда – отказать
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд города Санкт-Петербурга.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья И.Д. Гармаева