Судья Баринова М.Н. Дело № 33-3837\2023 (2 инстанция)
Дело № 2-3632/2022 (1 инстанция)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
14 марта 2023 года г.Нижний Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.,
при секретаре Самойловой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа города Бор Нижегородской области
на решение Борского городского суда Нижегородской области от 13 декабря 2022 года
по иску Корневой А. О. к администрации городского округа [адрес] о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма,
У С Т А Н О В И Л А:
Корнева А.О. обратилась в суд с иском к администрации городского округа [адрес], указав, что является ребенком-сиротой. Постановлением администрации городского округа [адрес] от [дата] [номер] она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории [адрес]. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. По данному вопросу она обращалась к сотрудникам администрации городского округа [адрес], которые пояснили, что жилье детям-сиротам предоставляется согласно очередности и что очередь истца еще не подошла. Истец считает данный отказ незаконным и не обоснованным, так как предоставление жилых помещений законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
На основании изложенного истец просила возложить на администрацию городского округа города Бор Нижегородской области обязанность предоставить ей благоустроенное применительно к условиям городского округа города Бор Нижегородской области жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма.
Определением от 21 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики [адрес].
В судебном заседании представитель истца адвокат Мозохина А.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала. Истец Корнева А.О. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика Гельфанова Ю.И. по доверенности с иском не согласилась.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области, в судебное заседание не явился, извещен.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 13 декабря 2022 года исковые требования удовлетворены, на администрацию городского округа [адрес] возложена обязанность предоставить Корневой А.О. в черте границ городского округа [адрес] благоустроенное применительно к условиям городского округа [адрес] специализированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе администрации городского округа города Бор Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая, что истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.Бор и подлежит обспечению жилым помещением в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области, в связи с чем возложение обязанности по предоставлению жилого помещения создает для истца преимущественное право по сравнению с иными лицами, включенными в указанный список.
В суд апелляционной инстанции истец, представители ответчика, третьего лица не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания путем направления судебных извещений почтой заблаговременно, о чем имеются сведения почтового идентификатора. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда. Сведений о причинах неявки участвующих в деле лиц не поступило. В соответствии с частью 1 статьи 327, частями 3, 4 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу ответчика в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Корнева (до заключения брака <данные изъяты>) А.О., [дата] года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, так как её родители <данные изъяты>. решением Борского городского суда [адрес] от [дата] признаны безвестно отсутствующими.
Постановлением администрации городского округа [адрес] от [дата] [номер] истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа [адрес].
По состоянию на [дата] номер Корневой А.О. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Бор – [номер].
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, в связи с чем она обратилась в суд с данным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Данный вывод является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, согласно ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом п.1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Нижегородской области регулируются законами Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», от 07 сентября 2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением Правительства Нижегородской области от 28 мая 2010 года № 315 было утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, действовавшее до 24 мая 2021 года, которое предусматривало, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) Нижегородской области, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в Нижегородской области - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований Нижегородской области, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований Нижегородской области либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Действующий с 24 мая 2021 года Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 24 мая 2021 года № 404, предусматривает, что специализированные жилые помещения предоставляются включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список):
- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном законодательством Нижегородской области (далее - дети-сироты);
- лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным в порядке, установленном законодательством Нижегородской области (далее - лица из числа детей-сирот);
- лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение специализированными жилыми помещениями, но не были включены в список (далее - лица, которые достигли возраста 23 лет) (пункт 1.2 Порядка).
Формирование списка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных, городских округов) Нижегородской области (далее - органы местного самоуправления), наделенными отдельными государственными полномочиями Нижегородской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», на основании заявления о включении в список, составленного по форме, утвержденной указанным постановлением.
Прием заявления о включении в список осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов (муниципальных, городских округов) Нижегородской области, на территории которых находится место жительства лиц, указанных в абзацах втором - четвертом пункта 1.2 настоящего Порядка (далее - муниципальные образования по месту жительства) (пункт 2.2 Порядка).
Специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в список (пункт 3.1 Порядка).
В качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения:
- жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда;
- жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород)) по муниципальному контракту;
- жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории города Нижнего Новгорода министерством социальной политики Нижегородской области или государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области, по государственному контракту пункт (3.2 Порядка).
Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.
На основании п.6 ч.1 ст.2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 г. № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» (в редакции Закона Нижегородской области от 06 декабря 2017 г. № 158-З) органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений (далее - государственные полномочия): 6) по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за исключением приобретения жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации городского округа город Бор Нижегородской области.
Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.
Отсутствие у ответчика полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией соответствующего муниципального образования данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Таким образом, установив, что истец, включенная в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечена, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы все обстоятельства дела, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ всем представленным доказательствам дана оценка.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не являются основанием для отмены решения суда. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, то предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Борского городского суда Нижегородской области от 13 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Бор Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 марта 2023 года.