судья: Гараева Р.Р. гр.дело № 33-12940/2017
(номер дела суда первой инстанции 2-1090/2017)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Самара 19 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Акининой О.А.
Судей: Ефремовой Л.Н., Осиповой С.К.
При секретаре: Майдановой М.К.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Манжесова Ростислава Вячеславовича на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 июля 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Манжесова Ростислава Вячеславовича к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Самарский областной наркологический диспансер» о признании действий по постановке на диспансерный учет незаконными и компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение Манжесова Р.В., поддержавшего доводы жалобы, возражение против удовлетворения жалобы представителя ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» - Езерской Т.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Манжесов Р.В. обратился в суд с иском к ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о признании незаконными действий по постановке на диспансерный учет, возложении обязанности снять его с диспансерного учета и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что с июля 2011 года Манжесов Р.В. состоит на профилактическом наблюдении в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты>
Манжесов Р.В. обращался к ответчику с заявлением о снятии его с профилактического наблюдения, в связи с незаконной постановкой на учет.
В ответе от 31.01.2017 года ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» указано, что постановка на профилактическое наблюдение произведена на основании документов: Акта медицинского освидетельствования лица на состояние опьянения, которое управляет транспортным средством № 1596 от 07.03.2011 года, с заключением «Установлено состояние опьянения» и Акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения от 23.08.2012 года, с заключением «Установлено состояние опьянения». Манжесов Р.В. был переведен в диспансерную группу наблюдения с диагнозом <данные изъяты> диспансер он не посещает. Врачебная комиссия пришла к выводу о том, что постановка Манжесова Р.В. на диспансерный учет осуществлена правомерно, после выявленного в ходе стационарного лечения сочетанного употребления <данные изъяты>, <данные изъяты>. Заявителю также в ответе на его заявление разъяснен порядок снятия с наблюдения.
Манжесов Р.В. считает незаконным указанное решение ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», поскольку поставленные ему диагнозы не подтверждены доказательствами, медицинских психиатрических исследований в отношении него не проведено, кроме одного анализа.
Неправомерная постановка на диспансерный учет существенно нарушает права Манжесова Р.В., он испытывает трудности при устройстве на работу и при получении водительского удостоверения.
Истец считает, что поставленный ему диагноз <данные изъяты> ничем не обоснован, поскольку он поставлен на диспансерный учет только на основании двух актов освидетельствования от 07.03.2011 года, 23.08.2012 года, при которых в результате освидетельствования установлено состояние опьянения, а в соответствии с Приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 г. № 704, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и стационарных условиях только врачом психиатром - наркологом.
ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» распространил в Прокуратуру Самарской области заведомо ложную информацию о том, что Манжесов Р.В. состоит на учете с диагнозом <данные изъяты>
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Манжесов Р.В. просил суд признать незаконной его постановку на диспансерный учет ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», возложить на ответчика обязанность снять его с диспансерного учета и взыскать в пользу Манжесова Р.В. компенсацию морального вреда в размере 9 000 000 рублей.
Судом постановлено указанное выше решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Разрешая исковые требования Манжесова Р.В., суд исходил из того, что Манжесов Р.В. поставлен на профилактический учет в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» законно и обоснованно. Ответчиком не допущено нарушений прав Манжесова Р.В. 14.02.2017 года истец снят с профилактического наблюдения.
В апелляционной жалобе Манжесов Р.В. просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на то, что ответчиком при постановке на учет Манжесова Р.В. нарушены требования Приложения № 1 к Приказу Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 года № 402/109. Обследования истца при постановке на учет не проводились, истцу необоснованно поставлены диагнозы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлен диагноз наркомания за исключением лиц, обращающихся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты), за которыми организуется профилактическое наблюдение.
Диспансерный учет больных наркоманией, в том числе, осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом.
Согласно ч.1 ст. 26 Закона РФ от 2.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ от 2.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Из материалов дела следует, что Манжесов Р.В. состоял на профилактическом наблюдении в ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» с 01.06.2011 года с диагнозом <данные изъяты> на основании заключения врачебной комиссии от 01.06.2011 года, после его задержания сотрудниками ИДПС в состоянии наркотического опьянения (л.д. 46, оборот).
Под профилактическое наблюдение истец поставлен на основании акта медицинского освидетельствования лица на состояние опьянения, которое управляет транспортным средством от 07.03.2011 г. № 1596. Согласно указанного акта по результатам лабораторных исследований биологических сред у Манжесова Р.В. обнаружены <данные изъяты>, установлено состояние опьянения.
По данным фактам Манжесов Р.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 12.8 КоАП РФ, судебное постановление не обжаловал.
Согласно акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения 63 ТТ 036679 от 23.08.2012 года у Манжесова Р.В. вновь обнаружено состояние опьянения. Указанный акт поступил с ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», о чем сделана запись в медицинской карте амбулаторного наркологического больного Манжесова Р.В. (л.д. 46).
Из материалов дела следует, что Манжесов Р.В. являлся на прием к участковому врачу-психиатру-наркологу 05.02.2013 года, 20.03.2013 года, 12.04.2013 года в трезвом виде. На приеме о себе Манжесов Р.В. рассказывал, что употребляет <данные изъяты> с 1992 года, повторное употребление было в 2011 году, что подтверждается дневниковыми записями участкового врача-психиатра-нарколога (л.д. 23).
Материалами дела подтверждается, что в 2014 году Манжесов Р.В. после стационарного лечения в стационаре ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», куда он был госпитализирован в сентябре 2014 года в состоянии <данные изъяты> с диагнозом - <данные изъяты>, переведен в диспансерную группу наблюдения, ввиду наличия у него синдрома зависимости от нескольких <данные изъяты>. Данные обстоятельства истцом не опровергаются.
Из материалов дела следует, что 14.02.2017 года Манжесов Р.В. снят с диспансерного лечения на основании заключения врачебной комиссии «в связи с невозможностью медицинской организации обеспечить осмотр больного в течение одного года».
Судебная коллегия полагает, что судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Манжесова Р.В. о признании незаконными действий ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» по его постановке на диспансерный учет и возложении обязанности снять его с диспансерного учета, поскольку действия ответчика по постановке Манжесова Р.В. на диспансерный учет соответствуют требованиям Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем…
Кроме того, из представленных медицинских документов видно, что Манжесову Р.В. установлен диагноз - <данные изъяты>, влекущее диспансерный учет, в связи с чем его постановка на диспансерный учет в психоневрологическом диспансере соответствовала положениям ст. 27 Закона РФ от 2 июля 1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
В настоящее время Манжесов Р.В. снят с диспансерного учета.
Принимая во внимание, что в действиях ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» не установлено нарушения прав Манжесова Р.В., то судом обоснованно оставлены без удовлетворения исковые требования Манжесова Р.В. о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком при постановке на учет Манжесова Р.В. нарушены требования Приложения № 1 к Приказу Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 года № 402/109, обследования истца при постановке на учет не проводились, истцу необоснованно поставлены диагнозы, не могут быть приняты во внимание.
Положениями статей 26, 27 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения.
Так, согласно ч.1 ст. 27 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
В абзаце первом раздела 1 Инструкции, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями", определен круг лиц, которые подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях). К ним относятся лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Инструкция предусматривают диспансерный учет (диспансерное наблюдение) лица, которому установлен диагноз «Пагубное употребление каннабиноидов», а также при наличии у лица синдрома зависимости от нескольких психоактивных веществ.
Принимая во внимание, что при лабораторных исследованиях у Манжесова Р.В. обнаружены были каннабиноиды, которые включены в перечень наркотических средств, то он правомерно был поставлен на профилактическое наблюдение, а впоследствии истцу установлен синдром зависимости от нескольких психоактивных веществ, то у ответчика имелись достаточные основания для постановки Манжесова Р.В. на учет.
Положения Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" и утвержденная им Инструкция применены правильно.
В силу Приказа Минздрава СССР от 12.09.1988 N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" (вместе с "Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания") диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, оснований для отмены правильного по существу решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 11 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Манжесова Ростислава Вячеславовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: