Решение по делу № 2-6047/2023 от 17.11.2023

Дело № 2-6047/2023

УИД 21RS0025-01-2023-006599-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 г. город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Золова В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж период службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

Золов В.Л. обратилась в суд с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия на день обращения требуемого специального стажа 25 лет. Фактическая продолжительность специального стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составила 22 года 11 месяцев 29 дней. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию лицам, осуществлявшим с педагогическую деятельность, не засчитан, в том числе, период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец указывает, что на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Просит решение пенсионного органа отменить в части оспариваемого периода, обязать ответчика включить этот период в специальный стаж.

В судебном заседании истец Золов В.Л. поддержал требования в полном объеме.

Представители ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку исходя из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях. Сведений о том, что истец в спорный период проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения, порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу части 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи

В ходе рассмотрения дела установлено, что Золов В.Л., <данные изъяты> зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ он назначен учителем <данные изъяты> До этого трудовая книжка не содержит записей о работе истца.

Записи в военном билете подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ истец призван на действительную военную службу и ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия на день обращения требуемого специального стажа 25 лет. Фактическая продолжительность специального стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составила <данные изъяты>. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию лицам, осуществлявшим с педагогическую деятельность, не засчитан, в том числе, период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ во взаимосвязи с другими его положениями право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

При этом положения данной статьи согласно ее пункту 2 реализуются посредством списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781), имевшей место с 01 января 2002 года;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

С учетом времени действия пенсионного законодательства к спорным правоотношениям подлежит применению Список от 06 сентября 1991 года N 463.

Со ссылкой на положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец оспаривает принятое пенсионным органом решение.

Суд не находит оснований согласиться с позицией истца исходя из следующего.

Действительно, согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Однако указанные положения закона не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Из анализа положений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.

Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности во вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем суду не представлено сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, для установления пенсии за выслугу лет в связи с особыми условиями труда, равно как и на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, названным постановлением предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Доводы истца о том, что в данном случае подлежат применению нормы Закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1, пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения необходимо прохождение службы в период действия данного правового акта, то есть до 1 октября 1993 года и наличие не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 1 января 1992 года.

Данный закон к спорным правоотношениям не применим.

Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрено, отсутствуют основания для включения периода службы истца в рядах Советской армии в педагогический стаж.

Педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как на момент обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец, составляет менее установленного двадцатипятилетнего срока, тогда как возможность назначения досрочно пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность менее 25 лет действующим законодательством не предусмотрена, у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию.

Что касается требования о взыскании компенсации морального вреда, то в данном случае нарушение пенсионным органом неимущественных прав истца не установлено, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Золова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Дело № 2-6047/2023

УИД 21RS0025-01-2023-006599-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2023 г. город Чебоксары

Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием истца Золова В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный стаж период службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

Золов В.Л. обратилась в суд с указанным иском.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия на день обращения требуемого специального стажа 25 лет. Фактическая продолжительность специального стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составила 22 года 11 месяцев 29 дней. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию лицам, осуществлявшим с педагогическую деятельность, не засчитан, в том числе, период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец указывает, что на основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Просит решение пенсионного органа отменить в части оспариваемого периода, обязать ответчика включить этот период в специальный стаж.

В судебном заседании истец Золов В.Л. поддержал требования в полном объеме.

Представители ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, поскольку исходя из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации. Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях. Сведений о том, что истец в спорный период проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат.

Заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2 статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения, порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу части 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи

В ходе рассмотрения дела установлено, что Золов В.Л., <данные изъяты> зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записям в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ он назначен учителем <данные изъяты> До этого трудовая книжка не содержит записей о работе истца.

Записи в военном билете подтверждают, что ДД.ММ.ГГГГ истец призван на действительную военную службу и ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия на день обращения требуемого специального стажа 25 лет. Фактическая продолжительность специального стажа в связи с осуществлением педагогической деятельности на дату обращения составила <данные изъяты>. При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию лицам, осуществлявшим с педагогическую деятельность, не засчитан, в том числе, период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ во взаимосвязи с другими его положениями право на получение досрочной трудовой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

При этом положения данной статьи согласно ее пункту 2 реализуются посредством списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781), имевшей место с 01 января 2002 года;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

С учетом времени действия пенсионного законодательства к спорным правоотношениям подлежит применению Список от 06 сентября 1991 года N 463.

Со ссылкой на положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец оспаривает принятое пенсионным органом решение.

Суд не находит оснований согласиться с позицией истца исходя из следующего.

Действительно, согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Однако указанные положения закона не регулируют вопросы включения периодов военной службы в специальный педагогический стаж при установлении досрочной страховой пенсии по старости. Из анализа положений абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ следует, что в льготном порядке как один день военной службы за два дня работы засчитывается время нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа и стажа государственной службы государственного служащего.

Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности во вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Из чего следует, что стаж работы по специальности применительно к пенсионному законодательству значения не имеет.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем суду не представлено сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, для установления пенсии за выслугу лет в связи с особыми условиями труда, равно как и на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Пунктом 2 данного постановления было установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, названным постановлением предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. К такой работе отнесена и педагогическая деятельность в учреждениях для детей.

Доводы истца о том, что в данном случае подлежат применению нормы Закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1, пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, для включения периода службы в составе Вооруженных Сил СССР в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения необходимо прохождение службы в период действия данного правового акта, то есть до 1 октября 1993 года и наличие не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии, который имел место до 1 января 1992 года.

Данный закон к спорным правоотношениям не применим.

Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах не предусмотрено, отсутствуют основания для включения периода службы истца в рядах Советской армии в педагогический стаж.

Педагогический стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как на момент обращения в Пенсионный фонд ДД.ММ.ГГГГ, так и на ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец, составляет менее установленного двадцатипятилетнего срока, тогда как возможность назначения досрочно пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность менее 25 лет действующим законодательством не предусмотрена, у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию.

Что касается требования о взыскании компенсации морального вреда, то в данном случае нарушение пенсионным органом неимущественных прав истца не установлено, в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований Золова В.Л. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Председательствующий судья А.Л. Михайлова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-6047/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Золов Виктор Леонидович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования в РФ по Чувашской Республике - Чувашии
Суд
Московский районный суд г. Чебоксары
Судья
Михайлова А.Л.
Дело на странице суда
moskovsky.chv.sudrf.ru
17.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
19.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее