Дело № 2-369/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2020 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при секретаре Дьяченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козырь Натальи Владимировны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
15 января 2020 года Козырь Н.В., действуя через своего представителя, обратилась в суд с иском, в котором просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 0, 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Иск обоснован тем, что истцу решением <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ года дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0, 10 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>. На основании указанного решения истцом в 2012 году подготовлен проект землеустройства для дальнейшего оформления земельного участка в собственность. При этом завершить оформление земельного участка в собственность до введения в действие на территории города Севастополя законодательства Российской Федерации, истец не успела. Истец в течение длительного времени владеет и пользуется земельным участком, несет бремя содержания, границы участка фактически установлены на местности забором. С целью завершения оформления земельного участка в собственность, истец дважды обращалась к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Вместе с тем, истцу в согласовании схемы отказано, основанием для отказа по первому заявлению послужило то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий уличной дорожной сети, во второй раз истцу отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования. В последующем истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением, в котором просила изменить трассировку красных линий в отношении испрашиваемого земельного участка, однако получила отказ. Поскольку истец неоднократно предпринимала попытки завершить оформление земельного участка в собственность, однако получала отказы, она просит признать за ней право собственности на указанный земельный участок.
В судебном заседании представители истца Ревуцкий А.В., Осколков А.С. настаивали на удовлетворении иска по основаниям, в нем изложенным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь положениями статьи 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе признания права (статья 12 ГК РФ).
Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом (часть 1 статьи 1206 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Поскольку правоотношения, связанные с предоставлением истцу спорного земельного участка, возникли до 18 марта 2014 года, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего законодательства Украины.
Согласно положениям статьи 116 Земельного кодекса Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных данным Кодексом или по результатам аукциона.
Приобретения права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.
В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.
В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.
На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.
Решение органа местного самоуправления, являлось основанием для бесплатной приватизации земельных участков гражданами Украины, что предусмотрено статьей 118 Земельного кодекса Украины, ранее действовавшего на территории города Севастополя.
Установлено, что решением <данные изъяты>, истцу дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка.
Указанным решением на Козырь Н.В. возложена обязанность обеспечить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
В 2012 году по заказу истца в установленном порядке разработан проект землеустройства по отведению спорного земельного участка.
Однако соответствующее решение о передаче в собственность земельного участка Козырь Н.В. Севастопольским городским советом принято не было.
Следовательно, согласно ранее действовавшему на территории Республики Крым и города Севастополя законодательству Украины, право собственности на означенный земельный участок у истца не возникло, поскольку ею не был получен документ, удостоверяющий право собственности (ст. ст. 125, 126 Земельного кодекса Украины 2001 года).
В соответствии с пунктом 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся до принятия настоящего Решения на территории города-героя Севастополя, является собственностью города Севастополя.Законом города Севастополя от 23.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления, распоряжения собственностью города Севастополя» в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 № 7156 «О статусе города-героя Севастополя» определяется порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014 года.
Согласно статье 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон N 46-ЗС), статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; за плату - в собственность юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; в аренду - лицам, указанным в абзаце втором настоящей части, если данные лица отказались от покупки земельного участка (часть 2 статьи 12 Закона).
Поскольку Козырь Н.В. оформление права собственности на земельный участок не было завершено до 18 марта 2014 года, она, имея намерение завершить оформление права собственности, обратилась в уполномоченный орган – Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>
Уведомлением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., основанием для отказа послужило заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно которому в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий уличной дорожной сети.
На повторное заявление Козырь Н.В. 20 декабря 2018 года Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.
В последующем истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о корректировке красных линий, установленных проектом планировки и проектом межевания территории относительно земельного участка по адресу: <адрес>
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № № ссылкой на пункт 6 ст. 6 Закона города Севастополя от 10 марта 2017 года № 325-ЗС «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Севастополе» согласно которому участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемым вопросам путем: выступления на собрании участников публичных слушаний; подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю уполномоченного органа; направления письменных предложений, замечаний в уполномоченный орган не позднее чем за три дня до проведения собрания участников публичных слушаний. На текущий момент юридические основания для включения иных вопросов в протокол и заключение о результатах публичных слушаний отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Следовательно, образование земельного участка представляет собой определенную процедуру, отнесенную к компетенции Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.
Решение о даче согласия на оформление проекта землеустройства по отводу земельного участка, не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права, не является окончательным – об утверждении проекта отвода земельного участка и передаче его в собственность, поскольку для принятия такого решения необходимо было пройти необходимые согласования.
Поскольку истцом в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством, не было получено решение о передаче ей в собственность спорного земельного участка, ей для завершения оформления права на земельный участок необходимо утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При этом истцом в установленном порядке отказы ДИЗО в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с нахождением земельного участка в границах красных линий и территории общего пользования, не оспаривались, доказательств обратному в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку право собственности в соответствии с ранее действовавшим законодательством на спорный участок у истца не возникло, при этом в порядке завершения оформления права, истцом не выполнены все необходимые действия – в частности схема расположения земельного участка не утверждена.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств, что земельный участок ранее сформирован, были установлены его границы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Козырь Натальи Владимировны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям о признании права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение принято в окончательной форме 23 марта 2020 года.