Дело № 2-5706/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 05 октября 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Копытовой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой НА к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконными решений об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения и по назначению страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Григорьева Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФР по Челябинской области) о признании незаконными решений УПФР в г.Коркино Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ и ОПФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложении обязанности по включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан), возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ней - с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г.Коркино Челябинской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии отказано. ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж, необходимый для назначения льготной пенсии, ей не зачтены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан). Считает, что ответчик нарушил ее право на пенсионное обеспечение.
Истец Григорьева Н.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещена о времени и месте его проведения, просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца - Юрина Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.
Представитель ответчика - Галичина Т.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, указанным в письменных возражениях.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, но не явившегося в судебное заседание.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований пункта 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Спорные отношения сторон относительно наличия у истца права на досрочное назначение пенсии регулируется как нормами Конституции Российской Федерации, так и специальными нормами Федерального законодательства Российской Федерации о пенсиях.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 указанного Закона установлено: «Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы и порядок назначения пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации».
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вопрос включения спорных периодов в специальный стаж надлежит разрешать с учетом ранее действовавшего законодательства о порядке и условиях назначения льготных пенсий. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Григорьева Н.А. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) работала в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УПФР в г.Коркино Челябинской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФР в г.Коркино Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ истцу в назначении пенсии по п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» было отказано в связи с отсутствием правовых оснований. Вопрос о возможности назначения пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не был рассмотрен.
ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратилась в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОПФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано по мотиву отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Согласно указанного решения, специальный трудовой стаж Григорьевой Н.А. составляет 09 лет 08 месяцев 13 дней, при этом в специальный стаж не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан), поскольку работа осуществлялась за пределами территории Российской Федерации.
Разрешая требования истца, суд исходит из следующего.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в п. 1 раздела «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель», в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «общеобразовательные учреждения», в том числе «школы всех наименований».
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств 13 марта 1992 года заключено Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение), которое подписано Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Согласно преамбуле Соглашения, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан; государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Следовательно, целью заключения данного Соглашения являлось сохранение за нетрудоспособными лицами государств-участников Соглашения права на пенсионное обеспечение, приобретенное в период вхождения государств в СССР, а также права на пенсионное обеспечение, приобретенного на территориях этих государств.
Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со статьей 5 настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
В силу статьи 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В соответствии со статьей 10 Соглашения государства-участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Таким образом, из анализа указанных норм Соглашения следует, что граждане, переселившиеся по месту жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника Соглашения, могут претендовать на назначение в Российской Федерации такого вида пенсии, который предусмотрен как на территории Российской Федерации, так и на территории государства-участника Соглашения, где выработан специальный стаж при схожих условиях назначения такого вида пенсии.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года №, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «Страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных актов следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из вышеизложенного следует, что периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами Российской Федерации после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из материалов дела следует и подтверждается компетентным органом Республики Казахстан, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) истец работала в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес>) Республики Казахстан, на нее перечислялись обязательные пенсионные взносы.
Занимаемая должность учитель начальных классов и наименование учреждения «школа, школа-гимназия» поименованы в Списках и Правилами № от ДД.ММ.ГГГГ, дающими право на назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Григорьевой Н.А. подлежат включению в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан), решение ОПФР по Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Григорьевой Н.А. в установлении пенсии подлежит признанию незаконным.
Требование относительно признания решения УПФР в г.Коркино Челябинской области (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным не подлежит удовлетворению, поскольку согласно указанного решения истцу отказано в назначении пенсии по п.1 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с чем истец согласилась. При этом вопрос о назначении пенсии по п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионным органом при принятии оспариваемого решения не рассматривался.
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ).
С учетом включенных судом спорных периодов специальный стаж составляет на момент обращения в пенсионный орган более 25 лет (25 лет педагогической деятельности было у истца на ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату первоначального обращения за назначением пенсии) у Григорьевой Н.А. возникло право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем, исковые требования о признании за Григорьевой Н.А. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения за ее назначением подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области об отказе Григорьевой НА в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области обязанность по включению в специальный стаж Григорьевой НА для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ноября 2003 года, января и февраля 2004 года, февраля 2006 года, июля 2012 года, июня 2014 года, июля 2015 года, июня 2016 года, июня 2017 года) в должности учителя начальных классов в Начальной школе №а (после переименования ГУ Школа-гимназия №а <адрес> Республики Казахстан).
Назначить Григорьевой НА досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента возникновения права - с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Григорьевой НА – отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года.
Копия верна.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: Е.А. Копытова
2-5706/2022
74RS0002-01-2022-004701-44
Центральный районный суд г. Челябинска