УИД 68RS0002-01-2023-000927-86

Дело № 33-3458/2023

Судья: Изгарёва И.В. (дело № 2-1116/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    16 октября 2023 года г. Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,

судей Рязанцевой Л.В., Альчиковой Е.В.,

при секретаре Кануткиной Е.Н.,

с участием прокурора Судоргина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуСамуйленкова В.В. к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобеМинистерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 30 июня 2023 года,

заслушав доклад судьи Альчиковой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пенсионер Министерства обороны РФ, участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Самуйленков В.В. обратился с иском к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска заявитель указал, что решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022, вступившим в законную силу 27.02.2023, действия военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты ему надбавки к пенсии за работу в 30 км зоне Чернобыльской АЭС с 01.04.2022, признаны незаконными.

Государственная функция по возмещению вреда, причиненного гражданам при прохождении военной службы, возложена на военный комиссариат законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Он, как инвалид вследствие участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получает меры государственной социальной поддержки в военном комиссариате Тамбовской области.

Именно при исполнении названной выше государственной функции и возник спор между ним и военным комиссариатом Тамбовской области, что подтверждается указанным выше судебным решением Ленинского районного суда г. Тамбова.

В результате установленных судом неправомерных действий военного комиссариата ему был причинен моральный вред, выразившийся в ограничении его личных неимущественных прав, а также в резком ухудшении состояния здоровья (последствие перенесенного острого нервного стресса). Он является гражданином с ограниченными физическими возможностями, что подтверждается экспертным заключением МСЭК и по медицинским показаниям ему противопоказано несение каких-либо дополнительных нервных стрессовых нагрузок. Моральное унижение истца военкоматом длилось значительное время (с 01.04.2022 года по 27.02.2023 года), что способствовало возникновению острого заболевания.

Считает также, что в неправомерных действиях ВКТО имеется элемент злостности, поскольку после внесенного военным прокурором Тамбовского гарнизона в адрес военного комиссара Тамбовской области представления об устранении выявленных нарушений законодательства ввиду незаконного лишения его надбавки к пенсии, военный комиссар продолжал ограничивать его право на данную надбавку, вынудив обратиться в суд.

Истец просил взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в сумме 15 000 рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 30.06.2023исковые требования Самуйленкова В.В. удовлетворены, взыскана в его пользу с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ компенсация морального вреда в сумме 15 000 рублей за счет средств казны Российской Федерации, в удовлетворении иска к Военному комиссариату Тамбовской области отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации считает решение суданезаконным, необоснованным и подлежащим отмене, указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно примененынормы материального и процессуального права.

Ссылаясь на нормы права, апеллянт полагает, что истцом не представлено доказательств того, что Министерствообороны Российской Федерации являлось непосредственным причинителем вреда,либо совершило какие-либо противоправные действия. Считает, что Министерство обороны Российской Федерации никоим образом не способствовало совершенному, в связи с чем, правовыеоснования для возмещения с ответчика морального вреда, вреда здоровьюотсутствуют.

Также автор жалобы обращает внимание на то, что суд пришел к выводу о том, что причинно-следственная связь между действиями военногокомиссариата Тамбовской области и возникшими у истца заболеваниями неустановлена.Таким образом, доказательств непосредственного причинения вредаМинистерством обороны Российской Федерации истцу не имеется, причинно-следственная связь между действиями (бездействиями) должностных лиц, врезультате которых был причинен вред истцу, отсутствует.

Просит обжалуемое решение отменить, приняв новое об отказе в удовлетворении требований истца.

Учитывая имеющиеся данные о надлежащем извещении лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, исходя из положений ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, возражениях на нее.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Самуйленкова В.В., заслушав заключение прокурора Судоргина Д.В., судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует следующее.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022, вступившим в законную силу 27.02.2023, Военный комиссариат Тамбовской области обязан возобновить выплату Самуйленкову В.В. с 01.04.2022 надбавки к пенсии, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере 30 % минимальной пенсии по возрасту.

Признаны незаконными действия Военного комиссариата Тамбовской области по прекращению выплаты указанной надбавки к пенсии Самуйленкова В.В. с 01.04.2022.

В удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной суммы указанной надбавки, а также о выплате в дальнейшей таковой, исходя из размера прожиточного минимума пенсионера, было отказано.

    В означенном судебном акте установлено, что Самуйленков В.В. является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ с 04.11.2000г., которая выплачивается ему военным комиссариатом Тамбовской области. Истец является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет инвалидность 2 группы вследствие этого, получает от ВКТО суммы в возмещение вреда здоровью.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции, действовавшей до 18 июля 2006 г.) для ликвидаторов, участвовавших в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, предоставлялось право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту.

Статьей 17 Федерального закона от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было установлено понятие минимальной пенсии по возрасту, которая в соответствии со статьей 7 Закона подлежала индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном порядке.

Правила применения минимальных пенсий для начисления надбавок к пенсии (в редакции, действовавшей до 1 января 2002 г.) в Министерстве обороны Российской Федерации регламентируются статьей 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях иорганах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в соответствии с которой надбавки к пенсиям определяются исходя из минимального размера пенсии, установленного законодательством Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для повышения минимального размера пенсии, в соответствии с которым и повышалась надбавка к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

С 1 января 2002 г. пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в котором понятие о минимальном размере пенсии не упоминается.

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 68-ФЗ были внесены изменения в часть первую статьи 46 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, согласно которым слова «установленного законодательством Российской Федерации» (в отношении минимальной пенсии) заменены словами 185 руб. 32 коп., индексируемого в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации трудовых пенсий.

То есть, минимальный размер пенсии, исходя из которого определялась надбавка к пенсии бывшим военнослужащим установлен 185 рублей 32 копейки и подлежал индексации в порядке, аналогичном индексации трудовых пенсий.

Периодически постановлениями Правительства Российской Федерации устанавливался коэффициент индексации, который применялся для увеличения надбавки к пенсии для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, рассчитываемый от минимального размера пенсии -185 руб. 32 коп.

Нормативные положения п. 2 ч. 1 ст. 30, т.е. право на установление надбавки к пенсии в размере 30% от минимального размера пенсии по возрасту Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были исключены Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом действие данного закона было распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Лицам, которым данная надбавка была установлена ранее вступивших в силу изменений, продолжалась выплачиваться таковая в размере 100 рублей 82 копейки, в том числе и Самуйленкову В.В.

24.02.2022г. истец обратился в ВКТО с заявлением о переходе на иной, наиболее выгодный для него вид пенсии: с пенсии по выслуге лет на пенсию по инвалидности. С 01.04.2022г. он стал получать пенсию по инвалидности, однако указанная надбавка перестала ему выплачиваться военкоматом со ссылкой на ее отмену Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд в обозначенном судебном акте пришел к выводу, что правоотношения сторон по пенсионному обеспечению Самуйленкова В.В. и предоставлению ему социальных льгот, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, возникли в 2000г., т.е. закон от 18 июля 2006 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в отношении спорной надбавки к истцу применен быть не может. То есть, уменьшение ответчиком объема предоставляемых истцу социальных льгот (прекращение выплаты спорной надбавки) не основано на законе.

Заместителем военного прокурора Тамбовского гарнизона 02.11.2022г. в адрес военного комиссара Тамбовской области внесено представление об устранении нарушения прав истца, которое не было исполнено военкоматом.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований в рамках настоящего дела суд первой инстанции верно руководствовался положениями статей 1064, 1069, 1071, 125, 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 об утверждении Положения о министерстве обороны Российской Федерации, пришел к следующим выводам.

Обстоятельства, установленные решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022, вступившим в законную силу 27.02.2023, имеют в силу ст.61 ГПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Истцу в результате незаконных действий военкомата, наделенного публичными полномочиями, был причинен моральный вред, и Самуйленков В.А. имеет право на его компенсацию.

Отказ в выплате причитающейся по закону надбавки к пенсии повлек за собой острую психотравмирующую ситуацию для истца. Незаконная позиция ответчика, вызывала у истца разочарование, обиду и негодование, нарушала достоинство ликвидатора аварии на ЧАЭС.

Учитывая характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, индивидуальные особенности последнего, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции считал возможным согласиться с суммой компенсации морального вреда, заявленной истцом- 15000 рублей.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, которое как главный распорядитель средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на него полномочий, несет ответственность от имени Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности за его должностных лиц и территориальных органов, в случае их незаконных действий (бездействия), если такими действиями (бездействием) физическому или юридическому лицу причинен вред.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные отношения сторон, судом верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.

Факт незаконных действий ответчика ФКУ « «Военный комиссариат Тамбовской области», выразившийся прекращении 30% надбавки к пенсии истца, предусмотренной п.2 ч.1 ст.30 закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установлен решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 15.11.2022, вступившим в законную силу 27.02.2023, судом установлена причинно-следственная связь между действиями ФКУ « «Военный комиссариат Тамбовской области» и доказанным причинением морального вреда истцу.

    Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку судом первой инстанции верно установлены предусмотренные законом основания для возложения на ответчика – Министерство обороны Российской Федерации обязанности по компенсации морального вреда, выводы суда подробно мотивированы в обжалуемом судебном акте.

Выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, не допущено.

не может не согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, которые считает законными, мотивированными.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нацелены на переоценку установленных по делу обстоятельств. Таковых оснований судебной коллегией не усматривается.

Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 27.10.2023.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-3458/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Тамбова
Самуйленков Владимир Васильевич
Ответчики
Военный комиссариат Тамбовской области
Министерство обороны Российской Федерации
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Альчикова Елена Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
31.08.2023Передача дела судье
16.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Передано в экспедицию
16.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее