РЕШЕНИЕ
ИФИО1
18 октября 2023 года <адрес>
Домодедовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи | Жуковой С.С. |
при секретаре | ФИО3 |
с участием в судебном заседании:
представителя истца Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления № ФИО4, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № и ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления № к ФИО2 о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной помощи по социальному контракту, суд
УСТАНОВИЛ:
Министерство социального развития <адрес> в лице Окружного управления № обратилось с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств, полученных в качестве социальной помощи по социальному контракту.
Исковые требования мотивированы следующим. В соответствии Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи экстренной социальной помощи в <адрес>» и Порядком назначения государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен социальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание адресной государственной помощи на основании социального контракта на мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации – осуществление предпринимательской деятельности с произведением единовременной социальной выплаты в размере 250 000 рублей 00 копеек. В программе социальной адаптации предусмотрены обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия из перечня основным мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. Согласно условиям социального контракта ФИО2 обязан исполнить предусмотренные программой адаптации и условиями социального контракта мероприятия в период действия социального контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. ФИО2 не выполнены условия социального контракта, и денежные средства использованы не по целевому назначению, а также учитывая, что образовавшаяся задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена, просит взыскать с ФИО2 единовременную выплату, на основании социального контракта на оказание адресной государственной социальной поддержки, использованной не по назначению в размере 250 000 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 поддержала иск в полном объеме по доводам письменных пояснений. Также пояснила, что решением Начальника Управления ответчику назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта, как его среднемесячный доход составлял менее величины прожиточного минимума. Социальный контракт заключен физическим лицом по условиям которого гражданин обязан был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и в дальнейшем осуществлять предпринимательскую деятельность. Денежные средства перечислены уполномоченным на то лицом физическому лицу ФИО5 на его расчетный счет. Во исполнение социального контракта и бизнес-плана он обязан заключить договор аренды на площадку клуба виртуальной реальности в ТЦ «Квартал» по адресу: <адрес>, чего не сделал и не просил внести изменения в действующий контракт в части адреса площадки размещения Клуба виртуальной реальности и сроков исполнения обязательств в связи с чем Социальный контракт был прекращен ДД.ММ.ГГГГ в одностороннем порядке. В период действия контракта ответчик неоднократно приглашался на комиссию, ему предлагалось представить документы во исполнение обязательств чего сделано не было. Ответчик приносил новые бизнес-планы о том, что он открывает новую площадку в парке и на <адрес>, 49, которые принять не было оснований, поскольку соцконтракт уже был прекращен о чем ФИО5 сообщалось.
Ответчик в судебное заседание явился, иск не признал по доводам письменных возражений. Представил документы в качестве доказательств в виде новых бизнес планов, договоров, платежных документов и иных доказательств, заключенных и подготовленных после расторжения соцконракта. Ответчик пояснил суду, что при признан малоимущим, поэтому комиссией принято решение о назначении ему государственной социальной помощи на основании соцконтракта по осуществлению материальной помощи в сумме 250 000 рублей с постановкой на учет в качестве ИП. Денежные средства от истца он получил ДД.ММ.ГГГГ в сумме 250 000 рублей на расчетный счет физлица в Сбербанке России. В том же месяце зарегистрировался в качестве ИП и планировал арендовать площадку в ТЦ «Квартал», но ему собственник здания предложил небезопасное для размещения Клуба место в связи с чем договор аренды площадки не был заключен, о чем он устно сообщил сотруднику истца, ответственному за контроль исполнения. Ответчик приглашался на комиссию по вопросу реализации соцконтракта, но ему не оказали помощь. ФИО2 направлял посредством электронной почты новые бизнес-планы, которые не принял истец. Подтвердил, что письменных соглашений об изменении условий соцконтракта в адрес истца не направлял, а бизнес-планы направил уже после ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не знал о прекращении контракта в одностороннем порядке, решение не обжаловал.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст. 8, ст. 307 Гражданского кодекса РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей является, в том числе, договор.
Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта на мероприятия по выходу из трудной жизненной ситуации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в <адрес>» и Порядком назначения государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что ФИО5 обратился к руководителю Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> ФИО6 с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи 05.10.2022г. с приложением сметы затрат и бизнес-плана ( л.д.14-35). Из представленных суду в материалы дела письменных доказательств следует, что ФИО2 с целью получения государственной социальной помощи представлен бизнес-план, предусматривавший приобретение аттракциона для открытия «Клуб Виртуальной реальности VR-портал». Проект направлен на оказание развлекательных услуг в области досуга и отдыха.
Пунктом 1.4 плана предусмотрена сумма вложений в размере 250 000 рублей, составлена смета затрат из бюджета <адрес> с наименование конкретных товаров на сумму 252 419 рублей. Бизнес-план соответствовал разделу «Смета затрат» Программы социальной адаптации Окружного управления социального развития № и был утвержден протоколом заседания комиссии по оказанию экстренной социальной помощи и государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> (л.д.50). Госорганом разработана программа социальной адаптации (л.д.44-49).
ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о назначении заявителю государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д.64).
ДД.ММ.ГГГГ заключен социальной контракт № между Министерством социального развития <адрес> в лице начальника Окружного управления социального развития № и ФИО2, что подтверждается протоколом заседания комиссии по оказанию экстренной социальной помощи и государственной социальной помощи малоимущим гражданам (л.д.51-58), во исполнение которого ГКУ <адрес> «Единый выплатной центр Министерства социального развития <адрес>», деятельность которого связана с осуществлением выплат, ФИО5 согласно приказу №П-48 от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления социального развития № выплачена социальная помощь в сумме 250 000 рублей путем направления денежных средств физлицу на расчетный счет в ПАО «Сбербанке России». В ходе судебного заседания ответчик подтвердил получения им указанной суммы 13.12. 2022 г. (л.д.59,61,97).
Судом установлено, что ФИО5 с целью получения государственной социальной помощи зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя о чем ЕГРИП внесена запись, лицу присвоен государственный номер (ОГРНИП)№, ИНН 380582824691 (л.д.38,65).
В программу по социальной адаптации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены:
регистрация в налоговом органе в качестве ИП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
получение выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
консультирование по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
предоставление в ОУСР № документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
ежемесячное информирование о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
предоставление сведений о доходах через 3 месяца после окончания СК.
На основании п. 3.2.1 контракта ФИО2 обязан выполнять мероприятия программы социальной адаптации в полном объеме, с которой был ознакомлен под подпись.
Судом установлено, что на основании п.1.5. бизнес-плана ФИО2 местом размещения площадки для «Клуб Виртуальной реальности VR-портал» являлся торговый центр «Квартал» по ул.<адрес>, при этом договоров аренды площадки ответчиком не был заключен (л.д.176-208).
В нарушение условий предоставления государственной социально помощи ДД.ММ.ГГГГ между ИП ФИО7 и ИП ФИО2 заключен договор аренды № комнаты площадью 10,7 кв.м., находящейся по адресу: <адрес> сроком на 1 месяц (л.д.75-81). В последующем между ООО «Стралайн» и ИП ФИО2 заключен договор субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого в аренду передано нежилое помещение по адресу: <адрес>(л.д.106-114), при этом доказательств, заключения указанных договоров в рамках исполнения соц.контракта ответчиком не представлено. Средства, полученные ответчиком по госконтракту пошли на оплату арендной платы по указанным договорам с ООО «Старлайн» и ИП ФИО8, что не было предусмотрено условиями предоставления государственной социальной помощи (л.д.82,115-119).
Согласно пункту 1.4 плана предусмотрена смета затрат в сумме 250 000 рублей, в том числе приобретение беговой дорожки KatWalk C2 стоимостью 184 900 рублей. Ответчиком в рамках обязательства о предоставлении документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств представлены платежные документы по приобретению техники, в том числе: сотовый телефон Samsung A235 Galaxy A23 стоимостью 16 990 рублей, телевизора Haier стоимостью 14 999 рублей, приобретение которых сметой затрат предусмотрено не было (л.д.100).
Истцом рекомендовано в кратчайшие сроки предоставить отчет о произведённых расходах в полном объеме. Выполнить мероприятия согласно программе социальной адаптации, дано разъяснение, что в случае невыполнения мероприятий программы социальной адаптации, денежные средства, полученные в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта, подлежат возврату (л.д.90).
ФИО2 документов в подтверждение выполнения программы социальной адаптации в рамках заключенного социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ не было представлено, обязательств по предоставлению документов о целевом использовании денежных средств не исполнено.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по оказанию экстренной социальной помощи и государственной социальной помощи на основании социального контракта Окружного управления социального развития № от ДД.ММ.ГГГГ № действие контракта прекращено на основании п.п.8.3, п.п. 8.3.1.2 в связи с нецелевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, о чем ответчик извещен ДД.ММ.ГГГГ, требование истца о возврате денежных средств, использованных не по целевому назначению, оставлено ФИО2 без внимания (л.д.91-96).
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд рассмотрел дело по имеющимся доказательствам и заявленным требованиям.
Пунктом 8.3 социального контракта предусмотрено его прекращение в том числе досрочно:
8.3.1 Уполномоченным органом в одностороннем порядке в случае:
8.3.1.1. неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными.
8.3.1.2. нецелевого расходования заявителем денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
Судом установлено, что истцом в рамках исполнения социального контракта комиссии проводились, ФИО2 приглашенный для дачи пояснений и предоставления документов не явился, при этом условия заключенного 24.11.2022г. социального контракта № не изменялись, дополнительных соглашений между сторонами не заключалось. Доказательств обратного суду в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами истца о том, что ФИО2 условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации не выполнил, по причинам, не являющимся неуважительными, документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств не представил. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы ответчика о личной договоренности с сотрудником истца в части первичной закупки товарно-материальных ценностей и последующим согласованием таких покупок, изменения условий уже утвержденного бизнес-плана, отсутствия денежных средств для возврата в счет полученной выплаты, использованной не по назначению суд отклоняет, учитывая, что приобретение иных товаров, условиями заключенного социального контракта не было предусмотрено, доказательств внесения сторонами изменений в соцконтракт или программу соц. адаптации суду в материалы дела не представлено. Кроме того, суд учитывает, что оснований для принятия от ФИО2 нового бизнес-плана истец не имел, учитывая, расторжение соцконтракта ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного пользу Министерства социального развития <адрес> в лице Окружного управления № с ФИО2 подлежат взысканию денежные средства, перечисленные ГКУ <адрес> «Единый выплатной центр Министерства социального развития <адрес>», деятельность которого связана с осуществлением выплат, назначаемых Министерством социального развития <адрес>, гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь и меры социальной поддержки по исполнение социального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ и прекращенного в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ по основанию нецелевого использования денежных средств.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в силу закона, суд с учетом материального положения ответчика (признан малоимущим) снижает размер госпошлины до 300 рублей. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № ░ ░░░2 (░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ ░░ <░░░░░> (░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>) ░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.