№ 66а-2228/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 14 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.И.,
Синьковской Л.Г.,
при помощнике Серегиной Е.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-31/2020 по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 14 января 2020 года, которым удовлетворено частично административное исковое заявление Боровцовой Раисы Александровны к Управлению Росреестра по Тамбовской области, Комитету по управлению имуществом Тамбовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Боровцова Р.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – торговые центры, торгово-выставочные комплексы, многофункциональные комплексы, для размещения объектов торговли, площадью 1 611+/-14 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года в размере его рыночной стоимости – 3 393 313 рублей.
В обоснование требований административный истец указала на нарушение ее прав как плательщика земельного налога, поскольку используемая для расчета налога кадастровая стоимость объекта недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2018 года Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года № 854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области» в размере 7 037 347 рублей 41 копейка, не соответствует его реальной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости ООО «СО-Эксперт» № <данные изъяты> от 19 марта 2019 года.
Решением Тамбовского областного суда от 14 января 2020 года исковые требования Боровцовой Р.А. удовлетворены частично. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – торговые центры, торгово-выставочные комплексы, многофункциональные комплексы, площадью 1 611+/-14 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, установлена равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 3 840 624 рубля. В удовлетворении требований к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области отказано.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом Тамбовской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что представленный административным истцом отчет об оценке вызывает сомнения в его обоснованности и достоверности по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью. Кроме того, следуя принципам административного судопроизводства, суд первой инстанции в обязательном порядке должен был назначить судебную экспертизу по собственной инициативе на предмет определения рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения его кадастровой стоимости. Не обладая специальными знаниями в данной области суд не может утверждать о правильности определения рыночной стоимости, представленной административным истцом.
От Боровцовой Р.А. поступили письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых административный истец выражает несогласие с доводами административного ответчика и просит оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, подавших ходатайства о рассмотрении дела без их участия.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Боровцова Р.А. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 мая 2019 года № <данные изъяты> является собственником объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – торговые центры, торгово-выставочные комплексы, многофункциональные комплексы, для размещения объектов торговли, площадью 1 611+/-14 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>
Статьей 65Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В силу требований главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость поименованного выше объекта недвижимости утверждена Приказом комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 30 ноября 2018 года № 854 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Тамбовской области» и по состоянию на 1 января 2018 года составляет 7 037 347 рублей 41 копейка (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 февраля 2019 года №<данные изъяты>); на момент рассмотрения дела является действующей. Сведения об утвержденной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года.
В силу требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно положениям части 7 статьи 22 названного федерального закона результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке рыночной стоимости ООО «СО-Эксперт» № <данные изъяты> от 19 марта 2019 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года составляла 3 393 313 рублей.
В связи с наличием сомнений в правильности произведенных оценщиком расчетов по инициативе суда по административному делу судом первой инстанции назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено ответить на вопросы, соответствует ли отчет об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствует, определить рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года.
Заключением эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» № <данные изъяты> от 25 ноября 2019 было установлено наличие нарушений требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки при составлении отчета, которые существенно повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <адрес> по состоянию на 1 января 2018 года в размере 3 840 624 рубля.
Устанавливая размер кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости на основании экспертного заключения, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования, указание на использованные методы оценки (сравнительный подход) и проведенные расчеты, обоснование отказа от доходного и затратного подходов, иные сведения, имеющие существенное значение. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер.
Экспертом проведен анализ рынка, выбраны объекты-аналоги, сопоставимые по индивидуальным характеристикам с объектом исследования, дата предложения которых предшествует дате установления стоимости. Использованные экспертом сведения об объектах-аналогах, подтверждены приложенными к заключению материалами. В приведенных в заключении расчетах обозначены основные параметры, влияющие на рыночную стоимость, при необходимости проведены соответствующие корректировки.
Суд апелляционной инстанции находит приведенные выводы суда правильными, соответствующими нормам действующего законодательства. Приведенная в решении суда оценка экспертного заключения как доказательства по делу соответствует требованиям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Эксперт имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, приведенное в апелляционной жалобе утверждение об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке без проведения экспертизы не соответствует обстоятельствам дела. Экспертное заключение сомнений в его обоснованности не вызывает, ссылок на его несоответствие действующему законодательству, наличие в нем неточностей апелляционная жалоба не содержит.
При таком положении, решение Тамбовского областного суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░