Дело № 2-1372/23
УИД 91RS0019-01-2023-000891-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2023 года г. Симферополь
Симферопольский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Томащака А.С.,
при секретаре - Фасон Е.Ю.,
с участием представителя истца Маушевой Э.Р.- Сиразиева С.Р. (в режиме видеоконференц-связи),
представителя ответчика Публичного акционерного общества «Сбербанк»- Хуришанова Д.Б. (в режиме видеоконференц-связи),
помощника прокурора Симферопольского района Республики Крым- Богдан А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маушевой Эльмиры Ремзиевны к публичному акционерному обществу «Сбербанк», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю, о признании действий по ограничению дистанционного доступа к банковской карте и банковскому счету незаконными, возложении обязанности по разблокировке дистанционного доступа к банковской карте и банковскому счету,
установил:
Маушева Эльмира Ремзиевна обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Сбербанк» (далее Банк), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю, о признании действий по ограничению дистанционного доступа к банковской карте № и привязанного к карте банковского счета истца, выразившиеся в блокировании интернет-банка, банковской карты - незаконными, возложении обязанности по разблокировке дистанционного доступа к банковской карте № и привязанного к карте банковского счета истца и интернет- банку.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что между сторонами по делу был заключен договор банковского счета, по которому истцу была выпущена и выдана в пользование банковская карта, а также к указанному счету/карте было подключено дистанционное банковское обслуживание (далее ДБО). В начале ДД.ММ.ГГГГ года карта истца и ДБО были заблокированы Банком. Личный менеджер Банка направил запрос в адрес истца, в котором указал, что истец должен предоставить Банку пояснения об источниках происхождения денежных средств и экономической сути операций за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также пояснения по операциям, проведенным по счетам<данные изъяты> После чего истцом были направлены в адрес банка соответствующие пояснения с приложением запрашиваемых документов, обосновывающие законное происхождение денежных средств, а также экономический смысл операций. Однако, получив пакет документов от истца, Банк не уведомил клиента о необходимости предоставления дополнительных документов и пояснений, при этом направил через личного менеджера истца о невозможности разблокировки дистанционного доступа к банковской карте № и привязанного к карте банковского счета истца и интернет-банку, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, поскольку они не основаны на законе.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Прокурор в судебном заседании сделал заключение о незаконности заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, заключение прокурора, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В силу положений пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 848 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.
По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (статья 845 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 849 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
В силу статьи 858 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, ограничение распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету, в том числе блокирования (замораживания) денежных средств в случаях, предусмотренных законом.
Основания и порядок приостановления операций с денежными средствами, отказа в выполнении расчетных операций предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Данный Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1 Федерального закона N 115-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, покоторой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Пунктом 2 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным Банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом и утверждаются руководителем организации.
Из указанной нормы следует, что она не устанавливает конкретный перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию, тем самым, позволяя организации, осуществляющей операции с денежными средствами, самостоятельно определять объем соответствующих сведений.
Во исполнение требований п. 2 ст. 7 Федерального закона N115-ФЗ, Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02 марта 2012 года N375-П, ОАО "Сбербанк России" разработаны Правила внутреннего контроля N881-р.
Согласно приложения N 4 к Правилам, признаками, свидетельствующими о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла; регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с последующим переводом на банковские счета третьих лиц;зачисление на счет Клиента в течение небольшого периода (3-х банковских дней) по одному и тому же основанию от одного или нескольких контрагентов денежных средств на сумму 600 000 руб.; иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
Кроме того, Банком России в письме от 26 декабря 2005 года N161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций" даны следующие разъяснения - к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены операции, указанные в письмах Банка России от 26 января 2005 года N12-Т, от 26 января 2005 года N17-Т, а также следующие виды операций: регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение нескольких дней; осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.
В соответствии с п. 4.1 26. Условия выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк, банковская карта является собственностью Банка и выдается во временное пользование клиентам. При этом клиент является держателем карты (п. 1.10).
В соответствии с п. 3.23. Условия выпуска и обслуживания дебетовой карты ПАО Сбербанк Банк вправе полностью или частично приостановить операции по Счету Карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Также в соответствии с п. 3.18.2. Условия банковского обслуживания приостановить или ограничить предоставление услуг «Сбербанк Онлайн» при выявлении фактов и/или признаков нарушения информационной безопасности, а также в случае трехкратного некорректного ввода Постоянного пароля, выявления Банком в деятельности Клиента признаков сомнительных операций и сделок, а также при не предоставлении Клиентом дополнительной информации (документов)
П. 3.18.4. Условия банковского обслуживания. Осуществлять контроль смены SIM- карты по номеру телефона, подключенного Клиентом к «Мобильному банку», и, в случае выявления такого факта, приостанавливать или ограничивать предоставление услуги «Сбербанк Онлайн» до подтверждения Клиентом смены SIM- карты.
В соответствии с п. 4.15. Условия банковского обслуживания. Банк вправе полностью или частично приостановить операции по Счету Карты, а также отказать в совершении операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе, если у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
По смыслу изложенных правовых норм, банку предоставлено право самостоятельно с соблюдением требований внутренних нормативных актов относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 23.11.2022г. клиент (истец) на основании заявления о заключении Договора об обслуживании пакета услуг «Первый» истец ознакомлен(-а) и согласен(-а) с тем, что при условии моего соответствия критериям, указанным в п. 2.5Условий обслуживания, настоящее Заявление о заключении Договора об обслуживании пакета услуг «Первый»(далее - Заявление) признается акцептом Клиента оферты Банка и Заявление, заполненное и подписанное мной, Условия обслуживания пакета услуг «Первый» (далее - Условия обслуживания) и Тарифы по обслуживанию пакета услуг «Первый» (далее - Тарифы) в совокупности являются заключенным между мною и Банком Договором об обслуживании пакета услуг «Первый».
Истец дала согласие на списание Банком суммы в размере платы за обслуживание пакета услуг «Первый» (заранее данный акцепт):2. со счетов дебетовых банковских карт в рублях РФ, открытых в Банке после оформления настоящегоЗаявления1. со следующих счетов дебетовых банковских карт, открытых в Банке в рублях № Наименование видакарты1Номер счета Номер карты1ВалютасчётаСрок окончания действия № № льготный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Подтверждение заключения Договора1. Ознакомлен(-а) и согласен(-а) с Условиями обслуживания и обязуюсь их выполнять2. Ознакомлен(-а) и согласен(-а) с Тарифами.3. Уведомлен(-а) о том, что Условия обслуживания и Тарифы размещены на официальном сайте Банке и/или в структурных подразделениях Банка, осуществляющих обслуживание пакетов услуг.4. Уведомлен(-а) о том, что при возникновении налогооблагаемого дохода Банк в соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога Банк обязан в срок, установленный действующим налоговым законодательством, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту учета Банка о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно условиям банковского обслуживания, п. 4.32. Банк имеет право отказать в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, по которой не предоставлены информация и документы по запросу Банка, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Согласно условиям банковского обслуживания, п 4.20. Банк имеет право требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, в случаях, установленных внутрибанковскими правилами, а также при возникновении сомнений в правомерности использования Карты.
В ДД.ММ.ГГГГ Банк заблокировал банковскую карту истца и привязанный к карте банковский счет истца и интернет-банку.
После чего Истцом предоставлены следующие документы:
Справка о доходах и суммах налога <данные изъяты> г. Общая сумма дохода <данные изъяты>. (налоговый агент <данные изъяты>
Справка о доходах и суммах налога ФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г. Общая сумма дохода <данные изъяты> (налоговый агент <данные изъяты>
Справка о доходах и суммах налога ФЛ за ДД.ММ.ГГГГ г. Общая сумма дохода <данные изъяты>. (налоговый агент <данные изъяты>
Справка о доходах и суммах налога ФЛ за ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма дохода <данные изъяты>. (налоговый агент <данные изъяты>
Скриншоты экрана телефона - чеки по операциям по счетам клиента, открытым в ПАО Сбербанк (переводы физическим лицам (клиент - отправитель) и переводы от физических лиц (клиент - получатель)).
Скриншот с информацией о количестве совершенных сделок. Скриншот не содержит информацию:
о платформе, на которой совершались сделки
о лице (пользователе), совершавшем сделки
Истцом также предоставлены следующие пояснения:
«<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
После получение предоставленных документов истцом, ПАО Сбербанк провел внутреннее расследование, где выяснилось следующее:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по счетам клиента №, №, №, №, №, проводились операции, которые соответствовали признакам, указанным в 375-П Положении ЦБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, указывающим на необычный характер, информация по которым направлена в уполномоченный орган с кодом:
1499 - Иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
Схема: Переводы с карты на карту через мобильный банк с последующим списанием с карты на карту через мобильный банк
При этом:
- Клиентом не подтверждена регистрация (верификация) пользователем на криптобирже Binance.
- Клиентом не предоставлена выписка по истории операций (сделок) на платформе Binance.
- Клиентом не предоставлены документы, являющиеся основаниями поступления/списания денежных средств в адрес множества физических лиц.
Операции по счету клиента проводились в больших объемах, с большим количеством переводов в короткие сроки (в течение одного дня), с большим количеством контрагентов, что не характерно для обычной жизнедеятельности.
Операции клиента соответствуют признакам сомнительных операций, указанных в Методических рекомендациях «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц» от 6 сентября 2021 г№
- необычно большое количество контрагентов - физических лиц (покупателей/продавцов), например, более 10 в день, более 50 в месяц
- значительные объемы операций по списанию и зачислению безналичных денежных средств, совершаемых между физическими лицами,
- необычно большое количество операций по зачислению/списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день
-значительные объемы операций по списанию/зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц
-в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств).
Поступление денег на карту от физических лиц/списание на счета физических лиц проводится без документов (не подтверждены договорные отношения с контрагентами.
На карту клиента проводятся систематические поступления переводов от разных ФЛ, после зачисления переводов д/средства отправляются другим ФЛ.
В связи с чем, Банк сделал вывод, что с учетом непредставления документов, подтверждающих регистрацию (верификацию) пользователем на криптобирже, непредставлением выписки по истории операций (сделок) на криптобирже, невозможности идентифицировать сделки на криптобирже и их принадлежность к физическим лицам, с которыми проводятся операции по счету клиента в Сбербанке, а также отнесение сделок с криптовалютой к сделкам повышенного риска, имеются подозрения, что операции, проводимые по счету клиента носят сомнительный характер, целью которых является сокрытие аудиторского следа по движению финансовых потоков с последующим проведением транзитных операций по счетам физических лиц и дальнейшим обналичиванием. Операции не являются прозрачными для банка. С учетом вышеизложенного, операции признаны подозрительными.
Поскольку операции клиента вызвали подозрение, было произведено ограничение дистанционного банковского обслуживания счета клиента. При этом, денежные средства на счете не заблокированы, для проведения операции клиент имеет право обратиться в отделение банка, обслуживающее расчетный счет, для проведения операции.
Таким образом, после получение предоставленных документов истцом, ПАО Сбербанк провел проверку документов и направил ответ о том, что Банком была проведена Проверка, в соответствии с которой предоставленные документы согласно запросу по 115-ФЗ рассмотрены. По причине сомнительного характера операций действие услуги Сбербанк Онлайн/банковских карт заблокировано. По результатам рассмотрения принято решение о невозможности возобновления действия карт и СберБанк Онлайн. Для получения денежных средств, вы можете обратиться в офис банка.
Документы, предоставленные истцом (клиентом) на запрос ФИО3 в виде скриншотов с телефона, Справки 2-НДФЛ ФИО2 за ДД.ММ.ГГГГ.г. (как физического лица) о подтверждающие уплату налогов, обосновывающие законное происхождение денежных средств, а также экономический смысл операции были недостаточные/малозначительные и не имели место быть к поступившим денежных средств на счета клиента.
При таких обстоятельствах, действия Банка обусловлены требованиями Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма N881-р.
Банк не ограничивает право истца на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете. Истец имеет возможность в любой момент обратиться в отделение Банка с заявлением о закрытии счета и получить денежные средства со счета.
Анализируя обстоятельства дела, и оценивая их в совокупности с представленными по делу документами, суд приходит к выводу, что имевшиеся в распоряжении банка сведения о финансовых операциях, проводимых по счету истца, свидетельствовали о подозрительном характере операций и являлись достаточным основанием для осуществления банком документального фиксирования этих операций.
Документов, раскрывающих сути совершенных операций устраняющих неясность в их экономическом смысле и в вопросе о законности целей при совершении этих операций, материалы дела не содержат.
Согласно статье 866 Гражданского кодекса Российской Федерации банк может быть привлечен к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента. Однако такое неисполнение должно носить неправомерный характер.
Таким образом, доводы иска о том, что банк, отказывая истцу в одностороннем порядке пользовании банковским счетом, нарушает свои обязательства, предусмотренные договором, а также нарушают права истца как потребителя, не могут быть приняты судом в силу вышеприведенных норм.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения факты нарушения прав истца как потребителя, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
В удовлетворении иска Маушевой Эльмиры Ремзиевны к публичному акционерному обществу «Сбербанк», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора- Межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу по Республике Крым и городу Севастополю, о признании действий по ограничению дистанционного доступа к банковской карте и банковскому счету незаконными, возложении обязанности по разблокировке дистанционного доступа к банковской карте и банковскому счету - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами, прокурором и другими лицами, участвующим в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Томащак
(мотивированный текст решения изготовлен 09 августа 2023 года)
Судья А.С. Томащак