Решение по делу № 2а-1103/2018 от 17.01.2018

дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

при секретаре Ивановой Л.В.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Желниной Л. С. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,

У С Т А Н О В И Л :

Желнина Л.С. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от <дата> о приостановлении осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.

В обоснование иска указала, что на основании договора дарения от <дата> является собственником земельного участка площадью 500 кв.м с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В отношении данного земельного участка по инициативе административного истца кадастровым инженером <данные изъяты> были выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка в границах существующего ограждения. По материалам полевой проверки, выполненной кадастровым инженером на местности путем определения координат характерных точек границ земельного участка и последующей обработки полученных данных выявлено несоответствие значений координат характерных точек границы данного земельного участка на местности с ранее определенными их значениями, содержащимися (воспроизведенными) в ЕГРН. Государственный кадастровый учет земельного участка административного истца осуществлен в результате выполнения кадастровых работ <дата>. Согласно заключению кадастрового инженера, при выполнении кадастровых работ в отношении указанного земельного участка допущена реестровая ошибка в отношении описания местоположения границы земельного участка, которая воспроизведена в ЕГРН. С целью исправления реестровой ошибки в координатах места расположения земельного участка, <дата> административный истец обратилась в Управление Росреестра по Московской области (Пушкинский отдел) с соответствующим заявлением, представив межевой план. <дата> административным ответчиком было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании ст. 26 Закона № 218-ФЗ. Основанием к принятию решения послужило отсутствие в межевом плане сведений, подтверждающих местоположение границ и площади земельного участка. Указанное решение было обжаловано в апелляционную комиссию, решением которой заявление было отклонено.

С учетом заявленных административным истцом требований, судом ы порядке ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены – администрация Пушкинского муниципального района Московской области, кадастровый инженер Тараненко Г.А

Административный истец Желнина Л.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель Управления Росреестра по Московской области по доверенности Крюков К.Р. возражал удовлетворению заявленных требований, указав, что кадастровый учет земельного участка был осуществлен в 2015 году на основании решения суда, которое было представлено в составе межевого плана.

Представитель заинтересованного лица – администрации Пушкинского муниципального района Московской области по доверенности Бакулин И.А. поддержал позицию Управления Росреестра по Московской области, указав, что изменение границ земельного участка не было согласовано с органом местного самоуправления.

Заинтересованное лицо – кадастровый инженер Тараненко Г.А. в суд не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит административный иск Желниной Л.С. не подлежащим удовлетворению.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 22 КАС РФ, Федеральным законом от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решением Пушкинского городского суда Московской области от <дата> (л.д. 125) за правопредшественником административного истца Желниной Л.С.Колдышовым С.С. было признано право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; с установлением границ указанного земельного участка. Решение суда вступило в законную силу <дата>.

На основании указанного решения суда был подготовлен межевой план (л.д. 120-128), который был представлен в орган кадастрового учета. В состав межевого плана вошел акт согласования границ, в соответствии с которым границы указанного земельного участка были согласованы органами местного самоуправления – администрацией сельского поселения Ельдигино Пушкинского муниципального района Московской области и администрацией Пушкинского муниципального района Московской области.

<дата> был осуществлен кадастровый учет указанного земельного участка (л.д. 74-83), земельному участку присвоен кадастровый номер .

Желнина Л.С. на основании договора дарения от <дата>, заключенного с Колдышовым С.С., является собственником указанного выше земельного участка. Право собственности Желниной Л.С. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, копия которого представлена в материалы дела (л.д. 95).

<дата> Желнина Л.С. обратилась в Управление Росреестра по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка, указав основанием учета изменений – изменение описания местоположения границ земельного участка (л.д. 98-99). К указанному заявлению Желниной Л.С. был приложен межевой план (л.д. 66-97).

<дата> Управлением Росреестра по Московской области принято решение принял решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (л.д. 60-62).

Основанием к приостановлению осуществления кадастрового учета изменений послужило следующее: 1. в нарушение п. 31 Требований к подготовке межевого плана в реквизите «1» раздела «Исходные данные» представленного межевого плана не указаны сведения о наименовании и реквизитах документа о предоставлении данных, находящихся в федеральном картографо-геодезическом фонде в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов государственной геодезической сети и пунктов опорной межевой сети; 2. в соответствии с п. 70 Требований к подготовке межевого плана и ч. 10. ст. 22 Закона № 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. В представленном межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и площади земельного участка.

Указанное решение оспаривается административным истцом Желниной Л.С.

Досудебный порядок урегулирования административного спора административным истцом Желниной Л.С. соблюден, что подтверждается представленным в материалы дела решением апелляционной комиссии Управления Росреестра по Московской области (л.д. 55).

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета с <дата> регулируются положениями Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. 7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В силу ст. 3 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ 1. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Статья 26 Федерального закона № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации права, к которым относятся: 7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; 31) изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Довод стороны административного истца и ссылку кадастрового инженера Тараненко Г.А. в его заключении, входящим в состав межевого плата, о том, что при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка административного истца допущена реестровая ошибка в отношении описания местоположения границ земельного участка, которая в настоящее время воспроизведена в ЕГРН, суд находит несостоятельными.

Основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о площади, границах указанного выше земельного участка и их местоположения явилось вступившее в законную силу решение суда от <дата>, которым были установлены площадь и местоположение границ указанного земельного участка.

Таким образом, границы земельного участка административного истца определены на местности решением суда, сведения о площади и о координатах поворотных точек его границ внесены в государственный кадастр (в настоящее время - реестр) недвижимости также на основании решения суда.

Наличие решения суда, которым установлены границы земельного участка, свидетельствует об отсутствии воспроизведенной в ЕГРН реестровой ошибки.

Доказательств того, что описание местоположения границ земельного участка в ЕГРН не соответствует их описанию в решении суда стороной административного истца в порядке ст. 62 КАС РФ не представлено.

Также суд отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Как следует из межевого плана земельный участок административного истца граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена.

Ссылку кадастрового инженера в акте согласования границ о том, что в соответствии со ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ согласования границ в отношении такого земельного участка не требуется, суд находит несостоятельной, основанной на неверном толковании норм права.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» 1. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

4. От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников), представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц), представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования). В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от <дата> «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона Московской области от 07 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Административным истцом уточнение местоположения границ ее земельного участка в нарушение приведенных выше положений действующего законодательства с органом местного самоуправления согласовано не было.

Оценив, представленные доказательства в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к выводу о законности принятого административным ответчиком решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отсутствии нарушений прав истца со стороны административного ответчика, в связи с чем у суда отсутствуют основания для возложения на Управление Росреестра по Московской области обязанности по устранению нарушений прав Желниной Л.С.

Поскольку на день рассмотрения административного дела и принятия по нему решения оснований утверждать о наличии нарушения прав и свобод Желниной Л.С. и необходимости в связи с этим возложения на ответчика обязанности по устранению таких нарушений у суда не имеется, суд в соответствии со ст. 227 ГПК РФ отказывает в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Желниной Л. С. об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья:

2а-1103/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Желнина Л.С.
Желнина Людмила Сергеевна
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Другие
Тараненко Г.А.
Тараненко Геннадий Афанасьевич
Администрация Пушкинского муниципального района МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
pushkino.mo.sudrf.ru
17.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
01.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2018[Адм.] Судебное заседание
28.02.2018[Адм.] Судебное заседание
02.03.2018[Адм.] Судебное заседание
02.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018[Адм.] Дело оформлено
17.05.2018[Адм.] Дело передано в архив
18.04.2020Регистрация административного искового заявления
18.04.2020Передача материалов судье
18.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2020Подготовка дела (собеседование)
18.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Судебное заседание
18.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2020Дело оформлено
18.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее