Дело № 33–5193/2019 Докладчик - Бибеева С.Е.
Дело № 2-1698/2019 (суд I инстанции) Судья – Гашина Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
судей Бибеевой С.Е., Огудиной Л.В.
при секретаре Крисько В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 19 декабря 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова В.А. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 4 октября 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Смирнова В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области, Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Александровском районе Владимирской области об отмене решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Александровском районе Владимирской области от 9 января 2019 года об отказе в установлении дополнительного материального обеспечения и назначении дополнительного материального обеспечения отказать.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е., объяснения истца Смирнова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Александровском районе Владимирской области и Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области Дерен Ю.Г., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Смирнов В.А., уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ГУ ОПФ РФ), в котором просил отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Александровском районе от 09 января 2019 года (далее – ГУ УПФ РФ в Александровском районе) об отказе в установлении дополнительного материального обеспечения и назначить ему дополнительное материальное обеспечение в размере 330 процентов размера социальной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» с 24 декабря 2018 года.
В обоснование исковых требований указал, что 18 июня 1991 года ему присуждена премия Совета Министров СССР за организацию массового высокоэффективного производства транзисторов широкой номенклатуры на основе разработки и освоения высокопроизводительного автоматического оборудования. 18 декабря 2018 года он обратился в ГУ УПФ РФ в Александровском районе с заявлением о назначении ему ежемесячной дополнительной выплаты в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией». Однако решением ответчика от 9 января 2019 года ему было отказано в назначении дополнительного материального обеспечения по причине отсутствия права на эту выплату. Полагал данный отказ незаконным.
Протокольным определением суда от 31 июля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ УПФ РФ в Александровском районе (л.д. 24).
В судебном заседании истец Смирнов В.А. уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ ОПФ РФ в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции, при этом ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 40).
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Александровском районе Борисова А.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что истец не относится к лицам, которые имеют право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. Указала, что лауреаты премии Совета Министров СССР не поименованы в вышеуказанном законе, в связи с чем, истец фактически предлагает расширить перечень лиц, указанных в нём, что является неверным.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Смирнов В.А. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что Совет Министров СССР, как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти СССР, имел право присуждать премии от имени государства. Полагает, что имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», поскольку награжден премией Совета Министров СССР, которая согласно телетайпограммы Минтруда РФ № 2181-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-32/3539 от 12 апреля 2002 года дает право на данную выплату.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Александровском районе считает вынесенное решение законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 24 декабря 2018 года Смирнов В.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 17).
Постановлением Кабинета министров СССР от 18 июня 1991 года Смирнову В.А. была присуждена премия Совета Министров СССР за организацию массового высокоэффективного производства транзисторов широкой номенклатуры на основе разработки и освоения высокопроизводительного автоматического оборудования, присвоено звание лауреата указанной премии с вручением соответствующего диплома (л.д. 8).
18 декабря 2018 года Смирнов В.А. обратился в ГУ УПФ РФ в Александровском районе с заявлением о назначении дополнительного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (л.д. 9).
9 января 2019 года ГУ УПФ РФ в Александровском районе письмом № С-127/33 отказало Смирнову В.А. в назначении данного обеспечения со ссылкой на то, что граждане, награжденные премией Совета Министров СССР, правом на установление дополнительного материального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» не обладают, так как данная категория не предусмотрена вышеуказанным законом.
Разрешая спор и отказывая Смирнову В.А. в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что премия Совета Министров СССР, имеющая самостоятельные правовой статус, основания и порядок награждения, не относится к перечню государственных премий СССР, в связи с чем, пришел к выводу о том, что Смирнов В.А., удостоенный премией Совета Министров СССР, не имеет права на предусмотренное Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» дополнительное материальное обеспечение.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они являются правомерными, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела с учетом имеющихся в деле доказательств и нормам материального права.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 7 в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого составляет предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
Федеральный закон от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 указанного закона установлено, что граждане Российской Федерации, получающие пенсию, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» дополнительное ежемесячное материальное обеспечение назначается лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР).
Пунктом 5 Перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 20 марта 2018 года №172н, установлено, что гражданами Российской Федерации, являющимися лауреатом Ленинской премии, лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации представляются диплом лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Государственной премии РСФСР, лауреата Государственной премии Российской Федерации, а в случае отсутствия указанных документов - иные документы, подтверждающие факт присвоения почетного звания лауреата, выданные в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 739 от 9 сентября 1966 года были введены, начиная с 1967 года, государственные премии СССР, которые постановлено присуждать ежегодно в годовщину Великой Октябрьской социалистической революции.
В силу п. 1, действовавшего на момент присуждения премии Смирнову В.А., Положения о Государственной премии СССР в области науки и техники, утвержденного постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 21 марта 1989 года № 251, государственная премия СССР присуждается: за научные исследования, вносящие выдающийся вклад в развитие гуманитарных, естественных и технических наук, приводящие к значительному ускорению экономического и социального развития страны, решению общечеловеческих задач, к выходу советской науки и техники на уровень передовых достижений в мире; за получение выдающихся результатов в реализации проектов государственных научно - технических программ; за разработку и внедрение новых видов техники, материалов и технологии, находящихся по своим показателям на уровне лучших мировых аналогов, обеспечивающих повышение темпов и эффективности развития экономики, а также за создание ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, укрепление обороноспособности страны; за выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления; за лучшие учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средних общеобразовательных школ, профессионально - технических училищ и для системы политической и экономической учебы трудящихся, получившие широкое общественное признание; за выдающиеся достижения в труде и научно - техническом творчестве передовикам социалистического соревнования - рабочим, колхозникам, инженерно - техническим работникам и специалистам.
Пунктами 4-11 вышеуказанного положения предусмотрен порядок выдвижения работ на соискание Государственной премии СССР в области науки и техники. При этом не допускается выдвижение на соискание Государственной премии СССР работы, удостоенной (или выдвинутой на соискание) Ленинской премии, премии Совета Министров СССР или Государственной премии союзной республики.
В силу действовавшего на момент присуждения премии Смирнову В.А. постановления «О премиях Совета Министров СССР» от 18 октября 1979 года № 950, премии Совета Министров СССР присуждаются Советом Министров СССР по представлению Государственного комитета СССР по науке и технике и ВЦСПС за выполнение комплексных научных исследований, проектно-конструкторских и технологических работ по важнейшим направлениям развития народного хозяйства и его отраслей и за внедрение результатов этих исследований и работ (в том числе за выполнение научно-технических программ).
Таким образом, результаты работы, за достижение которых присуждается премия Совета Министров, в отличие от результатов, за достижение которых присуждаются Государственные премии, не имеют столь масштабного характера.
Следовательно, в отличие от Государственной премии РФ, премия Совета Министров СССР учреждена в целях совершенствования системы премирования в определенной области, стимулирования профессиональной деятельности в этой области и статусом «Государственной» премии не наделена.
К тому же порядок награждения указанными премиями различный.
В соответствии с п. 9 Положения о Государственной премии СССР в области науки и техники, утвержденного постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР от 21 марта 1989 года № 251, решения о присуждении Государственных премий СССР вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о присуждении Государственных премий СССР публикуются в печати к годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Лицам, удостоенным Государственной премии СССР, присваивается звание «Лауреат Государственной премии СССР», в торжественной обстановке вручаются диплом и почетный знак.
Лицам, которым присуждаются премии Совета Министров СССР, вручаются диплом и нагрудный знак «Лауреат премии Совета Министров СССР» (п. 1 постановления Совета Министров СССР № 950 от 18 октября 1979 года).
Смирнов В.А. является лауреатом премии Совета Министров СССР.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 15 ноября 2007 года № 736-О-О разъяснил, что само по себе закрепление в законе права лиц, являющихся лауреатами государственных премий СССР, на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан, которым присуждались единовременные премии Совета Министров РСФСР и не может воспрепятствовать реализации их конституционных прав на социальное обеспечение.
Таким образом, к Государственной премии СССР, с присуждением которой Федеральный закон от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» связывает право граждан на установление дополнительного материального обеспечения, относится премия, в соответствии с актом, учредившим её, и положением о ней. Премия Совета Министров СССР не предусмотрена перечнем премий, дающих право на получение дополнительного материального обеспечения в соответствии с нормами вышеуказанного закона, в связи с чем, Смирнов В.А. не имеет право на получение данной выплаты.
Учитывая вышеуказанные правовые нормы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе Смирнову В.А. в удовлетворении иска об отмене решения ГУ УПФ РФ в Александровском районе от 9 января 2019 года об отказе в установлении дополнительного материального обеспечения и назначении дополнительного материального обеспечения с 24 декабря 2018 года.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что премии Советов Министров СССР являются государственными премиями СССР, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Ссылка в апелляционной жалобе Смирнова В.А. на телеграмму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 2181-ЮЛ/ЛЧ-06-32/3539, в которой указано, что из числа лауреатов соответствующих премий право на дополнительное материальное обеспечение имеют, в том числе лауреаты премий Совета Министров СССР, не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку данная телеграмма не прошла регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и не является нормативным актом.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 4 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова Виктора Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи С.Е. Бибеева
Л.В. Огудина