Докладчик Филимонова И.В. Апелляционное дело № 33-1860/2018
Судья Кулагина З.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 мая 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Нестеровой А.А.
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Розова Сергея Александровича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты, компенсации морального вреда,
поступившее по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
обратившись с указанным иском, Розов С.А. просил:
- признать незаконным решение об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, изложенное в выписке из протокола № 77 от 5 октября 2016 года заседания комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенных со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – комиссия ФСИН России);
- признать право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;
- возложить обязанность на комиссию Федеральной службы исполнения наказаний России поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с заявлением о постановке на учет с 27 марта 2014 года;
- взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование требований истец указал следующие обстоятельства.
Розов С.А., ... внутренней службы, проходит службу в учреждении уголовно-исполнительной системы в исправительной колонии № УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии в должности ....
27 марта 2014 года Розов С.А. обратился в УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав состав семьи из четырех человек (истец Розов С.А., супруга истца Розова Е.А., сын ФИО1., дочь ФИО2.), по результатам рассмотрения которого подкомиссией УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии было принято решение ходатайствовать перед комиссией ФСИН России о рассмотрении вопроса о постановке Розова С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На момент подачи данного рапорта выслуга лет Розова С.А. в календарном исчислении составляла более 11 лет.
26 сентября 2017 года Розов С.А. получил выписку из протокола ФСИН России от 5 октября 2016 года № 77, в которой отражен отказ в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, а именно выписки из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; информации на супругу по адресу проживания: <адрес>; информации по месту проживания (регистрации) сына и дочери до 29 января 2014 года.
По мнению истца, данное обстоятельство не является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Розов С.А. считает незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по указанному основанию, поскольку вместо выписки из домовой книги была представлена выписка из лицевого счета на жилое помещение, в выписке из протокола от 16 апреля 2014 года №10 было указано, что до июля 2010 года он с семьей был зарегистрирован и проживал в комнате секционного типа по адресу: <адрес>, а до января 2014 года он с семьей был зарегистрирован и проживал в квартире по адресу: <адрес>. Отказом в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ему причинен моральный вред в размере 50000 рублей.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года постановлено об удовлетворении исковых требований, за исключением требования о взыскании компенсации морального вреда.
На указанное решение Федеральной службой исполнения наказаний, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Выражая несогласие с решением суда, ответчики указывают, что выводы суда основаны без учета норм материального права, поскольку действующим правовым регулированием установлен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и порядок их оформления, а несоблюдение сотрудником установленных требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии отказать в постановке сотрудника на такой учет.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Головина Д.Д. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Истец Розов С.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и фактическими обстоятельствами дела.
Постанавливая такое решение, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями следующих правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Так, отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ, Закон).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 указанного Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Обстоятельства, указанные в исковом заявлении относительно прохождения Розовым С.А. службы и общей продолжительности службы, подтверждаются материалами дела: истец Розов С.А. является сотрудником УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии и, имея продолжительность службы на момент подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты более 11 лет, обратившись с соответствующим заявлением 27 марта 2014 года, получил 26 сентября 2017 года выписку из оспариваемого протокола, датированного 5 октября 2016 года.
В качестве основания для отказа в постановке на указанный учет комиссия ФСИН России указала отсутствие обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, так как Розовым С.А. не предоставлены выписка из домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> информация на супругу по адресу проживания: <адрес> информация по месту проживания (регистрации) сына и дочери до 29 января 2014 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Розова С.А. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании права на получение указанной выплаты, возложении обязанности на комиссию ФСИН России поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 27 марта 2014 года, суд первой инстанции исходил из того, что в комиссию ФСИН России были представлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369.
При этом судом установлено, что Розов С.А. с семьей проживали в комнате площадью 18,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> принадлежавшей супругам на праве общей долевой собственности. Продав в июле 2010 года указанную комнату, ими была приобретена квартира общей площадью 31,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> право собственности на квартиру зарегистрировано за Розовым С.А. В декабре 2013 года истец продал принадлежащую ему квартиру, взамен в общую долевую собственность супругов была приобретена квартира общей площадью 44 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, Розов С.А. представил выписку из лицевого счета на квартиру № 45 дома <адрес>, из которой следует, что в жилом помещении зарегистрированы и проживают Розова Е.А., Розов С.А. их несовершеннолетние дети ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как указал суд, отсутствие выписки из домовой книги по месту жительства и регистрации истца и членов его семьи по адресу: <адрес> при предъявлении финансового лицевого счёта на жилое помещение не является основанием для отказа в постановке сотрудника на учёт, поскольку в многоквартирном жилом доме ведение домовой книги не предусмотрено, а сведения о регистрации истца и членов его семьи отражены в финансовом лицевом счёте на квартиру, который был представлен.
Также суд признал необоснованным отказ в постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты по причине не предоставления информации по проживанию (регистрации) сына и дочери истца до 29 января 2014 года, поскольку согласно представленным документам с 22 февраля 2008 года по 27 июля 2010 года семья истца была зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, а с 27 июля 2010 года по 22 января 2014 года – по адресу: <адрес>.
Исходя из того, что личные неимущественные права истца Розова С.А. не нарушены суд не нашел оснований для удовлетворения иска о компенсации морального вреда.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, учитывая также следующие положения.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Действительно, к заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.
Вместе с тем, как установлено судом, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Розова С.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление ряда документов, предусмотренных пунктом 5 Правил.
Как указано в протоколе заседания комиссии, Розовым С.А. не представлена выписка из домовой книги по месту жительства и регистрации по адресу: <адрес>
Однако отсутствие выписки из домовой книги не свидетельствует об отсутствии у истца права на единовременную социальную выплату и не может являться основанием отказа в постановке на учет для ее получения.
Кроме того из учетного дела следует, что истцом были представлены выписка из лицевого счета и копия поквартирной карточки на указанную квартиру.
Также истцом были представлены сведения о регистрации по месту жительства супруги за период с 2 февраля 2008 года по 27 июля 2010 года, с 27 июля 2010 года по 22 января 2014 года.
Учитывая изложенное, судебная коллегия исходит из положений, закрепленных непосредственно в пункте «з» пункта 5 Правил, в которых указано, что помимо выписок из домовых книг и финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние пять лет могут также подаваться заменяющие их документы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные Розовым С.А. в комиссию документы содержали информацию о жилых помещениях, необходимую для решения вопроса о постановке его на учет для получения спорной выплаты и у ответчика ФСИН России не имелось правовых оснований для отказа Розову С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ.
Само по себе иное наименование документа относительно объекта недвижимости не может расцениваться как отсутствие необходимой информации, так как заявителем по всем объектам недвижимости были представлены документы, содержащие всю соответствующую информацию за последние пять лет, дающие возможность комиссии определить нуждаемость сотрудника в жилом помещении и проверить совершение (либо не совершение) Розовым С.А. и членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Таким образом, довод жалобы о том, что Розовым С.А. при подаче рапорта о постановке на учет были приложены не все документы для установления факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи судебная коллегия считает несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Не предоставление Розовым С.А. сведений о регистрации несовершеннолетних детей за последние пять лет до подачи рапорта не лишило комиссию ФСИН России возможности установить не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении, поскольку выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие информацию по имеющимся и имевшимся объектам недвижимости за последние 5 лет до подачи заявления, в комиссию были представлены и из них не усматривается совершение истцом и членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий. Кроме того, из учетного дела следует, что Розовым С.А. к документам была приложена справка МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарска» о том, что выписка из лицевого счета по вышеуказанным адресам за последние пять лет не может быть представлена в связи с тем, что лицевые счета в настоящее время переоформлены на новых собственников. Изложенное обстоятельство подпадает под положения подпункта «з» пункта 5 Правил, где непосредственно изложено, что вслучаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Иных оснований для отказа Розову С.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в решении комиссии ФСИН России не содержится и ответчиком не указаны.
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, которые были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех доказательств в их совокупности.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии на решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 февраля 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Нестерова
Судьи Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова