№ 12-413/2021
РЕШЕНИЕ
05 октября 2021 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куликовского О.В.,
при секретаре судебного заседания Гвоздевой Л.П.
с участием:
ведущего эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6
ведущего специалиста–эксперта межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2
представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Газпромнефть-Оренбург» - Бесаевой К.В., Клетушкина А.С. действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпромнефть–Оренбург» О.И. Анисимова на постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ от 15.07.2021 года, в отношении ООО «Газпромнефть–Оренбург»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 от 15.07.2021 года по делу об административном правонарушении, ООО «Газпромнефть–Оренбург» признано виновным в совершении предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Обжалуемым постановлением установлено, что в ходе осмотра территории Восточного участка ОНГКМ на почве, вблизи ЦРО НПО и площадки для хранения оборудования, рядом с металлическим ящиком для отходов металлической стружки, в неустановленном месте обнаружено 7 черных полиэтиленовых пакетов объемом 60 литров каждый, заполненных обтирочным материалом, загрязненным нефтью или нефтепродуктами.
Рядом с площадкой для хранения оборудования обнаружена пластиковая тара с обрезанным верхом объемом 3 литра, наполовину заполненная нефтесодержащей жидкостью.
В соответствии с протоколами результатов биотестирования №№ от 18.06.2021, по результатам биотестирования представленная проба отхода (обтирочный материал, загрязненный нефтью и нефтепродуктами) относится к IV опасности, проба отхода (стружка стальная) относится к V классу опасности согласно приказу МПР РФ № 536 от 04.12.2014 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I-IV классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»
Согласно п. 213 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21), вступившим в силу с 01.03.2021, обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
В соответствии с п. 215 СанПиН 2.1.3684-21 основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
на производственных территориях предприятий по переработке и обезвреживанию отходов (в амбарах, хранилищах, накопителях, площадках для обезвоживания илового осадка от очистных сооружений), а также на промежуточных (приемных) пунктах сбора и накопления, в том числе терминалах, железнодорожных сортировочных станциях, в речных и морских портах;
вне производственной территории - на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения (хранения и захоронения) отходов (полигоны, шламохранилища, в том числе шламовые амбары, хвостохранилища, отвалы горных пород).
Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Согласно п. 216 и п. 218 СанПиН 2.1.3684-21 следует следующее: накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям санитарных правил. Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
В соответствии с п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться по
отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарнозащитным зонам;
- поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
- поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.
В нарушение вышеуказанных требований, ООО «Газпромнефть-Оренбург», имея возможность обеспечить соблюдение требований природоохранного законодательства РФ, не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения, а именно, допустило накопление в неустановленном месте, на почве, вблизи ЦРО НПО и площадки для хранения оборудования, рядом с металлическим ящиком для отходов металлической стружки - накопление 7 черных полиэтиленовых пакетов объемом 60 литров каждый, заполненных обтирочным материалом, загрязненным нефтью или нефтепродуктами.
Данные действия по мнению должностного лица вынесшего постановление образуют состав административного правонарушения «Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» совершение указанного административного правонарушения
предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 82 КоАП РФ.
Общество обжалуемым постановлением по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ подвергнуто административному наказнию в виде штрафа в сумме 150000 рублей.
В жалобе законный представитель заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпромнефть–Оренбург» О.И. Анисимов просит отменить постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях Общества состава вменённого административного правонарушения и приводит соответствующие доводы.
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Газпромнефть-Оренбург» - Бесаева К.В., Клетушкин А.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, представили дополнительные письменные и вещественные доказательства отсутствия состава административного правонарушения.
Должностное лицо - ведущий эксперт отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание явилась и дала пояснения относительно составления процессуальных документов и наличия состава инкриминированного обществу правонарушения.
Должностное лицо – государственный инспектор Российской федерации в области охраняя Окружающей среды по Оренбургской области специалист-эксперт отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области, ФИО7 в судебное заседание не явился.
Законный представитель ООО «Газпромнефть- Оренбург» Загребельный Е.В. надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела, направил представителей общества по доверенностям.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проверив процессуальный порядок привлечения юридического лица ООО «Газпромнефть- Оренбург»к административной ответственности суд находит его нарушенным, что влечет отмену вынесенного постановления.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на 17.09.2021 года и Протоколу внеочередного общего собрания участников ООО «Газпромнефть-Оренбург» от 14.02.2020 года, а также Приказу о вступлении в должность от 17.02.2020 года генеральным директором общества с 17 февраля 2020 года является Загребельный Е.В.
Жалоба на постановление № от 15.07.2021 года подана заместителем генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам Анисимовым О.И. действующим на основании от 20.12.2019 года № Д-223 выданной прежним директором общества ФИО9, действительной до 15.01.2022 года. В доверенности имеются полномочия лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.ст. 8, 10(п.5) Устава ООО «Газпромнефть-Оренбург» генеральный директор единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества и выдает доверенности.
Согласно доверенности № Д-19 от 25.12.2020 года директор общества Загребельный Е.В. выдал доверенность начальнику управления экологической безопасности Ахрамеевой О.А. на представление интересов общества при проведении плановых и внеплановых проверок, административного расследования, давать объяснения по и иную информацию, относящуюся к предмету проверки расследования. Вместе с тем в доверенности нет полномочий представлять общество в качестве лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Суд достоверно установил, что представитель Ахрамеева О.А. не была уполномочена директором общества быть представителем общества по делам об административных правонарушениях, а также по данному конкретному делу № по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, возбужденному протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений территорий и находящихся там вещей № от 03.06.2021 года, составленному на основании ст. 27.8 КоАП РФ, а так же на основании приказа заместителя руководителя Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) № 514-П от 30.04.2021 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица, которая была проведена и составлен акт проверки № 514-П от 24.06.2021 года подписанный членами комиссии. Хотя участвовать в проверке она была уполномочена доверенностью от 25.12, 202 года.
Сведений о непосредственном извещении генерального директора общества Загребельного Е.В.(письменно или устно) о дате составления протокола об административном правонарушении на 15 часов 15 минут по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в деле об административном правонарушении нет, и суду в ходе судебного разбирательства не представлено.
Из доверенности № Д-19 от 25.12.2021 года на Ахрамееву О.А. не следует, что она уполномочивается представлять общество по данному делу, а также на получение корреспонденции от имени генерального директора или от имени общества.
Сведений о получении письма направленного 21.062021 года врио заместителя руководителя Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО13 об извещении общества о времени составления протокола об административном правонарушении генеральным директором общества в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Согласно ч.3 и 4 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В материалах дела не имеется сведений о вручении копии протокола об административном правонарушении законному представителю общества, поскольку его вручение представителю по доверенности Ахромеевой О.А. не является его надлежащим вручением.
Также в деле не имеется сведений о вручении генеральному директору общества определения назначении времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.07.2021 года на 14 часов, а также определения об отложении слушания дела об административном правонарушении на 15.07.2021 года на 10 часов 45 минут.
Данных о том, что Ахромеева О.А. уполномочена была получать корреспонденцию общества, а также участвовать по делу об административном правонарушении в материалах дела не имеется, суду не представлено, и из текста доверенности от 25.12.2020 года не следует.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений - об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При определении подсудности жалобы суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ).
При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
Не смотря на то, что обжалуемое постановление было вынесено должностным лицом в г. Оренбурге ул. 10 линия, д. 2 а, суд находит, что подсудность определяется местом совершения правонарушения указанного в ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2021 года судом были установлены существенные процессуальные нарушения права на защиту, а именно были нарушены права юридического лица на извещение о составлении протокола, на получение его копии и на извещение на рассмотрение дела, поскольку об этом не был извещен законный представитель общества Загребельный Е.В., которые не могут быть устранены при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и влекут отмену состоявшегося постановления с направлением на новое рассмотрение должностному лицу его вынесшему.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Кроме того, судом при рассмотрении жалобы установлено, что должностным лицом Южноуральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) при вынесении оспариваемого постановления не были учтены дополнительные доказательства представленные суду заявителем при рассмотрении жалобы в части наличия схемы и документация о порядке образования и определения мест накопления отходов 4 класса опасности на предприятии, а также наличие на объекте ливневой канализации, а также не были учтены при вынесении решения смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, поскольку штраф назначен не в минимальном размере. При новом рассмотрении дела следует учесть указанные судом недостатки.
При этом примечанием к ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение ч. 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного КоАП РФ в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении от 15 июля 2021 года №, вынесенное Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ от 15.07.2021 года, в отношении ООО «Газпромнефть–Оренбург» подлежит отмене, а производство дело подлежит направлению Государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущему эксперту отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 30.6- 30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
жалобу заместителя генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпромнефть–Оренбург» Анисимова О.И. удовлетворить.
постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущего эксперта отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпромнефть–Оренбург» от 15.07.2021 года – отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Газпромнефть–Оренбург» направить Государственному инспектору Российской Федерации в области охраны окружающей по Республике Башкортостан и Оренбургской области ведущему эксперту отдела государственного экологического надзора по Оренбургской области ФИО6 на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 КоАП РФ в Оренбургской областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья О.В. Куликовский