№ 2а-2021/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Бийск 22 июня 2020 года
Бийский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Кучеревский С.А., при секретаре Селищевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю к Комиссарову Д.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу, соответствующей пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с указанным административным иском.
В обоснование административных исковых требований ссылается на то, что по данным ГИБДД УВД г.Бийска ответчику Комиссарову Д.С. в 2015-2016 году принадлежало транспортное средство Краслер 300 Тауринг, автомобили легковые, 253 л.с.
В соответствии со ст.ст.356, 357, 358, 359 Налогового кодекса РФ и ст.ст.1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» ответчик являлся плательщиком транспортного налога со сроком его уплаты до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Ответчику направлялись налоговые уведомления о необходимости оплатить указанный налог, но налог своевременно уплачен не был, недоимка по транспортному налогу за 2015 год составила 738,00 руб., за 2016 год составила 30360,00 руб.
За несвоевременную уплату налога на основании ст.75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за 2015,2016 год в сумме 85,52 руб.
18 ноября 2019 года мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании недоимки и пени.
Требования налогового органа в порядке ст.ст.137-138 Налогового кодекса РФ ответчиком не обжалованы, до настоящего времени налог не уплачен.
Административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 738,00 руб., недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 30360,00 руб., пени по транспортному налогу за 2015,2016 год в сумме 85,52 руб., всего 31183,52 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю извещенный надлежащим образом не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Комиссаров Д.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд с учетом положения ст.150 КАС РФ полагает возможным провести судебное заседание при сложившейся явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1).
В судебном заседании установлено, что Комиссарову Д.С. в 2015-2016 годах принадлежало транспортное средство Краслер 300 Тауринг, автомобили легковые, 253 л.с.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением ГИБДД МУ МВД России «Бийское» от 20 мая 2020 года и карточкой учета транспортного средства. Доказательств, опровергающих названные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Соответственно, Комиссаров Д.С. на основании ст.ст.357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком транспортного налога.
Транспортный налог является региональным налогом, что предусмотрено разделом IX Налогового кодекса Российской Федерации, и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.356 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года №66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2016 года абзац 3 п.1 ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года №320-ФЗ, согласно которому Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч.3 ст.363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, на Комиссарове Д.С. лежала обязанность уплатить транспортный налог за 2015 год – в срок до 01 декабря 2016 года, а за 2016 год – в срок до 01 декабря 2017 года.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговая ставка на автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 250 л.с. включительно – 120 руб. с каждой лошадиной силы.
В соответствии с ч.3 ст.362 НК РФ, в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Таким образом, транспортный налог, подлежащий уплате Комиссаровым Д.С. за принадлежащее ему транспортное средство в 2015 составлял 738,00 руб,( 253 л.с.х120:12-1732,00 руб.) со сроком владения 1 месяц, в 2016 году составлял 30360,00 руб. (253л.с.х120 р.), со сроком владения 12 месяцев.
Представленный административным истцом расчет транспортного налога за 2015, 2016 годы соответствует требованиям налогового законодательства и является арифметически верным.
В силу п.3 ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Исходя из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что транспортный налог, подлежащий уплате Комиссаровым Д.С., рассчитывается налоговым органом.
Согласно п.п.1 и 2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
На основании абзацев 1 и 2 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Пунктом 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По делу установлено, что 27.09.2017 года Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю направила Комиссарову Д.С. заказным письмом налоговое уведомление № 40803256 от 06.09.2017года, в котором указаны суммы транспортного налога – 2530,00 руб. за 1 месяц 2016 года, и 30360,00 руб. за 2017 год, подлежащие уплате, объекты налогообложения, налоговая база, что соответствует п.3 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации. В налоговом уведомлении указан срок уплаты налогов – до 01 декабря 2017 года. Следовательно, у Комиссарова Д.С. возникла обязанность по уплате указанных налогов.
Вместе с тем, административный ответчик Комиссаров Д.С. обязанность по уплате налогов в установленный срок не исполнил. Обратное административным ответчиком не доказано.
Согласно абзацу 3 п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Абзацами 1 и 4 п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Требование об уплате налога, как следует из п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Поскольку административный ответчик транспортный налог в установленные сроки не уплатил, у него образовалась недоимка по данному налогу, что послужило основанием для направления 15 декабря 2017 года МИФНС России №1 по Алтайскому краю в адрес Комиссарова Д.С. заказным письмом требования № 76938 по состоянию на 12.12.2017 года, которое содержало данные, предусмотренные п.4 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе срок уплаты недоимки – 06.02.2018 года.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МИФНС России №1 по Алтайскому краю требования Налогового кодекса Российской Федерации об исчислении транспортного налога и земельного налога, направлении уведомлений об уплате налогов и соответствующих требований исполнены. В свою очередь, административный ответчик Комиссаров Д.С. обязанность по уплате транспортного налога за спорный период времени не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся недоимки.
Так как 02.11.2016 года Комиссаров Д.С. оплатил налог за 2015 год в размере 1792,00 руб., с учетом пересчета задолженность по налогу за 2015 год составляет 738,00 руб.(2530,00 руб.-1792,00 руб.).
С учетом изложенных обстоятельств, с Комиссарова Д.С. належит взыскать недоимку за 2015 год по транспортному налогу в размере 738,00 руб., недоимку за 2016 год по транспортному налогу в размере 30360,00руб.
Разрешая административные исковые требования МИФНС России №1 по Алтайскому краю о взыскании пени по транспортному налогу за 2015, 2016 годы, суд принимает во внимание следующие фактические обстоятельства по делу.
В силу п.2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.
В соответствии с п.п. 1, 2, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пунктами 3, 4, 5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Как установлено по делу, административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 40803256 о необходимости уплаты за 2015-2016 год транспортного налога в сумме 31098,00руб. в срок до 01.12.2017 года, однако, налоги не были своевременно уплачены.
О наличии недоимки по налогу за 2015-2016 год налоговым органом было указано в требовании № 76938 по состоянию на 12.12. 2017 года со сроком уплаты до 06.02.2018 года.
Приведенные обстоятельства дают основание для взыскания пени по транспортному налогу и земельному налогу в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, пени по транспортному налогу за 2015-2016 год подлежат взысканию за период с 02.12.2017 года по 11.12.2017 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 01.12.2017 года, требование об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 12.12.2017 года.
Сумма пени по транспортному налогу за 2015, 2016 год составила 85,52 руб. 31098,00 руб. х 0,000275 х 10 дней). Таким образом, расчет суммы пени по транспортному налогу за 2015 год является математически верным.
Пени по транспортному налогу за 2015-2016 год подлежат взысканию за период с 02.12.2017 года по 11.12.2017 года. При этом суд учитывает, что налог подлежал уплате в срок до 01.12 2017 года, требование об уплате пени за данный период было выставлено по состоянию 12.12.2017 года.
Сумма пени по транспортному налогу за 2015-2016 год составила 85,52 руб. исходя из следующего расчета: (31098,00 руб. х 0,000275 х 10 дней). Административный ответчик Комиссаров Д.С. свою обязанность по уплате пени за спорный период времени также не исполнил, что дает суду правовые основания для взыскания образовавшейся суммы пени по указанным видам налогов.
Законодатель установил порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 1 п.2, абзацам 1 и 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела усматривается, что в порядке приказного производства МИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье 04.04.2018 года (требование об уплате недоимки №76938 подлежало исполнению до 06.02.2018 года), то есть в установленные законом сроки.
09.04.2018 года мировым судьей судебного участка № 9 г.Бийска был выдан судебный приказ № 2а-629/2018 взыскании с Комиссарова Д.С. недоимки по транспортному налогу, соответствующей пени.
В связи с поступившими 12.11.2019 года возражениями Комиссарова Д.С. определением мирового судьи от 18.11.2019 года указанный судебный приказ был отменен, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.
С настоящим административным иском в Бийский городской суд Алтайского края Межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю обратилась 06.05.2020 года, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции суда, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока обращения в суд.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и исследовав установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с административного ответчика недоимки по налогам и пени.
Учитывая изложенные обстоятельства, совокупность собранных по делу доказательств, суд находит административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В связи с чем, с Комиссарова Д.С. взыскивается недоимка по транспортному налогу за 2015-2016 годы в сумме 31098,00 руб. и пени в размере 85,52 руб. всего 31183,52 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в суд с административным иском обратилась в установленные сроки.
В соответствии с ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
С учетом изложенного, налоговым органом не нарушен установленный ч.2 ст.48 Налогового кодекса РФ срок обращения за вынесением судебного приказа, поскольку в требовании № 76938 налогоплательщику был установлен срок оплаты до 06.02.2018 года, соответственно установленный 6-месячный срок истекал 06.08.2018 года, а налоговый орган обратился к мировому судье 04.04.2018, то есть в установленный срок.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В силу абз.1 подп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с Комиссарова Д.С. надлежит взыскать государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в размере 1135,51 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Алтайскому краю удовлетворить.
Взыскать с Комиссарова Д.С. в пользу Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Алтайскому краю недоимку по транспортному налогу за 2015 год в сумме 738,00 руб., недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 30360,00 руб., пени за 2015-2016 годы в сумме 85,52 руб., всего 31183,52 руб.
Взыскать с Комиссарова Д.С. государственную пошлину в доход городского округа муниципального образования город Бийск в сумме 1135,51 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья С.А. Кучеревский