Гражданское дело № 2-806/2021 ( публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2020-007835-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ижевск 15 сентября 2021 года
Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Созонов А.А., при секретаре Смирновой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Ряховой Э.А. об освобождении земельного участка, а также встречное исковое заявление Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным решения о прекращении договора аренды, признании недействительным уведомления о прекращении договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов обратилось в суд с иском к Ряховой Э.А. об освобождении земельного участка. В обосновании иска указано, что на основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> № Ряхова Э.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные скрыты> кв.м, по адресу (адресному ориентиру): <адрес>, ост. «<адрес>» в кадастровом квартале № согласно паспорту МАФ №. Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по реализации продовольственной группы товаров.
На основании данного постановления между Администрацией г. Ижевска и Ответчиком был заключен договор аренды земли от <дата> № сроком до <дата>.
Соглашением от <дата> № срок действия Договора продлен до <дата>.
Соглашением от <дата> № срок действия Договора продлен до <дата>. Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом, и со стороны арендодателя не последовало возражений, договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
На основании п. 2 ст. 610 ГК РФ, истцом в адрес ответчика было направлено уведомление от <дата> №-Р о прекращении Договора по истечении семи дней со дня его получения. Уведомление получено Ответчиком <дата>. Таким образом, договор аренды земли прекращен с <дата>.
Кроме того, постановлением Первомайского районного суда г. Ижевска по делу № от <дата>, оставленным без изменений решением Верховного суда УР от <дата>, установлен факт нарушения Федерального закона от <дата> №, а именно реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в торговом павильоне, расположенном на спорном земельном участке
В настоящее время земельный участок не освобожден в добровольном порядке, что подтверждает акт осмотра земельного участка от <дата> №, составленный специалистом отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска.
Считая, что после прекращения договора аренды ответчик незаконно использует земельный участок для размещения торгового павильона, в связи с чем истец просит:
- обязать ответчика освободить земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м. по адресу (адресному ориентиру): <адрес>, ост. «<адрес>» в кадастровом квартале № согласно паспорту МАФ №, путем демонтажа торгового модуля и навеса остановки;
- привести указанный земельный участок в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Арбитражным судом УР принято к производству заявление Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска о признании решения о прекращении договора аренды № от <дата> незаконным и уведомления №-Р от <дата> о прекращении договора аренды № от <дата> недействительным. В обосновании иска указано, что постановлением Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> ИП Ряховой Э.А. предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью <данные скрыты> кв.м, по адресу (адресному ориентиру): <адрес>, ост. «<адрес>» для размещения торгово-остановочного комплекса. <дата> Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска заключен с ИП Ряховой Э.А. договор аренды земельного участка № сроком до <дата>. Соглашением от <дата> № срок действия договора продлен до <дата>. Соглашением от <дата> № срок действия договора продлен до <дата>. <дата> Ряхова Э.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. <дата> Ряхова Э.А. обратилась с заявлением о заключении договора на размещение НТО. Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска от <дата> направлен ответ, согласно которому заключение договора невозможно ввиду отсутствия регулирующего нормативного акта, <дата> Ряховой Э.А. направлено уведомление о прекращении договора аренды № от <дата> недействительным.
Названное уведомление является недействительным в связи со следующим.
Исходя из положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 №381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещение нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
На основании части 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЭ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение Закона № 381-ФЭ Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно пунктам 4, 6 Правил для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения.
Для включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
В силу пунктов 8 и 9 Правил № 772 основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
Иных оснований для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов не предусмотрено.
Внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4-8 настоящих Правил для включения объектов в схему размещения.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами торговли относится к вопросам местного значения.
Статьей 44 Устава г. Ижевска к полномочиям Администрации города отнесено решение вопросов местного значения по разработке и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии со статьей 50 Устава г. Ижевска в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты - постановления и распоряжения Администрации города; распоряжения и приказы Первого заместителя Главы Администрации города.
<дата> Первым заместителем Главы Администрации г. Ижевска издан Приказ №п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Ижевск», согласно которому правообладатели нестационарных торговых объектов, не вошедших в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск», вправе подать заявление о включении нестационарных торговых объектов по истечении срока аренды земельных участков по договорам аренды, действующим в настоящее время.
Постановлением Администрации г. Ижевска № от <дата> в Схему размещения НТО внесены изменения.
Постановлением Администрации г. Ижевска № от <дата> вновь внесены изменения в Постановление Администрации г. Ижевска от <дата> №.
Ряд изменений внесены в последующем постановлениями Администрации г. Ижевска№ от <дата>, № от <дата> № от <дата>.
Павильон заявителя включен в Схему НТО под номером 49 (П).
Так, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-Ф3 «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных " гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на - конкурентной основе.
Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора (Апелляционное определение Верховного суда РФ от 18 октября 2017 г. № 80-АПГ17-12).
Исходя из системного анализа вышеизложенных норм и позиции ВС РФ, следует, что независимо от определения способа размещения НТО на территории муниципального образования - схема размещения, основание и форма оформления прав собственника НТО на земельный участок/место размещения определяется на уровне субъекта местного самоуправления. Другими словами, законное размещение нестационарного торгового объекта подтверждается не только наличием места в Схеме размещения НТО, но и действующим договором.
С учетом п. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЭ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» согласно которому утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (либо внесение в нее изменений), не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, Правил.
Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объект, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772, включение нестационарного торгового объекта в Схему размещения автоматически влечет необходимость оформления договорных отношений.
Данный вывод соответствует позиции законодателя: утверждение Схемы, внесение в нее изменений не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанных схем.
Порядок разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ижевск», утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли УР от 21.07.2015 № 65.
В данном случае, поскольку арендодатель отказал в заключение договора на размещение НТО, аренда в данном случае является единственным вариантом.
Таким образом, индивидуальный предприниматель объективно предпринял все меры по оформлению права размещения НТО, но Управлением земельных ресурсов и землеустройства безосновательно прекращен договор аренды, отказано в заключении договора на размещение НТО.
Сведения, предоставляемые заинтересованным лицом о полномочиях по принятию решения об отказе от договора, противоречат законодательству.
Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска злоупотребляет правом, совершая действия, направленные причинить вред другому лицу, демонстрируя заведомо недобросовестно поведение, что напрямую запрещено ст. 10 ГК РФ.
Односторонний отказ от договора аренды земельного участка недопустим при включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения НТО, решение принято в отсутствие правовых оснований неправомочным лицом.
Заявитель Ряховой Э.А. просит:
1. Признать решение Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска о прекращении договора аренды № от <дата> незаконным;
2. Признать недействительным уведомление №-Р от <дата> о прекращении договора аренды № от <дата>.
Определением Арбитражного суда УР от <дата> данный иск передан в Верховный Суд Удмуртской Республики для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определением суда от <дата> гражданское дело по иску Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным решения о прекращении договора аренды, признании недействительным уведомления о прекращении договора аренды принято к производству Первомайским районным судом г. Ижевска.
Определением суда от <дата> вышеуказанные гражданские дела объединены в одно производство.
При этом, суд отмечает, что требования Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным решения о прекращении договора аренды, признании недействительным уведомления о прекращении договора аренды рассматриваются судом как встречные.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
В материалах дела имеется заявление представителя Администрации г. Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором представитель истца по первоначальному иску требования поддерживает.
Дополнительно поясняет, что довод Ряховой Э.А. о законности размещении им нестационарного торгового объекта (далее по тексту НТО) на том основании, что в Схеме размещения НТО на территории МО «город Ижевск» имеется соответствующее место является ошибочным.
Порядок и условия размещения НТО на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются нормативными правовыми актами субъектов российской Федерации.
Порядок и условия размещения НТО в УР регулируется законом УР от <дата> «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики».
Согласно п. 2 ст. 2 данного закона основанием для размещения НТО является договор на размещение НТО.
Возможность размещения НТО на основании лишь Схемы размещения НТО на территории МО «город Ижевск» и наличие в ней идентифицирующих признаков, рассматривались судами ранее.
Наличие лишь места в Схеме размещения НТО на территории МО «город Ижевск» без действующего договора, не влечет появление у ответчика права на размещение НТО на спорном земельном участке.
Кроме того, постановлением Администрации города Ижевска от <дата> № утверждено Положение о порядке принятия решения о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «город Ижевск» без проведения аукциона. Согласно данному Положению Ряхова Э.А., как арендатор по действующему на неопределенный срок договору аренда, могла обратиться за заключением договора на размещение НТО на 7 лет, однако Ряхова Э.А. с таким заявлением не обращалась до момента направления уведомления.
Приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 15.01.2019 № 2 утвержден Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории Удмуртской Республики. При этом до освобождения спорного места размещения НТО от Ряховой Э.А. Администрация не имеет возможности провести аукцион на спорное место размещения НТО и заключить договор с победителем в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, ссылаясь на необходимость обеспечения стабильности прав и соблюдения баланса интересов между субъектами предпринимательской деятельности и органами публичной власти, Ряхова Э.А. полагает возможным размещение НТО без правоустанавливающих документов в нарушение действующего законодательства, при том, что сама Ряхова Э.А. обладала возможностью и достаточным количеством времени для заключения договора на размещение НТО на 7 лет без проведения аукциона. Считает, что позиция Ряховой Э.А. противоречит указанной им цели обеспечения баланса интересов.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> № Ряховой Э.А. предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные скрыты> кв.м. по адресу (адресному ориентиру): <адрес>, ост. «<адрес>» в кадастровом квартале №, согласно паспорту МАФ № (далее по тексту - земельный участок). Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания торгово-остановочного комплекса по реализации продовольственной группы товаров.
На основании данного постановления <дата> № между Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и ИП Ряховой Э.А. был заключен договор о предоставлении земельного участка в краткосрочную аренду для размещения временных сооружений торговли №, по условиям которого арендодателем был сдан, а арендатором принят в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м по адресу (с адресным ориентиром) <адрес>, ост. «<адрес>» в кадастровом квартале №, согласно паспорту МАФ № для размещения торгово-остановочного комплекса, на срок до <дата>.
В последующем договор аренды № от <дата> продлевался: соглашением № от <дата> - до <дата>, соглашением от <дата> № - до <дата>.
Поскольку по истечении срока действия Договора арендатор продолжал пользоваться арендованным имуществом, и со стороны арендодателя не последовало возражений, договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что <дата> Ряхова Э.А. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от <дата>.
<дата> Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска направило в адрес ИП Ряховой Э.А. уведомление №-Р о прекращении договора по истечении семи дней с даты получения уведомления. Уведомление получено Ряховой Э.А. <дата>.
В ходе планового осмотра органом муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска установлено, что принадлежащий Ряховой Э.А. павильон (киоск по продаже продуктов питания) в составе остановочного комплекса, расположенного на спорном земельном участке, продолжает функционировать, что отражено в акте планового (рейдового) осмотра № от <дата>.
Считая, что после прекращения действия договора аренды в связи с отказом арендодателя от данного договора ответчик незаконно использует земельный участок для размещения торгово-остановочного комплекса, Администрация г. Ижевска обратилась в суд с иском об освобождении земельного участка.
Требование Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Ряховой Э.А. об освобождении земельного участка, подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п. 1 ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В п. 2 ст. 621 ГК РФ определено, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В п. 6.3 договора аренды № от <дата> установлено, что каждая из сторон вправе отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 7 дней.
В настоящем случае действие договора аренды земельного участка № от <дата> соглашением сторон продлялось до <дата>, затем до <дата>. По истечении указанного срока арендатор продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений другой стороны, в связи с чем, действие договора согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ было продлено на неопределенный срок.
В связи с этим в силу положений п. 2 ст. 610 ГК РФ у сторон возникло право отказаться от данного договора в любое время при условии уведомлении об этом другой стороны в установленный законом или договором срок.
Реализуя предусмотренные в п. 2 ст. 610 ГК РФ полномочия, Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов <дата> направила в адрес Ряховой Э.А. уведомление об отказе от договора аренды № от <дата> с указанием на прекращение договора по истечении семи дней (предусмотрено в п. 6.3 договора) с даты получения арендатором данного уведомления.
Данное уведомление получено Ряховой Э.А. <дата>, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что действие договора аренды № от <дата> прекратилось с <дата>.
В силу ч. 1 ст. 622 ГК РФ при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (п. 3 ст. 76 ЗК РФ).
Актом планового (рейдового) осмотра № от <дата> установлено, что остановочный комплекс в составе киоска по продаже продуктов питания, расположенный на спорном земельном участке, по-прежнему функционирует.
Анализ указанных обстоятельств и приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что договор аренды прекращен истцом по первоначальному иску с соблюдением правил, установленных ст. 610 ГК РФ, предусматривающих возможность отказа арендодателя от договора аренды, что влечет обязанность ответчика (Ряховой Э.А.) освободить земельный участок и привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Возражая против иска, Ряхова Э.А. ссылался на то, что принадлежащий ей объект (торгово-остановочный комплекс) включен в Схему расположения нестационарных торговых объектов, утвержденную постановлением Администрации г. Ижевска, в силу чего прекращение договора аренды земельного участка под этим объектом не может являться основанием для освобождения ею земельного участка от торгового киоска, предъявила встречный иск о признании решения Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г. Ижевска о прекращении договора аренды № от <дата> незаконным; признании уведомление №-Р от <дата> о прекращении договора аренды № от <дата> недействительным.
Проверяя доводы встречного искового заявления Ряховой Э.А., суд отклоняет их как необоснованные.
При этом суд установил, что торговый киоск Ряховой Э.А. в данную Схему в установленном законодательством порядке не включен, договор на размещение нестационарного торгового объекта ответчика (далее по тексту также – НТО) на предусмотренных Схемой участках с ней не заключался.
В силу подпункта 6 пункта 1 ст. 39.33 Земельного кодекса
Российской Федерации (далее по тексту также - ЗК РФ), введенной Федеральным законом от 23 июня 2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам) для размещения нестационарных торговых объектов может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии пунктом 2 ст. 39.33, пунктом 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в указанную схему их размещения устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы России от 11 января 2016 года № ИА/90/16 «О применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения» предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.
В порядке реализации вышеназванных норм законодательства было принято Постановление Администрации г. Ижевска от 10.02.2017 № 34 (ред. от 05.03.2018) «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Город Ижевск».
В соответствии с Постановлением Администрации г. Ижевска от 13.02.2020 № 194 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Ижевска от 10.02.2017 № 34» в структуре Схемы размещения НТО предусмотрены следующие разделы: Буквенное обозначение района города; Вид НТО; Адресный ориентир НТО; Специализация; Площадь места размещения НТО.
Таким образом, Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ижевск», утвержденная постановлением Администрации г. Ижевска от 10.02.2017 № 34 (в редакции постановлений Администрации г. Ижевска от 12.05.2017 № 194, от 05.03.2018 № 88, от 13.02.2020 № 194, от 23.07.2020 № 1104) содержит только сведения о виде нестационарного торгового объекта его примерной площади и адресном ориентире, определение специализации (ассортиментного перечня реализуемой продукции) предусмотрено в соответствии с договором на размещение нестационарного торгового объекта, с которым названное постановление и Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики, утвержденный Приказом Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 21 августа 2015 года № 65, а в настоящее время и Закон Удмуртской Республики 5 октября 2018 года № 61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» связывают возникновение у лица права на размещение нестационарного торгового объекта.
Наличие в названной схеме места размещения нестационарного торгового объекта с адресным ориентиром, соответствующим месту размещения торгового киоска Ряховой Э.А., наличие у Ряховой Э.А. права пользования земельным участком, в том числе, для размещения на нем своего нестационарного торгового объекта, не означает.
Удовлетворяя исковые требования истца по первоначальному иску, суд приходит к выводу о том, что наличие в утвержденной постановлением Администрации г. Ижевска Схеме размещения нестационарных торговых объектов сведений о нестационарном торговом объекте значимым в целях признания за Ряховой Э.А. права пользования земельным участком не является, так как право пользования земельным участком возникло до ее утверждения и принадлежало истцу по первоначальному иску на основании прекращенного по инициативе арендодателя в установленном законом порядке договора аренды земельного участка; схема размещения нестационарных торговых объектов информации о конкретных нестационарных торговых объектах или субъектах хозяйственной деятельности не содержит и права субъектов хозяйственной деятельности на места, указанные в этой схеме, независимо от наличия в ней данных, позволяющих идентифицировать торговый объект Ряховой Э.А., не закрепляет; действующее земельное законодательство предусматривает специальный порядок размещения нестационарных торговых объектов в связи с прекращением арендных отношений оснований, однако доказательств обращения Ряховой Э.А. с заявлением о предоставлении места размещения нестационарного торгового объекта на договорной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства и неправомерного отказа органа местного самоуправления в заключении соответствующего договора материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 2 Закона Удмуртской Республики от 05.10.2018 № 61-РЗ «О размещении нестационарных торговых объектов на территории Удмуртской Республики» основанием для размещения нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта.
При этом в силу п.4 ст.2 данного Закона Удмуртской Республики данный договор заключается по итогам аукциона на право заключения договора или конкурса проектов по благоустройству остановочных пунктов по маршрутам регулярных перевозок (далее - конкурс), за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, поскольку Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ижевск» определяет лишь место размещения нестационарных торговых объектов, сам по себе факт нахождения принадлежащего ответчику по первоначальному иску объекта на участке, включенном в данную Схему, в отсутствие заключенного с ним договора на размещение НТО права на использование данного земельного участка в целях размещения на нем указанного объекта не дает.
Соответственно доводы Ряховой Э.А. о том, что принадлежащий ей торгово-остановочный комплекс включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МО «город Ижевск» обоснованными не являются, поскольку в Схему включено лишь место размещения НТО, а не принадлежащий Ряховой Э.А. объект, в отношении которого договор о размещении данного объекта Ряховой Э.А. на предусмотренной Схемой земельном участке не заключен.
При таких обстоятельствах, учитывая, что действие заключенного с Ряховой Э.А. договора аренды земельного участка ввиду одностороннего отказа арендодателя от данного договора прекратилось с <дата>, за заключением договора на размещение НТО в период действия договора аренды Ряхова Э.А. не обращалась и указанный договор с ней не заключен, суд приходит к выводу об отсутствии у Ряховой Э.А. правовых оснований для использования данного земельного участка, что влечет обязанность Ряховой Э.А. освободить данный земельный участок и привести его в пригодное для дальнейшего использования состояние.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда, Ряховой Э.А. суду представлено не было и судом не установлено.
С учётом установленных обстоятельств, исковые требования Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Ряховой Э.А. об освобождении земельного участка подлежат удовлетворению.
Следует обязать Ряхову Э.А. в месячный срок, с момента вступления решения в законную силу освободить земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, ост. «<адрес>, в кадастровом квартале 050086, согласно паспорту МАФ №, путем демонтажа торгового модуля и навеса остановки, и привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Соответственно, встречные исковые требования Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным решения о прекращении договора аренды № от <дата>, признании недействительным уведомления №-Р от <дата> о прекращении договора аренды, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика по первоначальному иску в пользу местного бюджета, следует взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
С учетом изложенного не имеют значения иные доводы сторон и представленные ими доказательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации города Ижевска в лице Управления имущественных отношений и земельных ресурсов к Ряховой Э.А. об освобождении земельного участка, удовлетворить.
Обязать Ряхову Э.А. освободить земельный участок общей площадью <данные скрыты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, ост. «<адрес>, в кадастровом квартале №, согласно паспорту МАФ №, путем демонтажа торгового модуля и навеса остановки, и привести указанный земельный участок в состояние, пригодное для его дальнейшего использования.
Встречные исковые требования Ряховой Э.А. к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска о признании незаконным решения о прекращении договора аренды № от <дата>, признании недействительным уведомления №-Р от <дата> о прекращении договора аренды, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Ряховой Э.А., в пользу местного бюджета, государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Мотивированная часть решения изготовлена 15 октября 2021 года.
Судья - ПОДПИСЬ
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - А.А. Созонов