ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Нижнеудинск 23 сентября 2021г.
Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1170-2021 по иску Областного государственного казённого учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к Городецкому В.В. о взыскании средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казённое учреждение «Служба заказчика Иркутской области» обратилось в суд с иском к Городецкому В.В. о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с отсутствием подтверждения её целевого использования, указав, что 24.01.2020г. ответчик обратился к истцу заявлением о выдаче свидетельства, удостоверяющего право получения социальной выплаты на капитальный ремонт его повреждённого наводнением в июне-июле 2019г. дома номер обезличен, расположенного на <адрес обезличен>, и ему было выдано свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату в размере <данные изъяты> 03.03.2020г. ответчик обратился в Службу с заявлением о перечислении первой части социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 50% указанной в свидетельстве суммы – <данные изъяты> Срок действия свидетельства истёк 01.06.2020г., однако ответчик не представил доказательств использования полученных средств по целевому назначению, в то время как денежные средства социальной выплаты имеют строго целевой характер. Просит взыскать с Городецкого В.В. денежные средства социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере <данные изъяты>
Определением судьи Нижнеудинского городского суда от 03.08.2021г. сторона истца заменена правопреемником Областным государственным казённым учреждением «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области», просившим о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Неявка представителя истца в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, поэтому в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ответчик Городецкий В.В., третье лицо Городецкая Л.В., надлежащим образом извещённые о дате судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причине неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Третье лицо Городецкий В.Г. умер 11.01.2021г., что подтверждается свидетельством о смерти от 12.01.2021г.
Поскольку неявка третьего лица Городецкой Л.В. и ответчика Городецкого В.В. в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть его в порядке заочного производства, а в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ – в отсутствие третьего лица Городецкой Л.В.
Изучив изложенные в исковом заявлении доводы истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральным законом от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст.2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах, международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. «в» ст.8 Федерального закона №68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст.80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с подп. «а» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В силу п.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Под чрезвычайной ситуацией согласно ст.1 Закона №68-ФЗ понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п.2 ст.18 вышеназванного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019г. №134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019г. №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования, а в подп. «б» п.2 данного Указа Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации решить вопрос о выделении гражданам, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате наводнения на территории Иркутской области, средств из федерального бюджета на строительство и (или) на приобретение нового жилья.
В силу п.2, подп. «а» п.3 Правил предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утверждённых Постановлением Правительством Российской Федерации от 18.07.2019г. №916, трансферт предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета, в том числе на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в п.4 Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил определено, что порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в п.4 Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в п.4 Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп утверждено положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В соответствии с п.8 данного положения социальная выплата предоставляется в том числе гражданину, который самостоятельно произвел работы по капитальному ремонту жилого помещения, а в силу п.10 положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, срок действия свидетельства ограничивается 15.12.2020г.
В силу п.25 положения в случае проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения гражданином (гражданами) своими силами перечисление социальной выплаты осуществляется двумя частями по 50% от размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве.
Подпунктом 3 п.27 положения предусмотрено, что к заявлению о перечислении выплаты прилагаются документы, подтверждающие направление социальной выплаты гражданином (гражданами) на капитальный ремонт жилого помещения (чеки, товарные чеки, договоры подряда с калькуляцией затрат, акты приема-передачи выполненных работ (услуг), расписки, квитанции об оплате работ (услуг) по договору подряда и другие), - в случае использования гражданином (гражданами) социальной выплаты для покрытия собственных расходов на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения своими силами.
Согласно п.38 положения в случае расторжения трехстороннего договора подряда (договора на ремонт) средства социальной выплаты (части социальной выплаты), предоставленной гражданину (гражданам), подлежат возврату в областной бюджет.
Согласно п.39 положения в случае представления гражданином (гражданами) либо его (их) представителем недостоверных сведений, содержащихся в заявлениях (совместных заявлениях) и документах, повлекших незаконное предоставление социальной выплаты (части социальной выплаты), ущерб, причиненный областному бюджету, возмещается в порядке, установленном законодательством.
Как следует из представленных доказательств, Городецкий В.В. и третье лицо Городецкая Л.В. являются собственниками дома номер обезличен, расположенного на <адрес обезличен>, в равных долях по 1/3 доли каждому в праве общей долевой собственности на дом, а собственником 1/3 доли при жизни являлся Городецкий В.Г., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31.01.2020г.
Из актов обследования дома от 15.01.2020г. и заключения межведомственной комиссии от той же даты, постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 15.01.2020г. номер обезличен усматривается, что дом находился в зоне затопления и был подтоплен в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования, после соответствующего обследования выявлены основания для признания дома подлежащим капитальному ремонту.
24.01.2020г. с вышеназванными документами ответчик обратился с заявлением в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и 17.02.2020г. ему было выдано свидетельство на сумму <данные изъяты>
Из соглашения о выполнении работ по капитальному ремонту жилого помещения, заключённого между истцом и ответчиком, следует, что собственник обязался осуществить капитальный ремонт жилого помещения, а ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» - финансировать работы в размере 50% от размера социальной выплаты в размере <данные изъяты> в течение 10 банковских дней с даты заключения соглашения, а окончательный расчет в размере <данные изъяты> произвести в течение 10 банковских дней на основании решения комиссии для оценки жилых помещений. После этого ответчик обратился с заявлением в ГКУ Иркутской области «Служба заказчика Иркутской области» о перечислении части социальной выплаты в размере <данные изъяты>, которая была перечислена на расчётный счёт ответчика, что подтверждается платежным поручением от 07.07.2020г. №680119.
Удовлетворяя иск, суд принимает во внимание, что согласно положениям ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения. Таким образом, одним из условий возникновения неосновательного обогащения является отсутствие правовых оснований и (или) договора (сделки) для приобретения имущества одним лицом за счёт другого лица.
В силу ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если самим обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Доказательств использования полученных средств, имеющих строго целевой характер, на капитальный ремонт жилого помещения ответчик суду не представила.
В соответствии с особенностями предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения и распределении бремени доказывания на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащении произошло за счёт истца, размер данного обогащения. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счёт истца, либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренного ст.1109 ГК РФ.
Таким образом, полученная ответчиком социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения ввиду наличия недобросовестности в действиях ответчика, не представившего доказательств использования предоставленных на капитальный ремонт жилого помещения средств по прямому назначению.
Доказательств, опровергающих этот вывод суда, ответчиком не представлено.
В соответствии с положениями ст.ст.98, 103 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с Городецкого В.В. подлежит взысканию госпошлина в госдоход в размере 4 800 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Областного государственного казённого учреждения «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» к Городецкому В.В. о взыскании средств социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения удовлетворить.
Взыскать с Городецкого В.В. в бюджет Иркутской области <данные изъяты> и госпошлину в госдоход в размере 4 800 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2021.
Председательствующий судья Китюх В.В.