_________________________________________________________________
Дело № 2-1710/14 ... года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Князевой О.Е.,при секретаре Шагинян Д.В.,
с участием представителя заявителя К., действующего на основании ордера от ... года
заинтересованного лица Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. об оспаривании решения призывной комиссии МО "Л" и заключения врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службы, освобождении от призыва на военную службу
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Р. обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением, просит:
- признать незаконным заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями;
- признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования МО "Л" от ... года;
- обязать призывную комиссию, осуществляющую призыв на военную службу граждан РФ, проживающих на территории внутригородского муниципального образования МО "Л", освободить его от призыва на военную службу.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, заключение о категории годности к военной службе вынесено на основании не полных сведений о состоянии здоровья заявителя, поскольку в ходе медицинского освидетельствования им были представлены документы, подтверждающие наличие у него заболевания «<данные изъяты>», что является основанием для признания заявитель ограниченно годным к военной службе, и является основанием для освобождения от призыва на военную службу. Однако врачи при проведении освидетельствования проигнорировали указанный диагноз, установленный у заявителя, и вынесли заключение о годности к военной службе с незначительными ограничениями, категория «<данные изъяты>» - годен к военной службе с незначительными ограничениями. На основании указанного заключения призывной комиссией МО "Л" было принято решение о призыве Р. на военную службу. Полагает, что указанные решения приняты с существенными нарушениями, врачами, без имеющихся на то оснований, не учли заболевание, имеющееся у заявителя, не смотря на то, что все документы относительно имеющегося заболевания представлены. Полагает, что нарушены его права, в связи с чем обратился в суд.
Заявитель Р. в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, в порядке ст.48 ГПК РФ ведет дело через представителя.
Представитель заявителя в назначенное судебное заседание явился, поддержал заявление в полном объеме, поддержал обоснования поданного заявления, пояснил суду, что нарушения выражаются в том, что из расписки следует, что заявителю выдавались направления на анализы, но нет результатов указанных анализов, не выдавались направления на исследования на ВИЧ и гепатит В и С, что обязательно, без указанных сведений не может быть принято решение о состоянии здоровья заявителя. В настоящее время оспариваемое заключение врачей отменено вышестоящей комиссией, что также подтверждает позицию заявителя о том, что заключение врачей не соответствовало состоянию здоровья заявителя. Представленные документы подтверждают наличие у него заболевания «<данные изъяты>», не требовалось прохождение дополнительного обследования в стационаре, поэтому он от него и отказался, и имеются основания для освобождения заявителя от призыва в силу состояния его здоровья, просил поданное заявление удовлетворить.
Заинтересованное лицо – врач, руководящей работой по медицинскому освидетельствования граждан Д. в назначенное судебное заседание явилась, не признала поданное заявление, представила суду отзыв и пояснила, что для установления заявителю заболевания «<данные изъяты>» необходимо проведение исследования – изготовление снимков в <данные изъяты> проекциях, лучше в <данные изъяты>-х, и составление рентгенограмм к ним. Заявителю было выдано направление на обследование и изготовление снимков в <данные изъяты> проекциях, что бы установить состояние его здоровья, но он отказался от обследования, о чем написал заявление. В связи с чем при принятии решения руководствовались представленными документами, наиболее полные и объективные из готовых говорили о том, что у него <данные изъяты>, в связи с чем и было принято такое решение. Представленное заявителем описание от ... – это просто описание каких-то снимков, которые представил заявитель, не известно чьи они и кто их делал. Заключение врачей в настоящее время отменено вышестоящей комиссией и заявителю установлена категория годности «<данные изъяты>» в связи с тем, что он нуждается в дополнительном обследовании.
Заинтересованное лицо – представитель призывной комиссии МО "Л" в назначенное судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения гражданского дела, каких-либо заявлений или ходатайств суду не представил, о причинах своей неявки суд не уведомил.
Согласно ч.2 ст.247 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие заявителя и заинтересованного лица.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает поданное заявление обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно положениям ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В связи с изложенным суд рассматривает настоящее гражданское дело по правилам главы 25 ГПК РФ.
Согласно разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Согласно п.1 ст.5 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 указанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе согласно предусмотренным категориям.
Согласно ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (п.1). Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).
На призывную комиссию в соответствии со ст.28 указанного Закона возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву а военную службу, определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565, в соответствии с которым:
3. На военно-врачебную комиссию возлагаются:
в) контроль за проведением обследования, лечения и освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу;
6. Годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
13. Организация освидетельствования возлагается:
при первоначальной постановке на воинский учет:
при призыве граждан на военную службу - на призывную комиссию.
14. До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм);
общий (клинический) анализ крови;
общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
электрокардиография в покое;
исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
18. По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Гражданам, признанным годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу в целях распределения по видам и родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам в соответствии с графой I раздела II "Расписание болезней" приложения к настоящему Положению (далее - расписание болезней) и таблицей 1 приложения к настоящему Положению определяются показатели предназначения для прохождения военной службы.
20. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 года № 565 являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе ВС РФ.
Судом установлено, что решением призывной комиссии муниципального образования МО "Л" от ... (л.д.9) заявитель по результатам медицинского освидетельствования признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.
Из представленных материалов личного дела призывника (л.д.23-39), усматривается, что заявитель проходил медицинское освидетельствование, ... комиссия врачей-специалистов при проведении медицинского освидетельствования заявителя при призыве его на военную службу пришла к выводу о категории годности к военной службе – <данные изъяты> (годен к военной службе с незначительными ограничениями), по заключению врача-хирурга по п.п.66«г», что нашло отражение в итоговом заключении врача, руководящего работой врачей-специалистов, в личном деле призывника.
Из представленных документов следует, что при прохождении освидетельствования заявителю было выдано направление на проведение рентгенографического исследования – рентген <данные изъяты> (л.д.29), по результатам которого представлен акт о состоянии здоровья заявителя и протокол исследования № ... (л.д.30-32), согласно заключения которого у заявителя выявлены <данные изъяты>.
Так же заявителем было представлено описание представленных снимков, составленное ЗАО "П К" от ... (л.д.34), от похождения дополнительного обследования заявитель отказался (л.д.33).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что представленные призывником медицинские документы, отражают действительное состояние его здоровья, были представлены при прохождении медицинского освидетельствования, однако не были учтены при личном освидетельствовании заявителя, не смотря на то, что имели существенное значение для установления диагноза и определения годности заявителя к военной службе.
Так же суд учитывает, что указанное заключение отменено решением вышестоящего органа от ... (л.д.35-37), в ходе проведения освидетельствования заявителю был установлен диагноз: <данные изъяты>? На основании ст.85 графе 1 «Г» - временно не годен к военной службе сроком на 2 месяца, обследование в стационаре.
При такой ситуации суд приходит к выводу о том, что врачом, руководящим работой по призыву граждан на военную службу, ... было вынесено неверно заключение о годности Р. к военной службе с незначительными ограничениями, в связи с чем указанное решение не может быт признано судом обоснованным и подлежит отмене.
В соответствии со ст.25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется 2 раза в год – с 01.04 по 30.06 и с 01.10. по 31.12.
Исчерпывающий перечень мероприятий, связанных с призывом на военную службу, определен ст.26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности заключения врача об установлении категории годности заявителя к военной службе, так же полежит признанию незаконным принятое на его основании решение призывной комиссии МО "Л" о призыве заявителя на военную службу от ....
В связи с тем, что окончательный диагноз заявителю не установлен, представленные документы свидетельствуют о различных установленных диагнозах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований об освобождении заявителя от призыва на военную службу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от ... в отношении Р., ... года рождения, о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Признать незаконным и отменить решением призывной комиссии МО "Л" от ... в отношении Р., ... рождения, о призыве на военную службу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через суд, его постановивший.
Судья:
Решение суда изготовлено в окончательной форме ... года