Решение по делу № 33-1600/2022 от 27.07.2022

Судья Ханина Л.В.      № 2-477/2022

Докладчик Козина Е.Г. Дело 33-1600/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Козиной Е.Г. и Селезневой О.В.,

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 августа 2022 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Алямкина Владислава Николаевича к государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» о признании незаконными действий (бездействия) по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в меньшем размере и удержании денежных средств с выплаченных ежемесячных сумм субсидии; нарушении сроков выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг и возложении обязанности по выплате субсидии и своевременной выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг по апелляционной жалобе Алямкина Владислава Николаевича на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 6 июня 2022 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Алямкин В.Н. обратился в суд с иском к государственному казённому учреждению «Социальная защита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» (далее – ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ») о признании незаконными действий (бездействия) по выплате субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в меньшем размере и удержании денежных средств с выплаченных ежемесячных сумм субсидии; нарушении сроков выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг и возложении обязанности по выплате субсидии и своевременной выплате ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг.

В обоснование требований указал, что является получателем мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату коммунальных услуг и ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг, которые предоставляются ему в соответствии с решениями ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ».

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 постановления Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. № 342 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия» получателем ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг (далее ЕДК) является его отец Алямкин Н.Ф., пользующийся совместно с ним одним жилым помещением.

Согласно ответам ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» № 2704 от 14 сентября 2021 г., № 344 от 11 февраля 2022 г. размер предоставленной Алямкину В.Н. субсидии на оплату услуг ЖКХ, полученный в результате расчета по формуле С_2 в соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» за декабрь 2021 г. составил 9343 руб. 77 коп., а за январь 2022 г. – 8481 руб. 86 коп. Однако в нарушении правовых норм ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» выплатило ему субсидию для оплаты фактических расходов за оказанные коммунальные услуги за декабрь 2021 г. и январь 2022 г. в меньшем размере.

Кроме того, ответчик перечисляет ему и его отцу ЕДК (суммы которых ответчик вычитает из размера субсидий, предоставленных Алямкину В.Н.) только после 15 числа следующего за текущим месяцем, в связи с чем он не может своевременно и в полном объёме за счёт субсидии оплатить коммунальные услуги, оказываемые Алямкину В.Н.

Считает, что произвольно ограничивая размер субсидий или удерживая ежемесячно суммы субсидий, ответчик нарушает порядок и условия предоставления и выплаты субсидий, установленный действующим жилищным законодательством, лишает его возможности реализовать в полном объёме своё право на меры социальной поддержки для оплаты коммунальных услуг.

Просил суд признать незаконными действия (бездействия) ответчика ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», связанные с выплатой ему субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2021 года и январь 2022 года в меньшем размере, по сравнению с величиной субсидии, рассчитанной ему ответчиком в соответствии с пунктом 24 Правил № 761 и произвольным удержанием с него денежных средств с выплаченных ответчиком ежемесячных сумм субсидий ранее срока, положенного пунктом 27 Правил № 761; обязать ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» выплатить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2021 года и январь 2022 года в размере фактических его расходов на коммунальные услуги за указанные месяцы, поскольку он не превышает максимальный размер субсидии, рассчитанной ему ответчиком в соответствии с пунктом 24 Правил № 761; признать незаконными действия (бездействия) ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», связанные с нарушением сроков выплаты ему ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг, установленных пунктом 12 постановления Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. № 342 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия» и обязать ответчика выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со сроками, установленными пунктом 12 постановления Правительства Республики Мордовия№ 342 от 28 июля 2008 г. «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия».

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 6 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований Алямкина В.Н. отказано.

В апелляционной жалобе Алямкин В.Н. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его требования в полном объёме, приводя доводы о том, что в соответствии с действующим законодательством ответчик после определения размера субсидии, назначенной Алямкину В.Н. на периоды с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. и с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. и рассчитанной в соответствии с пунктом 24 Правил № 761, обязан был ориентироваться на результаты произведённого расчёта, а не на размеры субсидий, предоставленных ранее Алямкину В.Н. за предыдущий шестимесячный период и не на фактические расходы истца на оплату ему коммунальных услуг, оплачиваемых им. Считает, что суд первой инстанции не стал исследовать и разрешать его требования о признании незаконными действий ответчика, связанных с произвольным ежемесячным удержанием денежных средств выплаченных субсидий, несмотря на то, что доплаты субсидии за декабрь 2021 года и январь 2022 года были выплачены ему ответчиком только после обращения в суд. Полагает, что ответчик ограничивает его права на меры социальной поддержки, а также обращает внимание на то, что казённое учреждение не может, даже в случае установления переплаты субсидии, произвольно удерживать излишне выплаченные суммы субсидии без его согласия. Кроме того, указывает, что даже с учётом всех произведённых ответчиком доплат, ему не выплачена субсидия за декабрь 2021 г. и январь 2022 г. в размере 158 руб. 28 коп. Считает, что ответчик при расчёте размера назначенной Алямкину В.Н. субсидии допустил нарушение действующего законодательства, причислив к совокупному доходу семьи Алямкина В.Н. ежемесячную денежную выплату на ребёнка от трёх лет до семи, а выполненные судом первой инстанции расчёты, по его мнению, не могут считаться правильными и верными. Также обращает внимание, что суд первой инстанции не привлёк к участию в деле управляющую организацию ООО «Рузаевское управление домами», оказывающую услуги по содержанию и текущему ремонту МКД. Полагает, что суд, устанавливая в решении иные сроки выплаты ЕДК, в отличие от сроков выплаты ЕДК, установленных в пункте 12 Положения № 342, не привёл ни одной ссылки на правовые нормы, которые бы подтверждали его выводы.

В возражениях на апелляционную жалобу директор ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» Марчков В.П. просит решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 6 июня 2022 г. оставить без изменения.

В судебное заседание истец Алямкин В.Н., представитель ответчика ГУК «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальной защиты, труда и занятости населения по Республике Мордовия, публичного акционерного общества «Мордовская энергосбытовая компания», МАУ Рузаевского муниципального района «Специальный центр обслуживания», общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Саранск», общества с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр» не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежаще, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство по делу не просили.

При этом от истца Алямкина В.Н., представителя публичного акционерного общества «Мордовская энергосбытовая компания» Ведяшева С.С. поступили заявления о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации – далее ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

В случае если законом субъекта Российской Федерации установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, уполномоченные органы ежемесячно до установленного в соответствии с частью1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных указанными лицами банках банковские счета (пункт 45).

Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг. В случае, указанном в абзаце 4 пункта 45Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, после поступления на банковский счет средств лицо, которому в соответствии со статьей 155 ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, обязано произвести получателям субсидий начисление размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом средств, поступивших от уполномоченного органа (пункт 46).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (Пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона РМ от 28.12.2004 № 102-З (ред. от 26.11.2021) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» (принят Государственным Собранием Республики Мордовия 23.12.2004) многодетным семьям предоставляется мера социальной поддержки в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, за исключением транспортных услуг для доставки топлива.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу указанной нормы субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 ЖК РФ).

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений ( часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31ЖК РФ.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей ( часть 3статьи 159 ЖК РФ).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Пункт 7 Правил предусматривает, что решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил Правил).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-30 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (Пункт 20 Правил).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23,24, и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки (пункт 27 Правил).

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

В целях установления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий малоимущих граждан, проживающих на территории Республики Мордовии, при проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Правительством Республики Мордовии принято Постановление от 28 октября 2019 г. № 414 Об утверждении положения о порядке перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам проживающим в Республике Мордовия.

В пункте 1 постановления Правительства Республики Мордовия от 28 октября 2019 г. № 414 определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Решения о предоставлении гражданам субсидий принимаются государственными казенными учреждениями.

Государственные казенные учреждения ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 ЖК РФ срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляют средства на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.

Для исчисления размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постановлением Правительства Республики Мордовия утверждаются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Республики Мордовия на соответствующий год.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия(далее Министерство) от 17.01.2020г. № ОД-12 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Административный регламент).

Административный регламент определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) по предоставлению государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также формы контроля за исполнением административного регламента и досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц. (подраздел 1 Административного регламента).

Согласно пункта11 Административного регламента, исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, предоставляющим государственную услугу, является Министерство, которое осуществляет ее предоставление через государственные казенные учреждения по социальной защите населения Республики Мордовия (далее - государственные казенные учреждения).

Согласно пункту 12 Административного регламента, государственную услугу предоставляют специалисты государственных казенных учреждений (далее - специалисты).

Согласно пункту 26 Административного регламента, государственные казенные учреждения в установленном порядке самостоятельно получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Алямкин В.Н., зарегистрированный по адресу: <адрес>, является получателем субсидии на основании постановления Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» с 1 октября 2018 г. по 31 марта 2019 г., 1 декабря 2019 г. по 30 июня 2021 г. с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г., 1 января 2021 г. по 30 июня 2022 г.

17 июня 2021 г. Алямкин В.Н. обратился в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (том 1 л.д. 87).

Решением ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ» на основании протокола № 4820 от 25 июня 2021 г. на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. Алямкину В.Н. назначена МСП «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в размере 6331 руб. 88 коп., рассчитанная по соответствующим формулам в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, на душу населения Республики Мордовия в размере 6331 руб.88 коп. (том 1 л.д. 88).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району Республики Мордовия» на основании протокола от 14 июля 2021 г. Алямкину В.Н. в связи с рождением ребёнка МСП «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» пересчитана и составила 9443 руб.77 коп. (том 1 л.д. 101).

20 декабря 2021 г. Алямкин В.Н. обратился в ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (том 1 л.д. 103).

Решением ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» на основании протокола № 697 от 24 декабря 2021 г. Алямкину В.Н. назначена МСП «Субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг» в размере 8270 руб. 49 коп., рассчитанная исходя из среднедушевого дохода с учётом величины прожиточного минимума на душу населения Республики Мордовия составила 8270 руб. 49 коп. (том 1 л.д. 104).

Из справки № 842-500 от 17 января 2022 г. следует, что Алямкин В.Н. получает меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг как многодетная семья на основании Закона Республики Мордовия 102-З от 28 декабря 2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» с 5 июля 2021 г. по 30 июня 2034 г. Размер начислений за декабрь 2021 г. составил: за обращение с твёрдыми коммунальными отходами – 108 руб. 25 коп., предоставление услуг водоотведения – 168 руб. 30 коп., предоставление услуг водоснабжения (без горячей воды) – 177 руб. 25 коп., предоставление услуг сетевого газоснабжения – 277 руб. 61 коп., предоставление услуг центрального отопления – 507 руб. 89 коп., предоставление электроэнергии – 73 руб. 90 коп. Итого за декабрь 1313 руб. 20 коп.

Размер начислений за январь 2022 г. составил: за обращение с твёрдыми коммунальными отходами – 108 руб. 25 коп., предоставление услуг водоотведения – 168 руб. 30 коп., предоставление услуг водоснабжения (без горячей воды) – 177 руб. 25 коп., предоставление услуг сетевого газоснабжения – 360 руб. 89 коп., предоставление услуг центрального отопления – 507 руб. 89 коп., предоставление электроэнергии – 180 руб. 81 коп. Итого за январь 1503 руб. 39 коп. (том 1, л.д. 27-28, 77-78).

Согласно справке № 891- 500 от 18 января 2022 г. Алямкин В.Н. является получателем меры социальной поддержки – субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг. Льготная категория – граждане, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на основании постановления Правительства Российской Федерации № 761 от 14 декабря 2005 г. «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» за период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г., с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. Льготы за декабрь 2021 г. составили 4145 руб. 02 коп. (4361 руб. 37 коп. за декабрь 2021 г. – 216 руб. 35 коп. удержание за ноябрь 2021 г.), за январь 2022 г. составили 5075 руб. 85 коп. (4145 руб. 02 коп. за январь 2022 + 930 руб. 83 коп. доплата за декабрь 2021 г.) (том 1 л.д. 31-32).

Из реестров получателей субсидий в разрезе организаций, представляющих жилищно-коммунальные услуги на Алямкина В.Н., следует, что за декабрь 2021 года начислено: за отопление 2778 руб.68 коп., холодную воду 708 руб. 90 коп., водоотведение 673 руб. 20 коп.; за содержание – 677 руб. 82 коп. (с учётом льготы (Алямкина Н.Ф. - 61 руб. 62 коп.) - 739 руб. 44 коп., ТКО – 288 руб. 68 коп. (с учётом льготы (Алямкина Н.Ф. - 36 руб. 09 коп., Алямкина В.Н. - 108 руб. 25 коп.) 433 руб. 02 коп., электроэнергия - 1007 рублей, газ - 1110 руб. 42 коп. Всего за декабрь 2021 года начислено за жилищно-коммунальные услуги 5470 руб. 83 коп. (том 2 л.д.1-6).

За январь 2022 года начислено: за отопление 3360 руб. 97 коп., холодную воду 708 руб. 90 коп., водоотведение 673 руб. 20 коп.; за содержание – 739 руб. 44 коп., ТКО – 288 руб. 68 коп. (с учётом льготы (Алямкина Н.Ф. - 36 руб. 09 коп., Алямкина В.Н. - 108 руб. 25 коп.) 433 руб. 02 коп., электроэнергия- 1188 рублей, газ - 1110 руб. 42 коп. Всего за январь 2022 года начислено за жилищно-коммунальные услуги - 8213 руб. 95 коп. (том 2 л.д. 7-11).

ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» заключены соглашения по информационному взаимодействию, связанному с предоставлением гражданам, проживающим в Республике Мордовия, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» 25 декабря 2015 г. (том 1 л.д. 133-134), с ООО «Мордоврегионгаз» 11 января 2011 г. (том 1 л.д. 135-136), с ООО «РЕМОНДИС Саранск» 1 мая 2018 г. (том 1 л.д. 137-138), с МАУ «Специальный центр обслуживания» от 20 января 2020 г. (том 1 л.д. 139-148), согласно которым ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ» обязуется осуществлять учёт получателей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; предоставлять ежемесячно не позднее 25 числа список граждан, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и сведения о суммах начисленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Организация обязуется принимать сведения, не позднее 5 числа (за исключением соглашения ООО «Мордоврегионгаз», где установлен день не позднее 9 числа) месяца, следующего за месяцем поступления списков граждан, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и сведений о суммах начисленных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставлять сведения о суммах начислений за оплату коммунальных услуг, начисленных за месяц предоставления субсидии на оплату жилого помещения, согласно представленному списку, об отсутствии (наличии) задолженности, в случаях наличия задолженности – о заключении соглашения о ее погашении. Сведения о суммах фактических начислений за услугу.

20 декабря 2021 г. Алямкину В.Н. ГКУ «СЗН по Рузаевскому району» выплачено 4145 руб. 02 коп. – субсидия на оплату ЖКУ за декабрь 2021 г. по платёжному поручению № 202855 от 23 декабря 2021 г. (том 1 л.д. 83-84), что также подтверждается протоколом формирования начисления от 17 декабря 2021 г. (том 1 л.д. 191). При выплате субсидии брались сведения о размерах оплаты услуг за жилое помещение и коммунальные услуги за май 2021 г.

19 января 2022 г. Алямкину В.Н. ГКУ «СЗН по Рузаевскому району» выплачено 4145 руб. 02 коп. субсидии на оплату ЖКУ за январь, 930 руб. 83 коп. – доплата за декабрь месяц 2021 года по платёжному поручению № 305648 от 21 января 2022 г. (том 1 л.д. 81-82).

При выплате субсидии брались сведения о размерах оплаты услуг за жилое помещение и коммунальные услуги за ноябрь 2021 г.

18 февраля 2022 г. Алямкину В.Н. ГКУ «СЗН по Рузаевскому району» выплачено 6431 руб. 51 коп. – субсидии на оплату ЖКУ за февраль 2022 г. по платёжному поручению № 428292 от 22 февраля 2022 г. (том 1 л.д. 79-80).

Алямкину В.Н. за ноябрь 2021 г. выплачена субсидия в размере 4082 руб. 23 коп., из которых 216 руб. 35 коп. – доплата за декабрь 2021 г., что усматривается из протокола формирования начисления (том 1 л.д.188).

Всего за январь 2022 г. Алямкину В.Н. выплачена субсидия в размере 5075 руб. 85 коп., куда вошла доплата за декабрь в размере 930 руб. 83 коп. Дата начисления 17 января 2022 г., что усматривается из протокола формирования начисления (том 1 л.д.194).

Всего за февраль 2022 г. Алямкину В.Н. выплачена субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 6431 руб. 51 коп., из которых 2286 руб. 49 коп. составила доплата за январь 2022 г., что усматривается из протокола формирования начисления (том 1 л.д. 197).

Обращаясь в суд с иском Алямкин В.Н. указывал на то, что по его мнению, выплаченная ему субсидия за декабрь 2021 года и за январь 2022 года в меньшем размере по сравнению с величиной субсидии, рассчитанной ответчиком исходя от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации и произвольным удержанием денежных средств незаконной.

При этом Алямкиным В.Н. были представлены на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г. копии документов, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за май 2021 года в размере 2845 руб. 96 коп., и за период с 1 января 2022 г. по 30 июня 2022 г. сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленные за ноябрь 2021 года в размере 4145 руб. 02 коп., а также справка о составе семьи, из которой следует, что совместно с заявителем зарегистрированы его супруга Алямкина Т.М., его дети Алямкин Ф.В., Алямкина П.В., Алямкин Е.В. и его отец Алямкин Н.Ф. Отец истца – Алямкин Н.Ф. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию и пользуется мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории «инвалид» с 29 ноября 2017 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований Алямкина В.Н. о признании незаконными действий (бездействия) ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», связанных с выплатой истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2021 года и январь 2022 года в меньшем размере и произвольным удержанием с него денежных средств с выплаченных ежемесячных сумм субсидий ранее срока, при этом исходил из того, что истцу был произведён перерасчет ранее назначенной субсидии (установленного срока), и что при назначении и выплате жилищной субсидии имело место сравнения размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателя субсидии, предусмотренное статьёй 27 Правил, пунктом 88 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что не противоречит действующему законодательству и не нарушает права истца.

Также суд не нашёл оснований для удовлетворения требований Алямкина В.Н. в части возложения обязанности на ГКУ «Социальная защита населения по Рузаевскому району РМ» выплатить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за декабрь 2021 года и январь 2022 года в размере фактических расходов на коммунальные услуги за указанные месяцы, поскольку пришёл к выводу, что за январь 2022 года субсидия на оплату жилого помещения истцу выплачена в полном объёме, а оснований для выплаты Алямкину В.Н. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере фактических расходов истца за декабрь 2021 года не имеется, поскольку компенсация была начислена истцу в полном объёме, а требований о взыскании с ответчика в его пользу незаконно удержанной суммы в размере 216 руб. 35 коп. за декабрь 2021 г. истцом не заявлялось.

Также суд не нашёл оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действия (бездействия) ГКУ «Соцзащита населения по Рузаевскому району РМ», связанных с нарушением сроков выплаты истцу Алямкину В.Н. ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате коммунальных услуг, установленных пунктом 12 Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. № 342 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия» и возложении обязанности на ответчика выплачивать истцу ежемесячную денежную компенсацию части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со сроками, установленными пунктом 12 Постановления Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. № 342 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия», исходя из того, что оспариваемые действия ответчика по выплате истцу ежемесячной денежной компенсации, право на которую установлено Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. № 102-З «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия», (пунктом 6 части 1 статьи 7), производится не позднее 24 числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином произведена оплата за жилищно-коммунальные услуги, и что данные действия не противоречат федеральному законодательству, устанавливающему, что компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, правовых оснований, влекущих отмену судебного постановления, не содержат, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части четвёртой статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не допущено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 6 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Алямкина Владислава Николаевича - без удовлетворения.

Председательствующий                  И.С. Леснова

Судьи Е.Г. Козина

О.В.Селезнева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 августа 2022 г.

Судья                                 Е.Г. Козина

33-1600/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Алямкин Владислав Николаевич
Ответчики
ГКУ Социальная защита населения по Рузаевскому району
Другие
ПАО Мордовская энергосбытовая компания
ООО Газпром межрегионгаз Саранск
Министерство социальной защиты, труда и занятости населения по Республике Мордовия
ООО Саранский расчетный центр
МАУ Рузаевского муниципального района Специальный центр обслуживания
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Козина Елизавета Григорьевна
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
27.07.2022Передача дела судье
24.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2022Передано в экспедицию
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее