Решение по делу № 2а-436/2020 от 15.01.2020

Дело № 2а-436-2020

УИД 18 RS 0011-01-2020-000054-35

Решение

именем Российской Федерации

14 февраля 2020 года                                город Глазов

     Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Рубановой Н.В., при секретаре Ившиной О.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прозорова ФИО7 к администрации МО «Город Глазов», начальнику Управления ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» Кумпяк ФИО8, Управлению ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» о признании незаконным отказа в заверении копии свидетельства о заключении брака,

установил:

Прозоров Д.В. обратился в суд с административным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ЗАГС администрации МО «Город Глазов» им представлено заявление о заверении копии свидетельства о заключении брака I-НИ , выданного ДД.ММ.ГГГГ этим же Управлением. Письмом начальника Управления ЗАГС Кумпяк Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в заверении копии свидетельства о заключении брака со ссылкой на ненаделение органов ЗАГС УР полномочиями заверять копии документов. Данный отказ считает незаконным. Согласно п.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (Указ № 9779-Х) государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. В вопросе 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019) указано, что под надлежащим заверением копии документа об образовании понимается, в частности: заверение копии документа учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ (абзац 1 п.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан»). Существующее правовое регулирование позволяло начальнику Управления ЗАГС заверить по просьбе истца свидетельство о заключении брака, оригинал которого был представлен должностному лицу. В противном случае, начальник Управления ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» полагая, что не наделена соответствующими полномочиями по рассмотрению обращения административного истца по существу, обязана была перенаправить обращение компетентному должностному лицу учреждения, в составе которого находится Управление-Администрация МО «Город Глазов». Отказ начальника Управления ЗАГС в заверении копии свидетельства о браке нарушает гарантированное ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» право административного истца на объективное и всестороннее рассмотрение обращения, а также безусловное право на реализацию возможности получения надлежащим образом заверенной копии документа, гарантированное нормативным правовым актом, имеющим статус Федерального закона. Просит признать отказ начальника Управления ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» в заверении копии свидетельства о заключении брака I- НИ , выданного ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, взыскать с Администрации МО «Город Глазов» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб.     Административный истец Прозоров Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, настаивал на требованиях, изложенных в административном иске.

    Административный ответчик Администрация МО «Город Глазов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

          Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены начальник Управления ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» Кумпяк Н.Н., Управление ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» в УР.

          Административный ответчик Управление ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

          Административный ответчик начальник Управления ЗАГС Кумпяк Н.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административного иска Прозорову Д.В. отказать.

          Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и предоставлено право обжалования в суд решений и действий (или бездействий) органов государственной власти и должностных лиц.

          В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

         В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

         Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

    В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Прозоров Д.В. обратился в Управление ЗАГС Администрации г.Глазова с заявлением заверить копию свидетельства о заключении брака I-НИ между ним и ФИО5, с указанием, что повторно выдавать данный документ не нужно. Заявление Прозорова Д.В. было принято Кумпяк Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется отметка на заявлении Прозорова Д.В., штамп Управления ЗАГС Администрации г.Глазова УР.

    ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления ЗАГС Кумпяк Н.Н. административному ответчику направлен ответ, в котором указано, что органы ЗАГС УР не наделены полномочиями заверять копии документов, предложено обратиться к нотариусу.

           Проверяя законность выданного начальником Управления ЗАГС администрации г.Глазова отказа от ДД.ММ.ГГГГ в заверении административному истцу копии свидетельства о браке, суд приходит к следующему.

     Согласно положений п.4 статьи 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» формы предоставления информации органами ЗАГС и правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрены основания выдачи органом ЗАГС повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается в день обращения.

В соответствии с п.1 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации", утвержденного Приказом Минюста России от 28.12.2018 N 307 "Об утверждении Административного регламента, зарегистрированного в Минюсте России 10.01.2019 N 53284, административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации устанавливает стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги.

    В соответствии с п.10 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, при выдаче документа (повторного свидетельства либо справки), подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, - выдача заявителю повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния, справки либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния или извещения об отказе во внесении исправлений или изменений, в выдаче документа;

Действующим законодательством, положения которого приведены выше, определены форма и способ предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния, установлена последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги и сроки, в течение которых эти действия должны быть произведены, определен порядок взаимодействия органов, предоставляющих государственную услугу, с физическими и юридическими лицами. В частности, предусмотрена выдача гражданам (физическим лицам) документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации актов гражданского состояния определенного вида и в определенной форме.

Доводы административного истца Прозорова Д.В. о том, что начальнику Управления ЗАГС при заверении копии документа необходимо было руководствоваться Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан", суд считает несостоятельными. Так, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" постановлено, что государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций.

В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.

Предприятия, учреждения и организации высылают также копии имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

Предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке.

     Управление ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» согласно Положению об Управлении записи актов гражданского состояния Администрации города Глазова является функциональным органом Администрации г.Глазова, осуществляющим переданные государственные полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

         Администрация г.Глазова является органом местного самоуправления.

         В соответствии с п.4 ст.34 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

    В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 20.03.2007 № 8-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния» органы ЗАГС Удмуртской Республики не наделены полномочиями заверять копии документов.

Как следует из положений п.77 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.

Свидетельствуя верность копий документов и выписок из них, нотариус не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.

     Согласно "Методическим рекомендациям по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них" (утв. Решением Правления ФНП от 25.04.2016, протокол N 04/16) нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них в соответствии с положениями ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.

Для свидетельствования верности копии нотариусу может быть представлен документ любого содержания, назначения, независимо от его юридической и практической значимости, за исключением случаев, установленных законом.

Положения, установленные настоящими методическими рекомендациями для свидетельствования верности копий документов, применяются для свидетельствования верности выписок из документов, а также копий с копии документов, если иное не установлено законом и настоящими методическими рекомендациями и не противоречит существу нотариального действия.

Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку в паспорте гражданина содержатся не связанные между собой сведения: информация о регистрации брака (о расторжении брака), о наличии несовершеннолетних детей, регистрации по месту жительства. Для свидетельствования верности выписки нотариусу следует включить в ее текст полное содержание второй и третьей страницы паспорта с указанием названия документа, фамилии, имени и отчества его владельца, даты и места его рождения, даты и места выдачи паспорта, его реквизитов.

Таким образом, анализ приведенных выше положений закона и иных нормативных правовых актов позволяет суду прийти к выводу, что заверение органами ЗАГС копии свидетельства о заключении брака, действующим законодательством не предусмотрена, а потому обжалуемый административным истцом отказ начальника Управления ЗАГС Администрации г.Глазова ЗАГС об отказе в заверении копии свидетельства о браке, является законным и обоснованным.

Судом достоверно установлено, что административный ответчик при рассмотрении обращения административного истца действовал в пределах предоставленных полномочий, в установленном нормативными правовыми актами порядке, по результатам рассмотрения заявления Прозорова Д.В., ему дан своевременно мотивированный и, обоснованный ответ.

Доказательств того, что обжалуемым отказом нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, Прозорова Д.В., суду не представлено.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае совокупность указанных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам, и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, отсутствует.

С учетом приведенных выше правовых норм, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административного искового заявления Прозорова Д.В. не имеется.

В силу ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из содержания административного иска Прозоровым Д.В. обжалуется отказ начальника Управления ЗАГС об отказе в заверении копии свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление Прозоровым Д.В. подано согласно штампу Глазовского районного суда УР ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Прозорова ФИО9 к Администрации МО «Город Глазов», начальнику Управления ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» Кумпяк ФИО10, Управлению ЗАГС Администрации МО «Город Глазов» о признании незаконным отказа в заверении копии свидетельства о заключении брака, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.

Судья                                           Н.В.Рубанова

2а-436/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ПРОЗОРОВ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
Управление ЗАГС Администрации МО "Город Глазов"
Администрация МО "Город Глазов"
Другие
Начальник Управления ЗАГС Администрации МО "Город Глазов" Кумпяк Наталия Николаевна
Суд
Глазовский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Рубанова Наталья Владимировна
Дело на странице суда
glazovskiygor.udm.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
20.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Дело оформлено
17.03.2020Дело передано в архив
14.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее