Дело № 2-5520/2019
УИД 75RS0001-01-2019-006413-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 августа 2019 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.
при секретаре судебного заседания Буториной А.Н.,
с участием истцов Антипьева О.Н., Антипьева Н.В., Антипьевой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Антипьева О.Н., Антипьева Н.В., Антипьевой Е.И. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, понуждении включить в список граждан, пострадавших от паводка в результате чрезвычайной ситуации, понуждении выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в суд с настоящим иском, просили признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей каждому, обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить их список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить единовременную материальную помощь за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края. В обоснование требований указали, что финансовая помощь в размере 100 000 рублей выплачена каждому из истцов в полном объеме, единовременная материальная помощь в размере по 10 000 рублей каждому из истцов не выплачивалась до настоящего времени.
В судебном заседании истцы Антипьев О.Н., Антипьев Н.В., Антипьева Е.И. доводы, изложенные в заявлении, поддержали по основаниям, изложенным выше, просили иск удовлетворить. Суду указали, что единовременная финансовая помощь ими уже получена.
Представители администрации муниципального района «Читинский район», Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерства финансов Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили. От УМВД России по Забайкальскому краю ГУ МЧС России по Забайкальскому краю поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей и письменные отзывы.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 данного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт «г,д» пункта 2 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью), а также на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
В постановлении Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в зависимости от характера ЧС разделены на виды, к ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей.
Согласно главе 2 письма от 3 октября 2014 г. N 2-4-87-24-7 Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Решением Центрального района суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Антипьева О.Н., Антипьевой А.Н., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Антипьева Д.О., Мирсановой К.Ю. Антипьевой Е.И., Антипьева Н.В. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю об установлении факта постоянного проживания, включении в список на оказание единовременной финансовой помощи удовлетворены. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального района суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части, в удовлетворении исковых требований Антипьевой А.Н., действующей в своих интересах и в интересах <данные изъяты> Антипьева Д.О., Мирсановой К.Ю. отказать, в остальной части решение оставлено без изменения.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец Антипьев О.Н. приобрел за счет собственных, а также за счет заемных средств жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> общей площадью 81,5 кв.м., а также земельный участок по этому же адресу площадью 733 кв.м.
Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрированы Антипьевым О.Н. в установленном законом порядке.
Постановлением и.о. главы сельского поселения «Смоленское» от ДД.ММ.ГГГГ № изменен адрес дома, принадлежащего истцу Антипьеву О.Н. на праве собственности, адрес «<адрес>, тер. <адрес>, <адрес>» изменен на адрес «<адрес>, тер. <адрес>».
Как следует из материалов дела, по указанному адресу, согласно справке администрации сельского поселения «Смоленское» от ДД.ММ.ГГГГ №, совместно зарегистрированы и проживают, помимо собственника, Антипьев Н.В. – отец, Антипьева Е.И. – мать, Антипьев Д.О. – сын.
В ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что земельный участок по адресу: <адрес>, тер. <адрес> и расположенный на нем жилой дом попали в зону подтопления № в связи с паводком, вызванном сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Вместе с тем, на обращение истцов за предоставлением денежной выплаты в связи с утратой имущества первой необходимости администрацией муниципального района «Читинский район» дана справка от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано на отсутствие правовых оснований для включения в список на оказание единовременной материальной и (или) финансовой помощи в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>, <адрес>.
Однако решение Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ при разрешении данного спора имеет преюдициальное значение. при этом судом был установлен факт постоянного проживания истцов в указанном доме.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что истцы на дату рассмотрения дела не имеют в собственности иного жилья, кроме жилого дома по адресу: <адрес>, тер. <адрес>, принадлежащего на праве собственности Антипьеву О.Н., в котором также проживают родители последнего, суд полагает возможным признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Следовательно, исковые требования о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, понуждении включить в список граждан, пострадавших от паводка в результате чрезвычайной ситуации, понуждении выплатить единовременную материальную помощь являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Антипьева О.Н., Антипьева Н.В., Антипьевой Е.И. к администрации муниципального района «Читинский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, ГУ МЧС России по Забайкальскому краю о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, понуждении включить в список граждан, пострадавших от паводка в результате чрезвычайной ситуации, понуждении выплатить единовременную материальную помощь удовлетворить.
Признать за Антипьевым О.Н., Антипьевым Н.В., Антипьевой Е.И., право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 рублей каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать администрацию муниципального района «Читинский район» включить Антипьева О.Н., Антипьева Н.В., Антипьеву Е.И. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Антипьеву О.Н., Антипьеву Н.В., Антипьевой Е.И. единовременную материальную помощь в размере по 10 000 рублей каждому по поступлению средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2019 года.