Решение по делу № 3а-195/2021 от 04.10.2021

№ 3а-195/2021

10OS0000-01-2021-000306-06

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

01 ноября 2021 г.г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Сафоновой М.В.,с участием прокурораЛахтиной К.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное делопо административному исковому заявлению Хуотари (...), Забродского (...), Цыганкова (...) о признании недействующими решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г.№ 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15«Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части,

у с т а н о в и л:

Решениями Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. №14 и № 15 утверждены соответственно Генеральный план Заозерского сельского поселения и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.

Административные истцы обратились в суд с административным иском о признании недействующими названных нормативных правовых актов в части установления границвторого поясазоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношениирасположенных
в с. Заозерье Прионежского района Республики Карелия земельных участков
с кадастровыми номерами (...), (...), (...),а также земельных участков из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных
в кадастровом квартале (...), указав координаты характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-10:

1)     (...);

2)     (...).

В обоснование требований административные истцы сослались
на противоречие указанных нормативных правовых актов Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения
и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 14 марта 2002 г. № 10 (далее - СанПин 2.1.4.1110-02), поскольку зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в границах которой находятся вышеуказанные земельные участки, установлена в отсутствие
у административного ответчика соответствующих полномочий, определена
в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее границ и ограничений использования земельных участков в границах зоны санитарным правилам.

Административные истцы полагают, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают их права, поскольку препятствуют приобрести земельные участки в собственность, в том числе путем перераспределения,
а также как меру социальной поддержки государством многодетных семей.

Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В возражениях на административный иск Совет Прионежского муниципального района указал на необоснованность заявленных требований, соблюдение законом процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, на то, чтопроект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - оз. Логмозеро не разработани не утвержден. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо администрация Прионежского муниципального района в отзыве на иск поддержала позицию административного ответчика Совета Прионежского муниципального района, оставив при этом разрешение спора на усмотрение суда.

Заинтересованные лица Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Управление Роспотребнадзора
по Республике Карелия, администрация Заозерского сельского поселения
в отзывах на иск оставили разрешение спора на усмотрение суда, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
в отзыве на иск указало, что проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения оз. Логмозеров с. ЗаозерьеМинистерством
не утверждался. Спорные земельные участки расположены во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого и хозяйственно-бытового назначения. Просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Исследовав письменные материалы дела,заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходитк следующим выводам.

Судом установлено, что семья административного истца Хуотари А.Э. является многодетной, имеющей в соответствии с Законом Республики Карелияот 06 марта 2017 г. № 2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации право
на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

26 марта 2021 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия (с одной стороны) и Хуотари А.Э., Хуотари С.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей (...) (с другой стороны), заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: (...), сроком на 20 лет.

Забродский А.Ю. является собственником земельного участка
с кадастровым номером (...), площадью 955 кв.м, расположенного по адресу: (...).

Цыганкову А.В. на праве общей долевой собственности (...) принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), площадью 900кв.м, расположенныйпо адресу: (...).

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало административному истцу Хуотари А.Э. в предоставлении
в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (...), а административным истца Забродскому А.Ю.
и Цыганкову А.В. - в утверждении схем расположения испрашиваемых ими земельных участков на кадастровом плане территории в целях заключения соглашения о перераспределении принадлежащих им земельных участков и части земель, государственная собственность на которые не разграничена,
по мотивам отнесенияземельных участков документами территориального планирования Заозерского сельского поселенияк территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Земельный участок с кадастровым номером (...), а также предполагаемые к образованию земельные участки в обозначенных в иске координатах отражены на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных оспариваемыми решениями Совета Прионежского муниципального районаот 17 сентября 2019 г. № 14 и № 15 (соответственно),
в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (оз. Логмозеро).

В соответствии с пунктом 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Учитывая, что на основании оспариваемых решений Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 и № 15 осуществлено территориальное зонирование испрашиваемых административными истцами земельных участков, то есть указанные нормативные правовые акты применены к ним, ХуотариА.Э., Забродский А.Ю. и Цыганков А.В. являются лицами, имеющими право на обращение в суд с настоящим административным иском.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г.по административному делу № 3а-240/2019. Данные обстоятельства в силу статьи 64 КАС РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении настоящего административного дела.

Анализируя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов действующему законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство
о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности
и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях,
об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,
иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения
не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны
в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории
для жилищного строительства, строительства промышленных объектов
и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ
водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских
и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия
на человека.

Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение
о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).

Как следует из пунктов 1.4, 1.5 СанПин 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов,
вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений,
а также территорий, на которых они расположены. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов,
а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6, 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02).

Установлено, что все обозначенные в административном иске земельные участки, в том числе из числа земель, государственная собственность на которыене разграничена, отраженына картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (оз. Логмозеро).При этом имеет место совпадение границ первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,что является недопустимым и создает правовую неопределенность при применении оспариваемых норм.

Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному иску ФИО о признании не действующими решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого и второгопоясов зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в отношении земельного участка
с кадастровым номером (...), оспариваемые нормативные правовые акты признаны недействующими со дня вступления решения суда
в законную силу в части включения в границы первого и второго поясов
зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участкас кадастровым номером (...) (административное дело
№ 3а-240/2019).

Судебным актом установлено, что оспариваемые решения приняты
с нарушением компетенции органа и процедурой установления
зон санитарной охраны источников водоснабжения, что приводит
к нарушению прав правообладателей земельных участков, включенных в указанную зону.

В нарушение приведенных выше норм проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (оз. Логмозеро в с. Заозерье) не разрабатывался,
в установленном порядке границы и режим данной зон санитарной охраны Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия
не утверждались, положительные санитарно-эпидемиологические заключения не выдавались.

Вопросы установления размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не отнесены
к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению
в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Таким образом, решения Прионежского муниципального района
от 17 сентября 2019 г. № 14 и № 15в оспариваемой частине соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основаниемдля их признаниянедействующими в части.

Определяя момент, с которого вышеназванные нормативные правовые акты подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы
права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими в части
с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

На основании статьи 111 КАС РФ, понесенные административным истцом при подаче административного иска судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Хуотари (...), Забродского (...), Цыганкова (...) удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решений XXIII сессии IV созыва Совета Прионежского муниципального района от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» и № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части установления границ первого ивторого поясов зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения в отношении земельных участков
с кадастровыми номерами (...), (...), (...), а также земельных участков из числа земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенныхв кадастровом квартале 10:20:0020119, с координатами характерных точек границ земельного участка в системе координат МСК-10: 1) (...);2)(...).

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Хуотари (...) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере200 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Забродского (...) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере200 руб.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Цыганкова (...) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Прионежского муниципального района.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд
общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П.Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 08 ноября 2021 г.

3а-195/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Забродский Антон Юрьевич
Цыганков Александр Владимирович
Хуотари Андрей Эйнарович
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Совет Прионежского муниципального района Республики Карелия
Другие
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Хуотари Светлана Анатольевна
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Калинин Вячеслав Сергеевич
МУП Прионежского муниципального района "Водоканал Прионежский"
Управление Роспотребнадзора по РК
Администрация Заозерского сельского поселения
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
06.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2021Судебное заседание
08.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее