<данные изъяты> Дело № 2-919/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волоколамск «21» июня 2018 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кочновой И.С.
с участием старшего помощника Межрайонного природоохранного прокурора Московской области Шамрай Т.С.
представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Солженициной Е.С.
при секретаре судебного заседания Хлебниковой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ядрово» о возложении обязанности разработать проектную документацию по эксплуатации полигона с обязательным требованием о наличии на полигоне ТКО установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков ( фильтрата), системы дегазации, направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны для полигона ТКО «Ядрово» с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, возложении обязанности направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалы, предусмотренные п.4.2 СанПин 2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны полгона ТКО «Ядрово»,
У с т а н о в и л:
<данные изъяты> обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к ООО «Ядрово» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную документацию по эксплуатации полигона с обязательным требованием о наличии на полигоне ТКО установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков ( фильтрата), системы дегазации, направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, разработать проект в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обоснования санитарно-защитной зоны для полигона ТКО «Ядрово» с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, возложении обязанности направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалы, предусмотренные п.4.2 СанПин 2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны полгона ТКО «Ядрово».
В обоснование требований Межрайонный природоохранных прокурор Московской области указал, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области во исполнение задания прокуратуры Московской области проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления обществом ООО «Ядрово», в результате которой было установлено, что данная организация осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Ядрово». В настоящее время под загрузку отходами используется новая карта полигона, расположенная на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. На земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> размещено старое тело полигона, завоз отходов на отработанную карту прекращен в ДД.ММ.ГГГГ г. Предприятию выдана бессрочная лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы на «Проект расширения и рекультивации полигона ТБО «Ядрово» в Волоколамском районе Московской области» сроком на 5 лет, то есть до ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Ядрово» с ДД.ММ.ГГГГ г. по настоящее время осуществляет деятельность по эксплуатации полигона ТКО «Ядрово» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию.
Основными факторами, негативно влияющими на окружающую среду при размещении отходов, являются выделение в атмосферный воздух свалочного газа, образующегося в результате разложения органической части отходов, а также выход (высачивание) фильтрационных стоков (фильтрата) с тела полигона.
На основании отчета 2ТП-отход, представленного ООО «Ядрово» за
ДД.ММ.ГГГГ г., на полигон ТКО «Ядрово» поступило 250,25 тыс. тонн отходов при определенных проектной документацией 200 тыс. т. При разработке новой проектной документации планируется увеличение годового объема поступающих для размещения отходов с 200 тыс. т. до 420 тыс. т.
Учитывая планируемое увеличение объема размещаемых на полигоне ТКО «Ядрово» отходов, возрастает риск загрязнения окружающей среды. Кроме того, на полигоне ТКО «Ядрово» неоднократно фиксировались факты разлива фильтрата, превышений в атмосферном воздухе концентраций вредных (загрязняющих) веществ. Так, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на теле полигона произошли разовые выбросы свалочного газа, в связи с чем в атмосферном воздухе вблизи д. Ядрово и на территории г. Волоколамска установлено превышение предельно-допустимой концентрации по показателю дигидросульфид (сероводород) от 1,5 до 2,5 ПДК. В ходе проверочных мероприятий, проведенных в марте 2018 г., выявлены факты выхода инфильтрационных стоков в искусственно созданный ООО «Ядрово» котлован с последующим
попаданием по рельефу местности в р. Городня.
По результатам лабораторных исследований, проведенных испытательной лаборатории Западного отдела ФГБУ «Центр лабораторного ж анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу» ДД.ММ.ГГГГ (пробы фильтрата исследованы на 26 показателей, включая тяжелые металлы), по химическому составу отобранный фильтрат соответствует неочищенной сточной воде с высоким содержанием загрязняющих веществ.
Основными загрязнителями являются аммоний-ион, хлориды, сульфаты, нефтепродукты, железо.
Сравнительный анализ воды р. Городня выявил ухудшение качества воды в реке от верхнего створа к нижнему. Концентрации загрязняющих веществ возрастают в среднем в 2,5 раза.
Основной вклад в ухудшение состояния природного водотока вносят ионы аммония, фосфаты, нитриты, фенолы, железо, нефтепродукты, взвешенные вещества.
ООО «Ядрово» получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие полигона государственным санитарно-эпидемиологическим I правилам и нормативам от ДД.ММ.ГГГГ. Проектом обоснования расчетная 1 санитарно-защитная зона снижена до 450 м и 242 м.
Вместе с тем в нарушение требований действующего законодательства окончательный размер санитарно-защитной зоны для полигона до настоящего времени не установлен. За допущенные нарушения по постановлениям прокурора юридическое и должностное лицо привлечены к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании старший помощник Межрайонного природоохранного прокурора Московской области Шамрай Т.С. исковые требования поддержала.
Представители ответчика ООО «Ядрово» по доверенности и по ордеру Гараев В.С., Гараев Т.В. в судебном заседании иск не признали, пояснили, что ООО «Ядрово» проводит работу по подготовке проектной документации. Срок, в течение которого прокурор просит обязать их произвести определенные действия, слишком небольшой.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности Солженицина Е.С. в судебном заседании оставила разрешение иска на усмотрение суда.
Рассмотрев заявленные исковые требования, заслушав стороны, исследовав в совокупности письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон № 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, должны руководствоваться принципами презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; в обязательном порядке осуществлять оценку воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечивать снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Закона № 7-ФЗ экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
На основании ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно ст. 11 Закона № 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы является: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов 1 опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, а также объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст. 18 Закона № 174-ФЗ положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статьями 27, 30 Закона № 174-ФЗ предусмотрено, что заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и
оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического
назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их
производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
На основании ст. 12 Закона № 52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно- бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее по тексту - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Пунктами 2.2, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны
и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СП 2.2.1/2.1.1.1200-03),
установлено, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны
промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно:
расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на
основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха
и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно п. 4.2 СП 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров
установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании: предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями; оценки риска здоровью населения. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
На основании п. 7.1.12. СП 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона для полигонов твердых бытовых отходов составляет 500 м.
Согласно п. 4.5 СП 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже.
В соответствии с п. 5.1. СП 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает целесообразным определить срок для исполнения решения в части обязания ООО «Ядрово» разработать проектную документацию по эксплуатации полигона ТКО «Ядрово» с обязательным требованием о наличии на полигоне ТКО установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков ( фильтрата), системы дегазации и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы- срок в 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. А по требованию об обязании разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны для полигона ТКО «Ядрово» с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта, возложении обязанности направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалы, предусмотренные п.4.2 СанПин 2.21/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны полгона ТКО «Ядрово»- определить срок для исполнения решения 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 6 000 рублей по настоящему гражданскому делу, подлежат взысканию с ответчика в доход государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ( ░░░░░░░░░), ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.4.2 ░░░░░░ 2.21/2.1.1.1200-03 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░», ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░ "░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>