Дело № 2а– 273/2018
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
15 мая 2018 года гор. Кыштым Челябинской области
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего Шульгиной Л.К.,
при секретаре Долговой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Кыштым Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа, администрации Кыштымского городского округа о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор города Кыштым Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к комитету по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа (далее по тексту также КУРадминистрации КГО, комитет), о признании незаконным бездействия, которое выразилось в нерегистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в установленном Правительством Российской Федерации порядке объектов, расположенных по адресу: АДРЕС, в неполучении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в непроведении экспертизы промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением, зарегистрированных в Ростехнадзоре, по истечении сроков службы, установленных заключениями экспертизы промышленной безопасности; в незаключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на указанных опасных производственных объектах. Просил суд возложить на ответчика обязанность совершить указанные действия, мотивируя тем, что бездействие КУРадминистрации КГО создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения аварийной ситуации на опасных объектах (газовых емкостях) (л.д. 4 – 10).
Впоследствии прокурор уточнил иск, просил также признать незаконным бездействие администрации Кыштымского городского округа и возложить на указанного ответчика те же обязанности, ссылаясь на положения ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также уточнил место нахождения одного из опасных объектов – АДРЕС (л.д. 94 – 96).
В суде представитель истца Брагин Е.Д. иск прокурора поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснил, что просит суд возложить обязанности на ответчиков солидарно.
В суде представитель КУРадминистрации КГО Дейнека Н.Р. иск прокурора не признала и пояснила, что КУРадминистрации КГО является ненадлежащим ответчиком, поскольку является отраслевым органом администрации, газовые емкости не закреплены за комитетом, на балансе комитета не находятся, комитет не ведет хозяйственную деятельность, не является эксплуатирующей организацией, также сослалась на письменный отзыв комитета (л.д. 38, 39 – 40).
Представитель администрации Кыштымского городского округа Гаврилова А.О. в суде иск прокурора не признала и пояснила, что ни администрация КГО, ни комитет не являются ни собственником газовых емкостей, ни организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, также сослалась на письменный отзыв (л.д. 112 – 114).
На подготовке дела к судебному разбирательству судом привлечены к участию в деле заинтересованными лицами общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Комфорт» и общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства» (л.д. 61). Представители заинтересованных лиц в суд не явились, о времени и месте слушания дела извещены, в суд поступило заявление ООО «УК «Комфорт» с просьбой о слушании дела в отсутствие представителя (л.д. 90, 105, 106).
Принимая во внимание, что заинтересованные лица извещены о времени и месте слушания дела надлежаще, суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Выслушав явившихся РІ СЃСѓРґ лиц, специалиста Р¤РРћ7, исследовав РІСЃРµ материалы административного дела, материалы дела РѕР± административном правонарушении НОМЕРо привлечении Рє административной ответственности комитета РїРѕ управлению имуществом администрации КГО Р·Р° совершение административного правонарушения, предусмотренного С‡. 1 СЃС‚. 9.1. РљРѕРђРџ Р Р¤, оценив исследованные доказательства РїРѕ правилам СЃС‚. 84 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что РїРѕ РїРёСЃСЊРјСѓ заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора Рѕ нарушении комитетом обязательных требований законодательства Рѕ промышленной безопасности опасных производственных объектов прокуратурой РіРѕСЂРѕРґР° Кыштым проведена проверка соблюдения требований законодательства РѕР± обеспечении безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, РІ С…РѕРґРµ которой выявлены нарушения закона РїСЂРё эксплуатации опасных производственных объектов – газовых емкостей РїРѕ адресу: АДРЕС.
Согласно постановлению администрации КГО от ДАТА НОМЕР, актам о приеме – передаче объекта основных средств от ДАТА НОМЕРи НОМЕРустановки резервуарные (газовые ёмкости) переданы муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Дирекция единого заказчика» (МУП ЖКХ «ДЕЗ») в муниципальную казну; право собственности муниципального образования Кыштымский городской округ на указанное имущество в установленном законом порядке не зарегистрировано (л.д. 21 – 24, 25 – 26, л.д. 27 дела НОМЕР).
РР· объяснений РІ СЃСѓРґРµ представителей ответчиков следует, что газовые емкости используются РїРѕ назначению.
В силу положений ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Закон № 116–ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, исходя из классификации опасных производственных объектов (приложение 2 к данному Закону).
В силу положений ст. 2 и приложения 1 к указанному Федеральному закону опасными производственными объектами являются сети газораспределения и сети газопотребления, на которых используется природный газ в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону, а именно свыше 1 тонны природного газа.
Согласно ч. 3 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 6 данного Закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в не образовательных учреждениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности;
- иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
- заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
- анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
- вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
- представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Постановлением судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от ДАТА по делу об административном правонарушении НОМЕРкомитет привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ.
В данном постановлении указано, что административное правонарушение, совершенное КУРадминистрации КГО, выразилось в следующем:
1. «Установка резервуарная» регистрационный НОМЕР, расположенная по адресу: АДРЕС, «Установка резервуарная» регистрационный НОМЕР, расположенная по адресу: АДРЕС, не зарегистрированы в государственном Реестре опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 5 постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»; ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 116 – ФЗ);
2. Отсутствует лицензия на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
3. Не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности сосудов, работающих под давлением:
-регистрационный НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, расположенных на ОПО «Установка резервуарная» регистрационный НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС (экспертизы регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА; экспертиза регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА; регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА);
- регистрационный НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, расположенных на ОПО «Установка резервуарная» регистрационный НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС (по результатам проведения технического диагностирования заключение регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА; регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА; регистрационный НОМЕР, сосуд регистрационный НОМЕРдо ДАТА), по истечении сроков службы, установленных заключениями экспертизы промышленной безопасности (ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ);
4. Не заключены договоры обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на указанных выше производственных объектах (ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ, п. 1 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ).
В данном постановлении по делу об административном правонарушении указано, что комитет по управлению имуществом администрации КГО является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов.
Постановление по делу об административном правонарушении от ДАТА, которым КУРадминистрации КГО признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ, вступило в законную силу ДАТА. В решении судьи Челябинского областного суда от ДАТА указано, что КУРадминистрации КГО допустило бездействие в виде невыполнения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (л.д. 111 – 122, 142 – 146 дело об административном правонарушении НОМЕР).
Доводы представителей ответчиков в настоящем судебном заседании о том, что КУРадминистрации КГО является ненадлежащим ответчиком, суд считает несостоятельными, поскольку вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении установлено бездействие комитета по управлению имуществом администрации КГО в виде невыполнения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
То обстоятельство, что установки резервуарные не зарегистрированы в государственном Реестре опасных производственных объектов в установленном порядке, подтверждается справкой Уральского Управления Ростехнадзора от ДАТА (л.д. 111).
При таких обстоятельствах требование прокурора о признании незаконным бездействия КУРадминистрации КГО основано на законе, обосновано доказательствами и подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Согласно ст. 5 Устава Кыштымского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В соответствии со ст. 47 Устава КГО от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа, осуществляет администрация городского округа.
То обстоятельство, что администрация Кыштымского городского округа осуществляет от имени муниципального образования Кыштымский городской округ права собственника в отношении указанного имущества, подтверждается постановлением администрации КГО от ДАТА НОМЕРо передаче установок резервуарных (газовых ёмкостей) в муниципальную казну, договором на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию газового оборудования, заключенным ДАТА АО «Газпром газораспределение Челябинск» с комитетом по управлению имуществом администрации КГО, постановлением администрации КГО от ДАТА НОМЕРо ликвидации газовых емкостей, расположенных по АДРЕС, и АДРЕС (л.д. 27 – 30, 115).
Принимая во внимание те обстоятельства, что собственником вышеуказанных установок резервуарных является муниципальное образование Кыштымский городской округ (несмотря на то, что в установленном законом порядке право собственности на данное имущество не зарегистрировано, однако имущество передано в муниципальную казну), что от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа, осуществляет администрация городского округа, что администрация КГО также не выполняет требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, суд считает основанными на законе, обоснованными доказательствами и подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации КГО.
Доводы представителя администрации КГО Гавриловой Рђ.Рћ. Рѕ том, что газовые емкости РІС…РѕРґСЏС‚ РІ состав общего имущества РґРѕРјР°, РЅРµ нашли своего подтверждения РІ СЃСѓРґРµ, опровергаются объяснениями специалиста Р¤РРћ7, представившего РІ СЃСѓРґ подлинный технический паспорт РЅР° объект недвижимости, расположенный РїРѕ адресу: АДРЕС.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 116-ФЗ авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Таким образом, положения Федерального закона № 116-ФЗ направлены на защиту интересов личности и общества в целом от аварий, так как авария является неконтролируемым взрывом и (или) выбросом опасных веществ, от воздействия которых может пострадать неопределенное количество людей, точное количество которых определить не представляется возможным, в связи с чем положения Федерального закона № 116-ФЗ защищают права и интересы неопределенного круга лиц.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р Р¤, если РїСЂРё рассмотрении административного дела будет установлено нарушение прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или лиц, РІ интересах которых было подано административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление, СЃСѓРґРѕРј принимается решение РѕР± обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов административного истца или лиц, РІ интересах которых было подано административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление.
Поскольку в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных правовых норм КУРадминистрации КГО, администрация допустили бездействие - не выполнили обязательные требования промышленной безопасности опасных производственных объектов, что такое бездействие создаёт реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые могут пострадать в случае возникновения аварийной ситуации на опасных объектах, чем нарушает их права на безопасность, суд полагает необходимым возложить на КУРадминистрации КГО и администрацию КГО обязанность устранить нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, то есть неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание объяснения представителей ответчиков о том, что совершение определенных действий для устранения допущенного нарушения требует значительных временных затрат, в частности ряд мероприятий требует проведение конкурса, суд полагает необходимым определить срок, в течение которого настоящее решение суда подлежит исполнению – до ДАТА.
Таким образом, административное исковое заявление прокурора г. Кыштыма подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области
решил:
Административный иск прокурора города Кыштым Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа, администрации Кыштымского городского округа, выразившееся в невыполнении обязательных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Обязать комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа, администрацию Кыштымского городского округа, в срок до ДАТА устранить нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, допущенное невыполнением обязательных требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)