Судья Сат А.Е. Дело № 33-202/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 31 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Оюн С-С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла», мэрии г. Кызыла, муниципальному унитарному предприятию «Благоустройство», Агентству по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва о возложении обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва (далее – Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению «Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла» (далее - департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла) о возложении обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора, указывая на то, что 30 марта 2016 года проведено обследование территории г. Кызыла на предмет соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателя санитарного законодательства по обращению с отходами производства и потребления. По результатам проведенного санитарно-гигиенического обследования установлены места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности, строительного мусора и других видов отходов по следующим адресным ориентирам: **
Управление просило обязать департамент городского хозяйства мэрии г.Кызыла ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора в течение 30 календарных дней с момента вступления решения в законную силу по указанным адресным ориентирам.
Определениями Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 мая 2016 года и 01 августа 2016 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство», мэрия г.Кызыла, Агентство по жилищному и коммунальному хозяйству Республики Тыва.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2016 года исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва удовлетворено частично. На департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать места несанкционированного размещения бытовых отходов жизнедеятельности и строительного мусора по указанным адресным ориентирам.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов. Данная деятельность не отнесена к вопросам местного значения и не является расходным обязательством органов местного самоуправления муниципальных образований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии г. Кызыла Кудерек Ч.Д. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала, также пояснила, что исковое заявление Управления подлежало рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
Представитель департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла Салчак А.А. апелляционную жалобу поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Республике Тыва в рамках систематического наблюдения за исполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями санитарного законодательства в части обращения с отходами производства и потребления на территории г.Кызыла, выявлено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов производства.
Доказательств того, что на момент рассмотрения спора в суде первой и апелляционной инстанций несанкционированное размещение отходов на указанных адресных ориентирах было ликвидировано, ответчиками не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что указанные отходы производства и потребления принадлежат конкретному собственнику жилым (нежилых) помещений.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счёт субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причинённого природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счёт собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Закрепление в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона 10 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения городского округа участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Республике Тыва является правильным, поскольку на департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла, являющийся отраслевым органом мэрии г. Кызыла, возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также охраны окружающей среды.
Довод жалобы о том, что вопросы ликвидации несанкционированных свалок, отходов и организации деятельности по сбору расходными обязательствами органов местного самоуправления не являются, являются необоснованными, поскольку на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в редакции, действующей с 1 января 2016 года, регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Однако перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает ни органы местного самоуправления муниципального района, ни органы исполнительной власти от исполнения своих предусмотренных законом обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в решении, и не могут служить основанием для его отмены.
Довод представителя мэрии г. Кызыла о том, что исковое заявление Управления подлежало рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, является необоснованным.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Поскольку в данном деле ответчиком также является муниципальное унитарное предприятие «Благоустройство», не обладающее административными и иными публично-властными полномочиями, то дело правильно рассмотрено судом в порядке гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 февраля 2017 года.
Председательствующий
Судьи