Решение по делу № 33-4561/2024 от 15.04.2024

Судья: Смолин С.О. № 33-4561/2024 (№ 2-233/2024)

Докладчик: Пискунова Ю.А. 42RS0033-01-2023-002814-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 23 мая 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Дуровой И.Н.

судей: Пискуновой Ю.А., Борисенко О.А.

при секретаре Свининой М.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пискуновой Ю.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Прокопьевска на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 февраля 2024 года

по иску прокурора города Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Прокопьевска, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Прокопьевска обратился в суд с иском (уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Прокопьевска, Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска (далее УЖКХ г. Прокопьевска) о понуждении к совершению действий, возложении на ответчиков обязанности по приведению в срок до 01.12.2024 в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления твердых коммунальных отходов <адрес> по: <адрес>; <адрес>; <адрес> (62); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Тюленевка, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> в рамках рассмотрения информации Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>-Кузбассу в <адрес> и <адрес> (далее ТО Роспотребнадзора) выявлены нарушения санитарных норм при создании мест накопления твердых коммунальных отходов (далее ТКО) по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>а; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>г; Чинакала, <адрес>а; <адрес>; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Тюленевка, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, в связи с чем, было вынесено представление в адрес уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Поскольку вопрос по существу не был решен, прокурором по факту нарушения санитарного законодательства мест для накопления отходов на территории индивидуальной жилой застройки в городе в целом главе города внесено представление, из ответа на которое следует, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО в частном секторе, поскольку такая обязанность возложена на собственников индивидуальных жилых домов.

В результате бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленные в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденному постановлением администрации Прокопьевска от 21.03.2019 -п, по <адрес>; <адрес>; <адрес>; кл. Туманова, <адрес>а; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>г; <адрес>а; <адрес>; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, д, 52; <адрес>; пер. Тюленевка, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>а; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, размещены бункеры объемом 7,8 куб.м.

В ходе проведенной проверки установлено, что контейнерные площадки по указанным адресам не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Несоблюдение законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушает права неопределенного круга лиц (населения <адрес>) на благоприятную окружающую среду, так как может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан вследствие загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.

Полагает, что ответчики в силу действующего законодательства Российской Федерации, обеспечивающего здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Прокопьевского городского округа, обязаны в срок до 01.12.2024 привести в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 места накопления твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам.

Помощник прокурора города Прокопьевска Грибанова К.Б. в судебном заседании от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по приведению в срок до 01.12.2024 в соответствие с требованиями пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>, отказалась.

Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 февраля 2024 года удовлетворены исковые требования прокурора города Прокопьевска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Прокопьевска о понуждении к совершению действий. В иске к Управлению жилищно-коммунальным хозяйством администрации города Прокопьевска отказано.

В апелляционной жалобе Администрации г. Прокопьевска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Прокопьевска, полагая, что суд первой инстанции неверно применил п. 1 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку данная норма права применима к городским поселениям, а не к городскому округу, в данной спорной ситуации применим п. 4 ст. 8 указанного закона.

В соответствии со ст. 13.4 ФЗ Правительство Россий Федерации постановлением от 31.08.2018 утвердило Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, которыми не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по непосредственному обустройству мест накопления ТКО.

Со ссылкой на ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, отмечает, что обязанность по обустройству ТКО предусмотрена и для собственников индивидуальных жилых домов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила обращения с ТКО, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Согласно пп. г п. 13 типового договора Потребитель обязан обеспечить складирование ТКО в контейнеры и иные места. Таким образом, именно потребитель обязан решить вопрос с организацией складирования ТКО, образующихся в результате жизнедеятельность конкретного потребителя.

Относительно апелляционной жалобы, прокуратурой г. Прокопьевска принесены возражения.

В суд апелляционной инстанции явился прокурор Попов С.А.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о слушании извещены. Поскольку об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора Попова С.А., поддержавшего доводы возражений, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации Прокопьевска от 21.03.2019 -п определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Прокопьевского городского округа, в соответствии с которым по <адрес>, <адрес>

Прокуратурой города Прокопьевска проведена проверка в рамках поступившей информации ТО Роспотребнадзора о выявленных нарушениях санитарных норм при создании мест накопления ТКО по вышеназванным адресам, в ходе которой установлено, что по указанным адресам размещены бункеры-накопители для мусора, объемом 7,8 куб.м. каждый, установленные на земельный участок, не имеющий твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что подтверждается экспертными заключениями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области – Кузбассе»:

Указанные бункеры (контейнеры для сбора ТКО) являются муниципальной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за УЖКХ города Прокопьевска в соответствии с заключенным с КУМИ г. Прокопьевска договором от 09.01.2023 о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления, что не оспаривалось представителем УЖКХ администрации города Прокопьевска. Установка бункеров по адресам, указанным в уточненном исковом заявлении, в городе Прокопьевске осуществлена на основании соглашения о взаимодействии в целях повышения уровня экологической обстановки и благоустройства города Прокопьевска, заключенного между УЖКХ г. Прокопьевска и МУП «Служба ЖКХ и благоустройства» г. Прокопьевска.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.3 ст.30, ч.1 ст. 153 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 3, 4 раздела 2 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», учитывая, что на момент рассмотрения дела по иску прокурора отсутствует обустройство контейнерных площадок по адресам, указанным в уточненном исковом заявлении (отсутствие твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки), в соответствии с требованиями пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21, суд первой инстанции возложил на администрацию г. Прокопьевска обязанность по их установлению.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации г.Прокопьевска, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно мотивированы в оспариваемом судебном акте. Правовая позиция суда первой инстанции базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, конкретные обстоятельства дела, а выводы суда доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу положений части 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Согласно п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ).

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (в ред. от 18.03.2021, с изм. от 30.05.2023) (далее - Правила обращения с ТКО), определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

В силу п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В рассматриваемом случае таким уполномоченным на то исполнительно-распорядительным органом Муниципального образования «Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса» по решению вопросов местного значения является администрация города Прокопьевска.

Обстоятельства, на которые ссылается апеллянт, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получила надлежащую правовую оценку, при этом выводов суда не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» закреплено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

С учетом приведенного нормативного регулирования, установив, что отсутствие контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком своих обязанностей по созданию и обустройству в г. Прокопьевске по адресам указанным в исковом заявлении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, с которым соглашается суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований к Администрации г. Прокопьевска.

Доводы заявителя апелляционной жалобы в той части, что вопросы по обустройству контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов в установленных для этих целей местах должно производиться за счет собственников индивидуальных жилых домов, расположенных на указанных улицах в <адрес>, не служат основанием к отмене решения суда в удовлетворенной части, так как основаны на неправильном толковании закона. Сам факт, что собственники оплачивают обустройство контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов не означает обязанности собственников по их созданию.

Собственники жилых домов по <адрес>, <адрес>, в данном случае, как потребители коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по общему правилу, обязаны только вносить своевременно и в полном объеме плату за данный вид оказанных коммунальных услуг.

Принимая во внимание, что решение суда об удовлетворении иска к Администрации г.Прокопьевска постановлено при полном исследовании обстоятельств, имеющих правовое значение, основано на доказательствах, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, при этом жалоба не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции и влияли на существо постановленного решения, учитывая также, что судом не допущено процессуальных нарушений, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам частной жалобы.

Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Прокопьевска – без удовлетворения.

Председательствующий И.Н. Дурова

Судьи Ю.А. Пискунова

О.А. Борисенко

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.05.2024 года.

33-4561/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор города Прокопьевска
Ответчики
администрация города Прокопьевска
УЖКХ администрации города Прокопьевска
Другие
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
ООО Экологические технологии
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пискунова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
17.04.2024Передача дела судье
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2024Передано в экспедицию
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее