Решение по делу № 2а-4384/2021 от 09.11.2021

В окончательной форме решение суда принято 09 декабря 2021 года

Дело № 2а-4384/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                            08 декабря 2021 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием истицы - Васильчук Л.Н., представителя истицы – Миркина А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Васильчук Любовь Николаевны к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Васильчук Л.Н. обратилась в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным постановления № 793-п от 04 мая 2018 года «Об отказе в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 50 кв. метров с кад. номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального гаража в границах, указанных в кадастровом паспорте»; возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление.

    Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 50 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав со ссылкой на ст. 39.16 п. 21 Земельного Кодекса РФ. Считает данное постановление незаконным, поскольку земельный участок был в установленном порядке отнесен к категории земель «земли общественной и жилой застройки», а соответственно относится к землям населенных пунктов. Считает, что спорное постановление нарушает требования Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК, и порядка, установленного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года №313». Указанное постановление в ее адрес не направлялось, о его вынесении ответчиком ей стало известно 21.10.2021 года, в связи с чем считает, что срок на обращение в суд ею не пропущен.

    Истец и ее представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца и ее представителя, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено, что решением Гаспринского поселкового Совета № 22 от 25 июня 2010 года Васильчук Л.Н. был утвержден генеральный план застройки на земельном участке площадью 0,0050 га, расположенном по адресу: <адрес>.

Земельный участок отнесен к категории земель: «земли жилой и общественной застройки».

Решением Гаспринского посСовета № 22 от 19.02.2010 года Васильчук Л.Н. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0070 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>. Установлен срок действия решения – 1 год.

В дальнейшем срок действия указанного решения неоднократно продлевался, а решением Гаспринского посСовета № 14 от 29.11.2013 года Васильчук Л.Н. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,0050 га, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>.

На момент принятия решения о предоставлении Васильчук Л.Н. разрешения на составление проекта отвода земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.

Так, пунктом «б» статьи 12 Земельного кодекса Украины, к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов было отнесено передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 20 Земельного кодекса Украины, отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Таким образом, судом установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок был в установленном порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены в том числе частью 1 ст. 12.1 № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, которой установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования в том числе земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК (в редакции на день обращения истицы), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 22.09.2017 N 1, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).

Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).

Судом установлено, что 23 апреля 2015 года Васильчук Л.Н. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 50 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания индивидуального гаража.

Постановлением Администрации города Ялта № 1376-п от 31.07.2015 года Васильчук Л.Н. было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона № 38-ЗРК).

Решением Ялтинского городского суда от 6 июня 2016 года, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 01 ноября 2016 года постановление Администрации города Ялта № 1376-п от 31.07.2015 года было признано незаконным, возложено на Администрацию города Ялта обязанность повторно рассмотреть заявление Васильчук Л.Н. и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

В порядке исполнения судебного решения о повторном рассмотрении заявления истицы, постановлением Администрации города Ялта № 793-п от 04 мая 2018 года Васильчук Л.Н. было вновь отказано в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 50 кв. метров с кад. номером №<номер>, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, по основаниям, предусмотренным п. 21 ст. 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК (в редакции на день вынесения постановления) основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются:

1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;

2) несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

В силу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель (пункт 21).

Согласно ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

Согласно ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 N 172-ФЗ в случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.

В случае, если категория земель не указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа местного самоуправления городского округа или муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного фонда.

Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Если в результате проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания на его принадлежность к категории земель населенных пунктов.

Как следует из представленных материалов на сегодняшний день категория земель и вид разрешенного использования в отношении спорного земельного участка – не установлены.

В тоже время, при принятии в 2010 году Гаспринским поселковым Советом решения об утверждении Васильчук Л.Н. генерального плана застройки земельного участка он был отнесен по основному целевому использованию к категории земель – «земли жилой и общественной застройки».

В силу ст. 5 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: земли жилой и общественной застройки – землями населенных пунктов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в отношении спорного земельного участка уже была установлена категория – земли населенных пунктов.

Отсутствие указания на категорию земель в кадастровом паспорте, при указанных выше обстоятельствах, не являлось основанием для отказа в удовлетворении заявления Васильчук Л.Н. по основаниям, предусмотренным п. 21 ст. 39.16 ЗК РФ.

Более того, 26.02.2019 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» N 573-ЗРК/2019 от 05.03.2019 года, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, являются наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

Таким образом, данное основание для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков (отсутствие установленной категории земельного участка) было исключено из нормативного правового акта, которым урегулированы вопросы оформления в собственность земельных участков, в порядке завершения оформления прав.

Как указала истица в своем заявлении, о вынесении Администрацией города Ялта оспариваемого ею решения ей стало известно 21.10.2021 года, из материалов исполнительного производства, при рассмотрении судом спора по ее исковому заявлению судебному приставу – исполнителю об оспаривании бездействия.

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиком суду не представлено, в связи с чем суд считает, что срок на обращение в суд истцом не пропущен.

Исходя из вышеизложенного, суд считает требования истца о признании незаконным постановления Администрации города Ялта № 793-п от 04.05.2018 года, с возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть ее заявление и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С учетом удовлетворения исковых требований в соответствии со ст. 111 КАС Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная ею при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 793-п от 04 мая 2018 года «Об отказе Васильчук Любовь Николаевне в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 50 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, к.н. №<номер>, в порядке завершения оформления прав.

Обязать Администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление Васильчук Любовь Николаевны от 23.04.2015 года о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 50 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, к.н. №<номер>, в порядке завершения оформления прав и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

Взыскать с Администрации города Ялта в пользу Васильчук Любовь Николаевны расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-4384/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильчук Любовь Николаевна
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
09.11.2021Регистрация административного искового заявления
09.11.2021Передача материалов судье
10.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
10.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2021Судебное заседание
09.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее