Дело № 12-11/2024
Решение
28 октября 2024 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,
при секретаре судебного заседания Чернозубовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Терехова В.А. на постановление Специализированного отделения судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России от 12.08.2024 о привлечении администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением Специализированного отделения судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России от 12.08.2024 юридическое лицо - администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Представитель администрации Краснокутского муниципального района Терехов В.А. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, необоснованным и немотивированным, не правильно применены нормы материального и процессуального права. При рассмотрении административного дела заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава СОСП по Саратовской области ГМУ ФССП России не учтены все существенные обстоятельства, направленные на полное, всестороннее и объективное рассмотрение вышеуказанного события. Время, место и событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано. Место совершения преступления не указано. При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено администрации, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение какого требования, содержащегося в исполнительном документе, допущено администрацией. Обстоятельств, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует. Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении. Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что указанные выше нарушения допущены также при вынесении постановления судебным приставом и судебных актов.
22.07.2024 в администрацию Краснокутского муниципального района от судебного пристава-исполнителя СОСП по Саратовской области ГМУ ФССП России поступило извещение о вызове должника для составления протокола об административном правонарушении по ст. 17.15 КоАП РФ (в рамках исполнительного производства №-ИП) на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что представитель администрации 30.07.2024 был задействован в судебном заседании у мирового судьи Краснокутского района Саратовской области и в Краснокутском районном суде Саратовской области в СОСП по Саратовской области ГМУ ФССП России подано ходатайство об отложении составления протокола на другую дату, ходатайство было получено судебным приставом-исполнителем, что подтверждается протоколом об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, где данный факт отражен судебным приставом-исполнителем. Однако без какого- либо уведомления о рассмотрении ходатайства, в отсутствии представителя администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области 30.07.2024 судебным приставом- исполнителем был составлен протокол №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием в протоколе, что рассмотрение вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава состоится в 13 ч. 30 мин. «12» августа 2024 г. Указанный протокол об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области был получен 16 августа 2024 года, о чем свидетельствует запись входящей корреспонденции (07- 13/892 от ДД.ММ.ГГГГ), в данном случае необходимо учесть дату поступления протокола №-АП от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ и дату составления постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ то есть в данном случае по сути содержания протокол №-АП от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении является извещением о вынесении постановления об административном правонарушении по данному административному делу.
Таким образом, фактически привлекаемое к административной ответственности лицо в лице администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области не было извещено о дате, времени и месте составления постановления об административном правонарушении и рассмотрения административного дела, тем самым административное дело было рассмотрено в отсутствие привлекаемого к административной ответственности лица.
Просит отменить постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить по п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Представитель администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области Терехов В.А., извещенный надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился.
Представитель Специализированного отделения судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ; то есть суд проверяет соблюдение установленного порядка привлечения лица к административной ответственности, совершило ли лицо, привлекаемое к административной ответственности нарушение, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, виновно ли оно в совершении правонарушения, не превышает ли наложенное взыскание установленный законом предельный размер, не истек ли срок для наложения административного взыскания.
Административное наказание по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрено за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
В силу частей 1, 2 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела 02.10.2023 Краснокутским районным судом Саратовской области выдан исполнительный лист ФС №, по гражданскому делу № согласно которому: признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, выразившееся в неразработке деклараций безопасности гидротехнических сооружений Ахмато-Лавровского водохранилища, пруда Горецкий, пруда Сосновский.
Возложить обязанность на администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области произвести комплексный расчет вероятного вреда гидротехнических сооружений Ахмато-Лавровского водохранилища, пруда Горецкий, пруда Сосновский.
Возложить обязанность на администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области собрать комиссию регулярных обследований для подготовки акта регулярных обследований о необходимости (отсутствия необходимости) декларирования гидротехнических сооружений Ахмато-Лавровского водохранилища, пруда Горецкий, пруда Сосновский.
На основании выводов комиссии регулярных обследований при необходимости декларирования гидротехнических сооружений обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений Ахмато-Лавровского водохранилища, пруда Горецкий, пруда Сосновский.
.На основании указанного исполнительного листа Краснокутским РОСП УФССП России по Саратовской области возбуждено 15.01.2024 года исполнительное производство №-ИП.
Согласно постановлению от 23.04.2024 исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ передано в СОСП по Саратовской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Саратовской области от 06.05.2024 должнику установлен новый срок для исполнения исполнительного документа до 06.06.2024.
При рассмотрении административного дела Специализированным отделением судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области не учтены все существенные обстоятельства, направленные на полное, всестороннее и объективное рассмотрение вышеуказанного события.
Приведенное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что, с учетом положений ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
В соответствии с п. п. 4, б ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Однако в постановлении о привлечении администрации Краснокутского муниципального района к административной ответственности событие административного правонарушения описано аналогично содержанию протокола об административном правонарушении, диспозиция вмененного административного правонарушения не приведена.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ, составленном судебным приставом-исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области имеется извещение о рассмотрении вопроса о привлечении виновного лица к административной ответственности 12.08.2024 года в 13.30 час.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатора 41000098065070 администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области получила протокол об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ - 15.08.2024 года. Таким образом, администрация Краснокутского муниципального района не была надлежаще, заблаговременно извещена о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что нарушает права администрации Краснокутского муниципального района на реализацию своих прав.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении в отношении администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области подлежит прекращению, в виду отсутствия события административного правонарушения
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление Специализированного отделения судебных приставов по Саратовской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России от 12.08.2024 о привлечении администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья: (подпись).
Копия верна.
Судья: Н.В. Ходжаян