№2-1337/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
08.05.2018 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Милютиной С.И., при секретаре Денисовой Е.П., рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гусевой Тамары Петровны к Булычевой Валентине Пантелеевне о признании договора купли – продажи незаключенным, восстановлении права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Гусева Т.П. обратилась в суд к Управлению Росреестра по Воронежской области с указанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что
28 марта 2017 года между ней и Булычевой Е.Н., действующей в интересах Кравцовой Н.М., был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу : <адрес>, площадью 28, 4 кв.м.
Отчуждаемая квартира принадлежала ей (Гусевой Т.П.) на основании договора дарения от 03.02.1994 г. Право собственности зарегистрировано Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.04.2006 года сделана запись регистрации №.
Стоимость квартиры согласно п. 4 договора купли-продажи составляет 1 172 340 рублей. Также, согласно п.4 договора спорная квартира должна быть продана за счет денежных средств, предоставляемых Кравцовой Н.М. по Свидетельству № 99, выданному Департаментом социальной защиты Воронежской области 14.03.2017 года, о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Денежные средства подлежали переводу с банковского счета Департамента социальной защиты Воронежской области на расчетный счет Гусевой Т.П. Однако, денежные средства так и не были перечислены.
Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру осуществлена 03 апреля 2017 года, тогда как ДД.ММ.ГГГГ Кравцова Н.М. умерла.
Как следует из п. 6 договора купли-продажи, покупатель приобретает права собственности на квартиру с момента регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области.
Регистрация договора купли-продажи произошла фактически после смерти Кравцовой Н.М. Оплата по договору купли-продажи так и не была произведена. В этой связи, договор купли-продажи жилого помещения является незаключенным.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем квартиры по адресу: <адрес> в настоящий момент является Кравцова Н.М.
Булычева Е.Н., на момент заключения договора купли-продажи действующая в интересах Кравцовой Н.М., знала о факте смерти последней, однако не сообщила об этом ни ей (Гусевой Т.Н.), ни регистрирующему органу.
18.10.2017 года Ленинским районным судом г. Воронежа было рассмотрено гражданское дело по иску Гусевой Т.П. к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании перечислить денежные средства, предоставляемые по свидетельству о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, выданного 14 марта 2017 года Кравцовой Н.В. Судебным решением было установлено, что права собственности Кравцовой Н.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на спорную квартиру не возникло, поскольку запись в ЕГРН была внесена после ее смерти, в связи с чем, у департамента не возникло обязанности по перечислению денежных средств на приобретение жилья. На этом основании в удовлетворении ее (Гусевой Т.П.) требований было отказано.
По этим основаниям, истица просит признать договор купли-продажи от 28 марта 2017 года спорной квартиры незаключенным; погасить в ЕГРН запись о зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.04.2017 г.; восстановить право собственности на указанную квартиру за ней - Гусевой Т.П.
Определением от 08.05.2018 г. судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Управление Росреестра по Воронежской области на надлежащего Булычеву Валентину Пантелеевну (наследника, принявшего наследство после смерти Кравцовой Н.М. (л.д. 72)); Управление Росреестра по Воронежской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; Нотариальная палата Воронежской области из числа третьих лиц исключена.
Гусева Т.П. и представляющая ее интересы по ордеру адвокат Федорова Т.А. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Ответчик Булычева В.П. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что на спорную квартиру она не претендует (л.д. 74).
Представители Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Хапилин В.А., департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Томилина Г.Д. в судебном заседании полагали необходимым иск удовлетворить.
Третье лицо - Булычева Е.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть в свое отсутствие (л.д. 74).
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 454, ч. 1 ст. 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Как видно из материалов дела 28 марта 2017 года между истцом Гусевой Т.П. и Булычевой Е.Н., действующей в интересах Кравцовой Н.М., был подписан договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 28, 4 кв.м. (л.д. 8-10).
Отчуждаемая квартира принадлежала Гусевой Т.П. на основании договора дарения от 03.02.1994 г., право собственности зарегистрировано Главным Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.04.2006 года сделана запись регистрации № (л.д. 8).
В п. 4 названного договора купли-продажи указано, что вышеуказанная квартиры продана за 1 172 340 рублей за счет денежных средств, предоставляемых по Свидетельству о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретении жилья за счет средств федерального бюджета № 99, выданному 14.03.2017 года Департаментом социальной защиты Воронежской области; социальная выплата предоставлена Кравцовой Н.М.; денежные средства подлежат переводу с банковского счета Департамента социальной защиты Воронежской области на расчетный счет Гусевой Т. П. (л.д. 52-53).
Как следует из п. 6 договора купли-продажи от 28.03.2017 г., покупатель приобретает права собственности на квартиру с момента регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области.
Из копии дела правоустанавливающих документов на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, усматривается, что государственная регистрация перехода права собственности Кравцовой Н.М. осуществлена 03 апреля 2017 года (л.д. 53).
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами по делу денежные средства по оспариваемому договору купли – продажи до настоящего времени на расчетный счет Гусевой Т.П. не поступили.
Гусева Т.П. обращалась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании перечислить предусмотренные договором купли-продажи денежные средства, однако Ленинский районный суд г. Воронежа своим решением от 18.10.2017 г. в удовлетворении данных исковых требований отказал со ссылкой на то, что права собственности Кравцовой Н.В., умершей ДД.ММ.ГГГГ, на спорную квартиру не возникло, поскольку запись в ЕГРН была внесена после ее смерти, в связи с чем, у департамента не имеется обязанности по перечислению денежных средств на приобретение ей жилья (л.д. 12-17).
То есть, несмотря на подписание Гусевой Т.П. и Булычевой Е.Н., действующей в интересах Кравцовой Н.М., договора купли-продажи объекта недвижимости и состоявшуюся регистрацию перехода права собственности на этот объект на имя покупателя, условие договора об уплате за товар (квартиру) определенной денежной суммы не выполнено.
При таких установленных судом обстоятельствах, суд рассматривающий настоящее гражданское дело, приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании вышеуказанного договора купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, незаключенным, погашении в ЕГРН записи регистрации № от 03.04.2017 г. о праве собственности Кравцовой Н.М. на названный объект недвижимости, восстановлении права собственности Гусевой Т.П. на указанную квартиру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, подписанный 28.03.2017 г. Гусевой Тамарой Петровной и Булычевой Еленой Николаевной, действующей в интересах Кравцовой Нины Михайловны, незаключенным.
Погасить в Едином государственном реестре недвижимости запись регистрации № от 03.04.2017 г. о праве собственности Кравцовой Нины Михайловны на квартиру по адресу: <адрес>, восстановив право собственности Гусевой Тамары Петровны на указанный объект недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья С.И. Милютина
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2018 г.