№2-823/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Бузулук 11 июля 2024 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Бобылевой Н.В.,
с участием представителя ответчика Ворониной М.В., действующей на основании доверенности от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курцев В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Курцев В.А. обратился в суд с иском к ОСФР по Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что ** ** **** обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как выработал необходимый льготный стаж, при возрасте 55 лет. ** ** **** было вынесено решение, по которому ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, было включено всего 02 года 06 мес. 23 дня.
** ** **** он вновь обратился с заявлением в Пенсионный Фонд РФ о назначении мне досрочной страховой пенсии по старости, на 57 лет, также вынесено решение от ** ** **** об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, но включили в льготный стаж уже 05 лет 08 мес. 29 дней.
Не согласен с обоими решениями Пенсионного Фонда, считает их незаконными и подлежащими отмене по следующим основаниям:
В первом решении, не было взяты периоды работы с ** ** ****-** ** **** 02 мес. 03 дня, с ** ** ****- ** ** **** работа в качестве слесаря- электрика по ремонту электрооборудования дробильного цеха <данные изъяты>, причина не включения - различие наименования должностей в Списках N2 1956 года и 1991 года, раздельные наименования должностей как слесари ремонтные и электрики ремонтные, в следующем решении от ** ** **** этот период был включен, по какой причине непонятно, в Списке N2 1991 года есть наименование должности электрослесари. Видимо, это явилось причиной пересмотра первого решения.
Ему не включен период службы в армии с ** ** ****-** ** ****- 02 года 07 дней. Он не включен по той причине, что только по закону СССР «О государственных пенсиях» 1956 года служба в армии включалась в льготный стаж, и приравнивалась к периоду работы предшествующему периоду работы или которая следовала за окончанием этого периода. Исходя из анализа двух законодательных актов Списков №2 1956 и 1991 года следует, что существенного различия в них по наименованию льготных должностей не имеется, у него собирательное наименование слесарь- электрик, и обе должности включены в оба Списка по отдельности - слесарь и электрик. В выплатном деле имеются справки работодателя, подтверждающие факт льготной работы как в качестве слесаря- электрика, так и по наименованию должности отдельно электрик и слесарь. В пояснительной записке о характере работы, работодатель указывает на выполняемые им обязанности, которые включают работу слесаря и электрика. Также имеется справка в приложение №2 выплатного дела, где работодатель четко отражает, что он выполнял работу электрика - ссылка на Список №2, и электрика ссылка на позицию Списка №2. Согласно справке о зарплате, никаких доплат за совмещение и иных компенсационных выплат не получал, в справках работодателя содержится его занятость более 80%. Из этого следует, что наименование его должности содержится как в Списке №2 1956 года, так и Списке №2 1991 года, и он имеет право на включение периода службы в армии в полном объеме в льготный стаж.
Просит суд признать частично незаконными и отменить решения ответчика от ** ** **** и от ** ** **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Обязать ответчика включить в льготный стаж истцу период служба в СА с ** ** **** по ** ** **** – 02 года 07 дней. Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ** ** ****.
В судебное заседание Курцев В.А. не явился, будучи извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Неоднократно письменно изменял исковые требования и окончательно просил:
Признать частично незаконными и отменить решения ответчика от ** ** **** и от ** ** **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии.
Обязать ответчика включить в льготный стаж истцу период работы с ** ** **** по ** ** **** - 02 года 10 мес. 03 дня) по Списку №2, 1956 года (Раздел III. Агломерация и обогащение) в качестве слесаря и электрика по ремонту электрооборудования дробильного цеха Медной обогатительной фабрики Алмалыккского ордена Ленина горнометаллургического комбината Республики Узбекистан: период службы в СА с ** ** **** по ** ** **** – 02 года 07 дней.
Обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ** ** **** и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда 5000 рублей.
Представитель истца адвокат Хованских К.Н., действующая на основании ордера № от ** ** ****, также в судебное заседание не явилась, ранее в ходе судебного заедания поддержала уточненные требования.
Представитель ответчика Воронина М.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, представив суду мотивированный отзыв, утверждая, что Курцеву В.А. обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Просила истцу в иске отказать.
На основании требований ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Курцев А.В., ** ** **** года рождения, ** ** ****, затем ** ** **** обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ** ** **** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-ОПФР по Оренбургской области от ** ** **** и решением ОСФР по Оренбургской области от ** ** **** Курцеву В.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ** ** **** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По представленным документам, продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ** ** **** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составила 05 л. 08 м. 29 д., (требуется 7 лет 06 месяцев в 57 лет)
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, пенсионным органом, в том числе, не засчитаны оспариваемые истцом следующий период службы в армии с 24.10 1985 по ** ** ****, поскольку отсутствует работа по Списку от 1956 года, которая предшествовала либо следовала за окончанием этого периода.
Периоды работы с ** ** ****-** ** ****, с ** ** ****-** ** **** — в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования дробильного цеха <данные изъяты> засчитаны в льготный стаж истца по Списку № от ** ** **** №. Списком № от ** ** **** №, разделом III «Агломерация и обогащение» предусмотрены отдельные наименования профессий «слесари дежурные и ремонтные, бригадиры слесарей», «электрики дежурные и ремонтные, бригадиры электриков» Обогатительных фабрик и установок по обогащению угля, сланца, руды, озокерита, графита, талька, каолина, фосфоритов, калийных солей, барита, бората и доталита.
Оспариваемые решения суд считает частично незаконными по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Федеральный закон № 400-ФЗ устанавливает дополнительное условие для назначения страховой пенсии - наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 1 статьи 35). При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ величина указанного коэффициента устанавливается в 2015 году не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30 в 2025 году. Необходимая величина ИПК при назначении страховой пенсии по старости досрочно определяется на день установления этой страховой пенсии и в 2023 году составляет 25,8.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Частью 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665).
Пункт 1 Постановления № 665 определяет Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), которые применяются при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Это списки, которые применяются при назначении досрочной пенсии в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, а также Списки, применяемые в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года и Закона Российской Федерации № 340-1:
Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10;
Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Пункт 3 Постановления № 665 определяет, какие правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, в том числе в случае выбора застрахованным лицом исчисления по нормам законодательства, действовавшего в период выполнения работы:
Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516;
Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 Постановления № 665 применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 № 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Порядок подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011г №258н. В соответствии с настоящим Порядком периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 75; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30; ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597) (далее - до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 3 Порядка);
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 3 Порядка).
Пунктом 4 Порядка определено, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 13 Порядка периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденным приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021г. № 538н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, выполняемой в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня.
Пункт 5 Правил содержит исчерпывающий перечень периодов работы, которые выполняются постоянно в течении полного рабочего дня и засчитываются в стаж в календарном порядке. Период прохождения военной службы в их числе не предусмотрен, а значит, не подлежит включению в специальный стаж.
Согласно ранее действовавшему законодательству (Закон СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях», Постановление СМ СССР от 03.08.1972г № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий») при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются, по выбору обратившегося за назначением пенсии, либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Трудовая книжка Курцева В.А. серии <данные изъяты> № содержит, среди прочего, сведения о трудовой деятельности в спорные периоды с ** ** **** по ** ** ****, с ** ** **** по ** ** **** - в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования дробильного цеха <данные изъяты>; с ** ** **** по ** ** **** – служба в Советской Армии.
Списком № от ** ** **** разделом III «Агломерация и обогащение» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено слесарям дежурным и ремонтным, бригадирам слесарей, а также электрикам дежурным и ремонтным, бригадирам электриков.
Списком № от ** ** **** разделом II «Рудоподготовка, обогащение (агломерация и т.д.) обогатительные фабрики» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено: 203000а- а)рабочие; 2030000а-18559- слесари- ремонтники; 2030000а-19861 - электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; 203000а-19931-электрослесари (слесари дежурные и по ремонту оборудования).
Исходя из Списка № года и наименование должности истца слесарь- электрик по ремонту электрооборудования, то категоричного различия в наименовании должности не имеется.
Действие Закона 1956 года распространяется до ** ** ****, поэтому отказ в этой части незаконен. У истца собирательное наименование должности: слесарь- электрик, и обе должности включены в оба Списка по отдельности - слесарь и электрик.
Суду представлены справки работодателя, подтверждающие факт льготной работы истца как в качестве слесаря- электрика, так и по наименованию должности отдельно электрик и слесарь. В пояснительной записке о характере работы истца, работодатель указывает на выполняемые истцом обязанности, которые включают работу слесаря и электрика. Также имеется справка (приложение N2), где работодатель четко отражает, что истец выполнял работу электрика - ссылка на Список №2 и слесаря - ссылка на позицию Списка N2. Согласно справке о зарплате, никаких доплат за совмещение и иных компенсационных выплат истец не получал, в справках работодателя содержится его занятость более 80%.
Указанные обстоятельства подтверждаются справками, в том числе уточняющего характера, выданные истцу ** ** **** работодателем АО «Алмалыкский ГМК» Медная обогатительная фабрика Республики Узбекистан за исх.№ и архивной справкой о заработке за исх.№.
Таким образом, наименование должности истца содержится как в Списке №2 1956 года, так и Списке N2 1991 года, и он имеет право на включение периода его службы в полном объеме в льготный стаж. Право на включение в льготной стаж службы в Армии возможно по законодательству 1956 года, по которому она приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере не превышающем имеющегося по состоянию на 01 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию в льготных условиях. Предшествующий период перед службой в армии 02 мес. 03 дня и после службы в армии - 02 года 10 мес. 03 дня включен также Пенсионным Фондом в льготный стаж по должности слесарь-электрик по ремонту электрооборудования.
В связи с тем, что значительной разницы в наименовании должности истца не имеется, и период после его службы следует зачесть по Списку №2 1956 года, следовательно, служба в Армии по Списку №2 1956 года подлежит включению в льготный стаж.
Принимая во внимание, что продолжительность льготного стажа Курцева В.А. с учетом включенных ответчиков периодов работы, составляет 5 лет 8 месяцев 29 дней, дополнительно служба в армии с ** ** **** по ** ** **** - 2 года 7 дней, составляет более требуемых 7 лет 6 месяцев лет (в 57 лет), на момент обращения к ответчику у Курцева В.А. выработан специальный стаж, имеются основания для признания за ним права на досрочную страховую пенсию по старости с ** ** **** и признания частично незаконными оспариваемые решения ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем суд не находит законных оснований в удовлетворении требования истца о взыскании компенсации морального вреда, поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности его компенсации, в силу того, что нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Курцев В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать решение начальника отдела Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области от ** ** **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости частично незаконным.
Признать решение начальника отдела Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области от ** ** **** об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости частично незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Курцев В.А. периоды работы:
- с ** ** **** по ** ** **** по Списку № от ** ** **** (Раздел III. Агломерация и обогащение) в качестве слесаря и электрика по ремонту электрооборудования дробильного цеха Медной обогатительной фабрики <данные изъяты> - 02 года 10 месяцев 03 дня;
-период службы в СА с ** ** **** по ** ** **** – 02 года 07 дней.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области назначить Курцев В.А. , ** ** **** года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с ** ** ****.
В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Борисова
Решение в окончательной форме принято 18 июля 2024 года.
Подлинник решения подшит в гражданском деле №2-823/2024 (УИД 56RS0008-01-2024-000607-74), находящемся в производстве Бузулукского районного суда.