№ 2-830/2021
64RS0047-01-2021-000550-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 г. город Саратов
Октябрьский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Рыбакова Р.В.,
при секретаре Ватютовой А.Л.,
с участием представителя истца по доверенности Васильковской А.В.,
представителя ответчика по доверенности Григорьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о взыскании денежных средств,
установил:
государственное учреждение – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации (далее ГУ - Центр по выплате пенсий ПФР) обратилось в суд с иском к правопреемникам наследодателя ФИО1 о взыскании денежных средств
В процессе судебного заседания ответчиком привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее – ТУ Росимущества в Саратовской области).
Требования истца мотивированы тем, что ФИО1 производилась выплата страховой пенсии по старости и с <дата> производилась федеральная социальная доплата. В период с <дата> по <дата> образовалась переплата федеральной социальной доплаты ФИО1 в размере 9997 рублей 59 копеек, в связи с его трудоустройством в ООО <данные изъяты>». По заявлению ФИО1 от <дата> принято решение от <дата> № об удержании из его пенсии суммы переплаты с февраля 2020 г. ежемесячно в размере 30 процентов. В период с <дата> по <дата> с ФИО1 удержано 7799 рублей 11 копеек. По состоянию на <дата> остаток не взысканной задолженности составляет 2198 рублей 48 копеек. <дата> ФИО1 умер. В октябре 2020 г. произведен возврат остатка задолженности в размере 106 рублей 10 копеек. Таким образом, за умершим ФИО1 числится задолженность в размере 2092 рубля 38 копеек. Наследников, принявших наследство, после смерти ФИО1 не имеется. В связи с чем просило взыскать с правопреемника наследодателя ФИО1 задолженность в размере 2092 рубля 38 копеек.
Представитель истца по доверенности Васильковская А.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что доказательств фактического наличия и стоимости наследственного имущества после смерти ФИО1, не имеется.
Представитель ответчика по доверенности Григорьева А.А. просила отказать в удовлетворении иска, так как ТУ Росимущества в Саратовской области в права наследования после смерти ФИО1 не вступало.
Представители третьего лица ПАО «Сбербанк России» и АО «Банк Агророс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд с учетом мнения представителей истца и ответчика, положений ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия третьих лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (п. 4 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В силу п. 10 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с п. 12 ст. 12.1 вышеуказанного Закона пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О страховых пенсиях».
В силу ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплат, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях», в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Судом установлено, что ФИО1, <дата> г.р. (л.д. 37), производилась выплата страховой пенсии по старости и с <дата> производилась федеральная социальная доплата.
В период с <дата> по <дата> образовалась переплата федеральной социальной доплаты ФИО1 в размере 9997 рублей 59 копеек, в связи с его трудоустройством в ООО <данные изъяты>».
По заявлению ФИО1 от <дата> пенсионным органом принято решение от <дата> № об удержании из его пенсии суммы переплаты с февраля 2020 г. ежемесячно в размере 30 процентов.
В период с <дата> по <дата> из пенсии ФИО1 удержано 7799 рублей 11 копеек.
В октябре 2020 г. произведен возврат остатка задолженности в размере 106 рублей 10 копеек.
Остаток не взысканной задолженности по переплаченной ФИО1 федеральной социальной доплате составляет 2092 рубля 38 копеек.
<дата> ФИО1 умер.
Данные обстоятельства подтверждаются копией материалов пенсионного дела ФИО1 (л.д. 7-12, 34-47).
Таким образом, за умершим ФИО1 числится задолженность в размере 2092 рубля 38 копеек, наследников, принявших наследство, он не имеет (л.д. 59).
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу п.1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (ст. 323 ГК РФ). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно п.1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно п.п. 1 и 4 ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (ст. 1151) принятие наследства не требуется. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п.1 ст. 1157 ГК РФ при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В п. 60 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону.
Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя, исполнения завещательного отказа, возложения и т.п.) (п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что никто из наследников ФИО1 не обратился за принятием наследства и не имеется сведений о фактическом принятии наследства, то имущество, оставшееся после его смерти, является выморочным, а ответственность по его долгам несет ТУ Росимущества по Саратовской области в пределах стоимости наследственного имущества.
Как следует из материалов дела, на момент смерти у ФИО1 имелись вклады: на счете № открытом в акционерном обществе «Банк Агророс» в размере 27 рублей 63 копейки и на счете № открытом в акционерном обществе «Банк Агророс» в размере 94 копейки.
Исходя из этого с Российской Федерации, в лице ТУ Росимущества в Саратовской области, подлежит взысканию задолженность в размере 28 рублей 57 копеек, за счет денежных средств на указанных счетах открытых в АО «Банк Агророс».
Наличие у ФИО1 иного движимого или недвижимого имущества на момент смерти судом не установлено (л.д. 79). Сведения о принадлежности наследодателю автомобиля <данные изъяты> (л.д. 77, 78) аннулированы на основании постановления Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. №. Фактическое местонахождение данных автомобилей или их годных остатков, судом не установлено. Также истцом не предоставлено доказательств их возможной стоимости.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению на сумму 28 рублей 57 копеек. Отказ в удовлетворении остальной части иска не препятствует истцу в случае установления наследственного имущества обратиться с аналогичными требованиями к наследникам ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 57 ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 27 ░░░░░░ 63 ░░░░░░░,
- ░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 94 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2021 ░.