Дело № 2а-148/2020
УИД 33RS0018-01-2020-000059-50
Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 03 февраля 2020 годаСудогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Смирновой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Шибаевой Д.М.,
с участием:
представителя административного истца - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области – Бабанина И.В.,
представителя прокуратуры Судогодского района – Шадриной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогда Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области к Седовой Наталье Николаевне об установлении административного надзора и административных ограничений,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее по тексту ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области) обратилось в суд с заявлением об установлении в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административного надзора в отношении Седовой Н.Н. на срок 8 лет с возложением на нее обязанности в виде обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором ... от ... Седова Н.Н. осуждена по ..., с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок ... с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Ранее судима.
Начало срока 16 сентября 2019 года, конец срока 25 марта 2019 года. В срок лишения свободы зачтено время содержания под стражей с 26 августа 2019 года по 15 сентября 2019 года включительно.
Указано также, что будучи осужденной за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве Седова Н.Н. за время отбывания наказания зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны.
Представитель административного истца - ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области Бабанин И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Административный ответчик – Седова Н.Н. о месте и времени судебного разбирательства была извещена судом надлежащим образом, письменных ходатайств об участии в рассмотрении дела не заявила. Согласно письменному заявлению, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений относительно заявленных административных требований не представила (л.д.. 23-25).
Представитель прокуратуры Судогодского района Шадрина О.В. считала исковые требования об установлении административного надзора в отношении осужденной Седовой Н.Н. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Ввиду надлежащего извещения административного ответчика о месте и времени судебного разбирательства, судом в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынесено определение о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение представителя прокуратуры Судогодского района, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ (далее по тексту – Закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Пунктом 1 части 3 статьи 5 указанного закона предусмотрено, что срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (часть 4 статьи 5 Закона №64-ФЗ).
Судом установлено и из материалов дела следует, что приговором ... от ..., вступившим в законную силу, Седова Н.Н. осуждена по пункту «а» части 3 статьи 158, с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 11-13).
За время отбывания наказания Седова Н.Н. зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны, поощрений и взысканий не имеет (л.д. 6-7).
Из вышеуказанного приговора также усматривается, что в действиях Седовой Н.Н. был установлен опасный рецидив преступлений.
Данное обстоятельство является достаточным основанием для установления в отношении неё административного надзора.
В силу статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации совершенное Седовой Н.Н. преступление, предусмотренное пунктом «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории тяжких.
В соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, учитывая вышеуказанные положения Закона № 64-ФЗ, и принимая во внимание то обстоятельство, что преступление, за совершение которого отбывает наказание Седова Н.Н., в соответствии с законодательством, относится к категории тяжкого, совершено при опасном рецидиве преступлений, осужденная имеет гражданство Российской Федерации, суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении в отношении нее административного надзора на срок восемь лет, со дня освобождения из исправительного учреждения, подлежат удовлетворению за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу части 1 статьи 4 Закона № 64-ФЗ, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Согласно части 2 статьи 4 вышеуказанного закона следует, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 2, 3 и 4 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Принимая во внимание вышеуказанное положение закона, в целях предупреждения совершения Седовой Н.Н. новых преступлений и административных правонарушений после освобождения, а также оказания индивидуального профилактического воздействия для защиты государственных и общественных интересов, суд, определяя вид административных ограничений, подлежащих применению в данном случае, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного Седовой Н.Н. преступления, обстоятельств его совершения, сведений о ее личности, как до ее осуждения, так и в период отбывания ею наказания в исправительном учреждении, приходит к выводу о том, что требования ФКУ ИК-10 УФСИН России по Владимирской области об установлении административных ограничений в отношении Седовой Н.Н. в виде обязательной явки один раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).
Согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения (статья 4) согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Также суд считает необходимым разъяснить Седовой Н.Н., что согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 64-ФЗ поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 10» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области к Седовой Наталье Николаевне об установлении административного надзора и административных ограничений, удовлетворить.
Установить в отношении Седовой Натальи Николаевны, ... года рождения, уроженки ... ..., административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости – 8 (восемь)лет со дня освобождения из исправительного учреждения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На период административного надзора возложить на Седову Наталью Николаевну административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение в течение десяти дней со дня его принятия.
Председательствующий Смирнова Н.А.
Мотивированное решение по делу составлено 03 февраля 2020 года