Решение по делу № 3а-239/2016 (3а-844/2015;) от 22.12.2015

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 03 октября 2016 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-236/16 по административным исковым заявлениям Приблуды Э. М., Копёнкина Игоря Олеговича, Новиковой Н. Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Приблуда Э.М., Копёнкин И.О., Новикова Н.Е. обратились в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности 3-х земельных участков, расположенных в Пушкинском районе Московской области.

Административные истцы просили суд принять решение об определении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных ими отчетах об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, получивших положительные экспертные заключения саморегулируемой организации оценщиков.

В обоснование требований административные истцы ссылались на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Определением суда от 16 марта 2016 года административные дела: №3а-236/16, №3а-237/16, №3а-239/16 объединены для совместного рассмотрения и разрешения в одно производство – дело №3а-236/16 (т. 1 л. д. 192-193).

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в отчетах об оценке, по ходатайству представителя Министерства имущественных отношений Московской области определением суда от 30 марта 2016 года была назначена экспертиза с целью проверки представленных административными истцами отчетов об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости.

Согласно представленному суду экспертному заключению оценщиком при составлении отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. Экспертом определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату их кадастровой оценки.

После получения заключения эксперта административный истец Новикова Н.Е., представляющая по доверенностям также интересы административных истцов Приблуды Э.М. и Копёнкина И.О., полагает определенную экспертом величину рыночной стоимости спорных земельных участков завышенной, а заключение эксперта не соответствующим требованиям законодательства об оценочной деятельности. Просит установить рыночную стоимость спорных земельных участков в размере, определенном в представленных административными истцами отчетах.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, не оспаривая право административных истцов на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, полагал, что действительная рыночная стоимость спорных земельных участков определена в заключении эксперта и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей.

Суд, выслушав объяснения административного истца Новиковой Н.Е., представляющей также интересы Приблуды Э.М. и Копёнкина И.О., представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области, допросив эксперта, исследовав материалы дела, полагает требования административных истцов об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащими частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.

Под государственной кадастровой оценкой в соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ) понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе принятие решения о проведении государственной кадастровой оценке, утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» (далее – Распоряжение №564-РМ) утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Судом установлено, что административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные в районе <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Все земельные участки вошли в перечень объектов недвижимости, сформированный на 01 января 2013 года для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков.

Как следует из представленных кадастровых справок стоимость спорных земельных участков, утвержденная Распоряжением №564-РМ, составила:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Административными истцами в подтверждение рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года представлены отчеты об оценке: №2015V116/5, №2015V116/3, №2015V116/7 от 09 ноября 2015 года об определении рыночной стоимости земельных участков, подготовленные оценщиком ООО «Оценочная компания», а также положительные экспертные заключения на данный отчет.

Согласно указанным отчетам рыночная стоимость спорных земельных участков составила:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно экспертному заключению № СЭ-82/2016 от 12 мая 2016 года эксперта <данные изъяты> которой судом было поручено проведение судебной экспертизы по определению действительной рыночной стоимости земельных участков административных истцов, рыночная стоимость этих земельных участков по состоянию на 01 января 2013 года составляла:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании эксперт Липпонен Ю.С. поддержала свое заключение.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает, что оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется и полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на 01 января 2013 года в заключении эксперта Липпонен Ю.С.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Представленное заключение эксперта составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2011 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», противоречий которому судом не установлено.

Будучи допрошенной в судебном заседании эксперт Липпонен Ю.С. дала исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед нею вопросы.

Замечания представителя административного истца по поводу несоответствия заключения эксперта законодательству об оценочной деятельности носят субъективный характер и в ходе допроса эксперта были экспертом отклонены с убедительной аргументацией своих доводов.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено.

Доводы представителя административного истца о том, что установленная экспертом Липпонен Ю.С. рыночная стоимость спорных земельных участков завышена, по мнению суда, несостоятельны.

С учетом изложенного суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.

Поскольку законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое обоснование, суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений административного истца относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

При таких обстоятельствах административные исковые заявления Приблуды Э.М., Копёнкина И.О., Новиковой Н.Е. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной – подлежит частичному удовлетворению, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующих заявлений о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статье 5 Налогового кодекса РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В данном случае заявления административных истцов об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступили в суд 22 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.

Руководствуясь статьями 175 - 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Приблуды Э. М., Копёнкина Игоря Олеговича, Новиковой Н. Е. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости трех земельных участков, поступившее в Московский областной суд 22 декабря 2015 года, удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес объекта: <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 531 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес объекта: <данные изъяты>, <данные изъяты> равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 1 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под дачное строительство, адрес объекта: <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года, в размере <данные изъяты>

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков с указанными кадастровыми номерами, включая дату обращения в Московский областной суд – 22 декабря 2015 года – в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Найденова Л.А.

3а-239/2016 (3а-844/2015;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Новикова Н.Е.
Ответчики
Министерство экологии и природопользования МО
Министерство имущественных отношений МО
Другие
Данилочкина Т.В.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
22.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
28.12.2015[Адм.] Передача материалов судье
28.12.2015[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2015[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
16.03.2016[Адм.] Судебное заседание
29.03.2016[Адм.] Судебное заседание
30.03.2016[Адм.] Судебное заседание
20.06.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
27.06.2016[Адм.] Судебное заседание
01.07.2016[Адм.] Судебное заседание
04.07.2016[Адм.] Судебное заседание
29.08.2016[Адм.] Судебное заседание
03.10.2016[Адм.] Судебное заседание
07.10.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее