Решение по делу № 33-384/2018 от 05.02.2018

Судья Ветрова С.В.

Дело № 33-384

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«21» февраля 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.

при секретаре Виноградовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г.Костромы Мелкумяна А,С. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 4 декабря 2017 г., которым постановлено:

Исковые требования Козина А.П., Рощиной Е.А. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы удовлетворить.

Обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы принять решение об изъятии жилого помещения - квартиры № в доме № по <адрес>, принадлежащей Козину А.П., Рощиной Е.А., и доли в праве на земельный участок под многоквартирным домом по указанному адресу.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения Рощиной Е.А., Козина А.П., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Козин А.П., Рощина Е.А. обратились в суд с иском к муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице администрации г. Костромы о принятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, указав следующее. Они, истцы, являются собственниками квартиры № дома № по ул. <адрес>. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В этой связи администрацией г. Костромы принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ , которым признано необходимым снести указанный многоквартирный дом, установлен срок отселения жителей дома до ДД.ММ.ГГГГ Истцы обратились в администрацию г.Костромы с заявлением об изъятии жилого помещения (вышеуказанной квартиры) и земельного участка. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация отказалась выносить постановление об изъятии жилого помещения и земельного участка, поскольку она может принять такое решение до ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного, а также ссылаясь на ст.32 ЖК РФ, истцы просят обязать муниципальное образование городской округ г. Кострома в течение месяца с момент вступления решения суда в законную силу принять в установленном законом порядке решение об изъятии жилого помещения - квартиры № дома № по <адрес> и земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы Мелкумян А.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ в постановление администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, срок отселения жителей дома установлен до 31 декабря 2018 г. Срок для отселения не наступил, законные интересы и права истцов не нарушены. Действия администрации г. Костромы не ограничивают права истцов и не создают препятствий к их осуществлению. Вывод суда о том, что администрацией г. Костромы не применяются своевременные меры по соблюдению требований законодательства, что создает угрозу для жизни и здоровья истцов, безоснователен, т.к. в материалах дела отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие это.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена отсутствие представителя администрации г.Костромы, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.

Как видно из материалов дела, Рощина Е.А. и Козин А.П. являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (по <данные изъяты> и <данные изъяты> доли в праве соответственно).

Указанный жилой дом на основании обращения его жителей был обследован межведомственной комиссией, результатом которого явилось заключение о признании многоквартирного дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ признано необходимым снести названный дом, установлен срок для отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, с целью организации расселения прекращена регистрация граждан в муниципальных жилых помещениях дома, за исключением несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами) (л.д.37, 38).

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда администрации г. Костромы в адрес собственников помещений указанного многоквартирного дома направлено требование о сносе многоквартирного дома в течение трех месяцев со дня, установленного постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ , для отселения жителей дома.

Постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 2 постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, цифры «2014» заменены цифрами «2018».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию г. Костромы обязанности принять решение об изъятии у Козина А.П. и Рощиной Е.А. принадлежащего им жилого помещения в указанном доме и земельного участка, на котором этот дом расположен. При этом суд исходил из того, что предложенный собственникам помещений многоквартирного дома срок для сноса дома истек, однако процедура, предусмотренная ч. 10 ст. 32 ЖК РФ по изъятию земельного участка и жилых помещений в доме, администрацией г. Костромы не выполнена.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.

Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в абзаце втором пункта 49 которого предусмотрено, что в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признания необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ соответствующий орган местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (пункт 22).

Таким образом, из смысла закона следует, что принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок.

Удовлетворяя заявленные истцами требования и возлагая на ответчика обязанность по принятию решения об изъятии жилого помещения и земельного участка под многоквартирным домом, суд указал, что предложенный собственникам помещений многоквартирного дома срок для сноса дома истек.

Однако, как было указано выше, постановлением администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ в пункт 2 постановления администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ , на которое имеется ссылка в направленном в адрес собственников уведомлении, внесены изменения, согласно которым срок отселения жителей определен до 31 декабря 2018 г., в связи с чем предоставленный собственникам жилых помещений для принятия решения о сносе дома и его исполнения трехмесячный срок, исчисляемый со дня, установленного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ для отселения жителей дома, истекает лишь 31 марта 2019 г.

Ссылка суда на то, что дополнительное требование о сносе дома в связи с внесенными в постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменениями администрацией г.Костромы истцам не направлялось, основанием для удовлетворения иска не является.

О внесении названных выше изменений истцам было известно еще в 2014 г., что подтверждается материалами дела (л.д.40), и не отрицалось ими ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции. Более того, повторное направление данного требования законом не предусмотрено.

Таким образом, поскольку срок, предоставленный собственникам жилых помещений для сноса жилого дома (до 31 декабря 2018 г.), не окончился, фактически снос дома не произведен, при этом истцы не уведомляли ответчика об отсутствии намерения сносить принадлежащее им на праве собственности жилое помещение вообще и в установленный срок, в частности, постановление администрации г.Костромы от ДД.ММ.ГГГГ никем не оспорено, то, исходя из положений ст. 32 ЖК РФ у органа местного самоуправления отсутствует правовое основание для принятия решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, принадлежащего истцам в названном выше доме.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что у администрации г. Костромы возникла обязанность по принятию решения об изъятии у собственников жилых помещений и земельного участка, однако от ее исполнения ответчик неправомерно уклоняется, нельзя признать обоснованным.

По указанным основаниям обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска Козина А.П. и Рощиной Е.А.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда города Костромы от 4 декабря 2017 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Козина А.П., Рощиной Е.А. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы о возложении обязанности принять в установленном законом порядке решение об изъятии жилого помещения – квартиры № в доме № по <адрес> и земельного участка под многоквартирным домом по указанному адресу отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-384/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Рощина Е.А.
Козин А.П.
Ответчики
Муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы
Другие
Виноградов А.В.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лепина Лариса Леонидовна c
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
21.02.2018Судебное заседание
27.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее