57RS0023-01-2021-001669-94
2-1109/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Карнюшкиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Масаловой Т.И., Масаловой А.А., Фролова С.И., Ставцева А.А., Ставцевой О.В., Рыкова Ю.Ф., Рыковой О.А., Митряевой М.А. к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Городской спортивно-оздоровительный центр» о признании бездействия незаконным, понуждении к осуществлению действий
УСТАНОВИЛ:
Масалов А.А., Масалова Т.И., Масалова А.А., Фролов С.И., Ставцев А.А., Ставцева О.В., Рыков Ю.Ф., Рыкова О.А., Митряева М.А. обратились в суд с иском к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла о признании незаконным бездействия и обязании совершения действий. В обоснование иска указали, что истцы проживают в индивидуальных жилых домах, расположенных на <...>, и не могут пользоваться дорогой из-за ее необустроенности. Указанная улица относится к автомобильным дорогам местного значения, однако не имеет необходимого покрытия, не оборудована бордюрами, тротуаром для пешеходов, желобами для стока вод. Также в районе домов <...> часть улицы не освещена ночными уличными лампами, что делает проход или проезд по ней в темное время суток опасным. Из-за отсутствия дороги на данной улице отсутствуют контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие муниципального образования «город Орел» в лице администрации г. Орла в части: обустройства автомобильной дороги <...> на участке начиная от перекрестка с <...> вплоть до территории, прилегающей к домам <...>; обустройства тротуара на этом же участке улицы; обустройства линии наружного освещения в районе домов <...>; оборудования контейнерной площадки для сбора ТКО в районе <...>; обязать администрацию г. Орла в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести следующие мероприятия в соответствии с действующим законодательством: оборудовать автомобильную дорогу, бордюры и тротуар <...> вплоть до территории, прилегающей к домам <...>; обустроить линию наружного освещения в районе домов <...>; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на расстоянии от 10 до 100 м от фасадного забора <...>.
В ходе рассмотрения дела представитель истцов Бердюгина Е.А. неоднократно уточняла исковые требования, предъявила их к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации г. Орла, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла» (далее- МКУ «УКХ г. Орла», муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Городской спортивно-оздоровительный центр» (далее- МБУ ДО «Городской спортивный оздоровительный центр»), указав, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов со спорной территории не организован, отсутствует место сбора бытовых отходов, не определена периодичность вывоза мусора и отходов, контейнерная площадка для сбора мусора, включая крупногабаритный мусор, в районе жилых домов истцов не установлена.
Также указала, что отсутствует пешеходная дорожка с уличным освещением вдоль спортивной площадки МБУ ДО «Городской спортивный оздоровительный центр», расположенной по адресу: <...>, а также устройство ограждения спортивной площадки высотой не менее 6 метров, что нарушает права истцов на безопасное проживание и экологически чистую окружающую среду, поскольку площадка используется для выгула собак. Кроме того, отмечает, что режим работы спортивной площадки установлен с 07 часов до 20 часов, однако из-за отсутствия ограждений, режим работы спортивного объекта не соблюдается, используется по ночам не для занятий спорта, чем нарушается и общественный порядок. В теплое время года, во время игр с мячом, по причине надлежащего ограждения, нередко происходит попадание мячей на территорию домовладений <...>
Окончательно просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Орла, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию участков дорог от <...> в <...> до <...>; обязать администрацию г. Орла определить состав и виды дорожных работ на автомобильных дорогах от <...> в г. Орле до <...>, после чего организовать на указанных автомобильных дорогах проведение установленного вида ремонта с целью приведения дорожного покрытия в соответствие с нормативными документами, устанавливающими требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог; после чего обязать МКУ «УКХ <...>» организовать на указанных автомобильных дорогах проведение ремонта; обязать администрацию г. Орла оборудовать часть дороги от <...> до <...> асфальтным покрытием; обязать администрации г. Орла в течение 2 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обустроить тротуар или пешеходную дорожку, установить стационарное искусственное освещение на проезжей части по <...> от <...> до <...>; обязать МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» установить ограждающую сетку на спортивной площадке высотой не менее 6 метров, либо иным способом устранить попадание спортивного оборудования на территорию домовладения <...> в г. Орле; обязать МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» установить на спортивной площадке урны, осветительное оборудование; обязать администрацию <...> оборудовать бесконтейнерную площадку для сбора отходов на территории <...> в районе <...> в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно в соответствии с СанПиН 41-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.09.1988 №4690-88, СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Бердюгина Е.А. считает необходимым возложить на ответчика администрацию г. Орла и МКУ «УКХ г. Орла» по определению вида и состава дорожных работ и проведению данных работ по обустройству <...> до <...> асфальтовым покрытием, поскольку часть улицы, проходящая в районе домовладений истцов, такого покрытия не имеет. В остальной части уточненные исковые требования поддержала.
Истцы Масалов А.А., Масалова Т.И., Масалова А.А., Фролов С.И., Ставцев А.А., Ставцева О.В., Рыков Ю.Ф., Рыкова О.А., Митряева М.А. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Орла по доверенности Лоскутова Е.И., представляющая также интересы третьих лиц управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла, управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Указала, что требование об оборудовании спортивной площадки ограждением 6м не предусмотрено действующим законодательством. Требования об установлении тротуаров не подлежат удовлетворению, поскольку <...> отнесена к категории улиц в жилой застройке, не предусматривает асфальтового покрытия. Также указывает, что администрация г. Орла является ненадлежащим ответчиком в части требований о ремонте дороги, поскольку дороги переданы в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла». Указывает, что автомобильная дорога в районе домов 59-61 по <...> находится в надлежащем состоянии. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание представитель ответчика МКУ «УКХ г. Орла» Куракова А.Г. не признала уточненные исковые требования, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым формирование перечня объектов улично-дорожной сети для включения в программу ремонта осуществляется управлением городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла на основании результатов сезонных обследований состояния улично-дорожной сети с учетом необходимости достижения значений целевых показателей реализации Программы. В рамках реализации на территории г. Орла муниципальной программы «Комплексное развитие улично-дородной сети г. Орла на 2020-2022 годы», в перечень объектов и основных мероприятий на 2021-2022 г. ремонт автомобильной дороги, установка тротуаров и освещения на <...> в <...> не включено. Также указывает, что формирование перечня контейнерных площадок для включения в программу осуществляется управлением городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла, МКУ «УКХ г. Орла» является заказчиком производства работ по ремонту и обустройству контейнерных площадок, в рамках указанной Программы и доведенных лимитов. В перечень создаваемых и подлежащих ремонту контейнерных площадок в г. Орле на 2021 год установка контейнерной площадки на <...> не включено, лимиты на производство вышеуказанных работ до МКУ «УКХ г. Орла» не доведены. Также указывает, что в случае удовлетворения требований, при назначении срока исполнения требований просит учесть тот факт, что после выделения лимитов необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на что понадобится не менее 3 месяцев.
Представитель ответчика директор МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» Гулякин А.В. возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, поскольку на спортивной площадке имеется ограждение с двух сторон высотой 3 м (за футбольными воротами), установка ограждения высотой 6 м не предусмотрена нормами действующего законодательства и может привести к дополнительному травматизму при использовании данного ограждения детьми не по назначению. В части требований об установке урн на спортивной площадке указал, что урны неоднократно устанавливались, однако из-за вандальных действий повреждались. В настоящее время урны вновь установлены на спортивной площадке. Требования об установке осветительного оборудования вдоль спортивной площадки считал не подлежащими удовлетворению, поскольку спортивная площадка имеет график работы в течение светового дня, эксплуатация спортивной площадки в темное время суток не предусмотрена.
В предыдущем судебном заседании представитель Управления социальной поддержки населения, физической культуры и спорта администрации г. Орла Андреева Н.В. поддержала доводы представителя ответчика МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр», считает исковые требования к учреждению не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания «Зеленая Роща» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 указанного Федерального закона).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 24 статьи 20 Устава города Орла, администрация города Орла осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Обязательные для соблюдения требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, формы и порядок оценки соответствия этим требованиям установлены Техническим регламентом Таможенного союза. «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011 (далее – Технический регламент).
Технический регламент принят в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог: а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества; б) охраны окружающей среды, животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей; г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно пункту 11.17 статьи 3 Технического регламента при создании искусственного освещения на существующей сети автомобильных дорог искусственное освещение необходимо предусмотреть в первую очередь, помимо прочего, в пределах населенных пунктов.
В силу пункта 13 статьи 3 Технического регламента к требованиям безопасности к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них при их эксплуатации относится, в том числе, горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Горизонтальная освещенность при искусственном освещении покрытия проезжей части автомобильных дорог различных классов и категорий должна обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью (пункт 13.7).
Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), который распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.6.1.1 указанного ГОСТа стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
К комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода, относятся работы: замена ограждений, перил и тротуаров; усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам, либо полная замена дорожной одежды на новую, более прочную и долговечную; устройство недостающего электроосвещения (подпункты «а» и «б» подпункта 2 пункта 3, пункт 4 приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402).
Пунктом 2 Порядка организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденного Постановлением администрации города Орла от 13.04.2012 № 1121 (далее – Порядок) определено, что организация и проведение работ по ремонту и работ по содержанию дорог (далее - работы по ремонту и содержанию дорог) включают в себя следующие мероприятия:
а) оценка технического состояния дорог;
б) разработка проектов работ по ремонту и содержанию дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию дорог (далее - сметные расчеты);
в) проведение работ по ремонту и содержанию дорог;
г) приемка работ по ремонту и содержанию дорог.
Организация работ по ремонту и содержанию дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении юридических лиц, осуществляется указанными лицами, либо лицами, наделенными соответствующими полномочиями на основании действующего законодательства (пункт 3 Порядка).
Оценка технического состояния дорог проводится в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации (пункт 4 Порядка).
По результатам оценки технического состояния дорог и в соответствии с проектами организации дорожного движения, а также с учетом анализа аварийности лица, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляют формирование плана разработки проектов или сметных расчетов.
План разработки проектов или сметных расчетов утверждается администрацией города Орла (пункт 5 Порядка).
В соответствии с утвержденными планами разработки проектов или сметных расчетов лица, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляют разработку проектов или сметных расчетов. В целях разработки проектов в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются подрядные организации на конкурсной основе.
Проекты или сметные расчеты разрабатываются с учетом установленных Министерством транспорта Российской Федерации классификации работ по ремонту и содержанию дорог, а также периодичности проведения работ по содержанию дорог и периодичности проведения работ по содержанию входящих в их состав дорожных сооружений (пункт 6 Порядка).
Утвержденные лицами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, проекты или сметные расчеты являются основанием для формирования ежегодных планов проведения работ по ремонту и содержанию дорог.
Указанные планы утверждаются администрацией города Орла.
В соответствии с утвержденными планами проведения работ по ремонту и содержанию дорог проведение работ по ремонту и содержанию дорог осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 9 Порядка).
Судом установлено, что истцы Масалов А.А., Масалова А.А., Масалова А.А. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности (№*** доли в праве соответственно).
Рыков Ю.Ф. и Рыкова О.А. являются собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <...>, принадлежащего им на праве общей долевой собственности, по <данные изъяты> доли в праве за каждым. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ.
Согласно выписки из ЕГРН от 18.12.2017, истец Ставцев А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <...>.
Проезд к домам истцов осуществляется по дороге по <...>.
Автомобильная дорога по <...> протяженностью 370 м, в том числе с твердым покрытием 140 м, значится в реестре муниципального имущества г. Орла под реестровым номером №*** и закреплена в оперативное управление МКУ «УКХ г. Орла», что подтверждается служебной запиской начальника управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ.
Согласно акту обследования <...> от ДД.ММ.ГГ, составленному комиссией в составе специалистов МКУ «УКХ г. Орла», участок дороги от дома 25 до дома 6 по ул. Колпакчи не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, требует капитального строительства, частично оборудован наружным уличным освещением; участок дороги от <...> до <...> с твердым асфальтобетонным покрытием, выполненным застройщиком многоквартирных жилых домов №***, 32 по <...>, имеет дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин, частичного разрушения, оборудован тротуарами и наружным уличным освещением; участок дороги от <...> до <...> не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, оборудован наружным уличным освещением, требует капитального строительства.
По результатам обследования комиссия пришла к выводу о необходимости включения <...> в муниципальную программу «Комплексное развитие улично-дорожной сети <...> на 2020-2022 годы», а также необходимости разработки Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Орла архитектурно-планировочного решения.
Также ДД.ММ.ГГ комиссией МКУ «УКХ г. Орла» проведено обследование <...> на участке от <...> до <...>, по результатам которого установлено, что согласно СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» <...> входит в состав улично- дорожной сети <...> как дорога местного значения – улицы в зоне жилой застройки. Существующая линия электроосвещения смонтирована в рамках реализации на территории муниципального образования «<...>» энергосервисного контракта от ДД.ММ.ГГ №*** согласно Проекта модернизации наружного освещения <...> 2016 года (в том числе на участке от <...> до <...>). На участке от <...> до <...> расположена воздушная линия электропередач, предназначенная для бытового потребления. С целью организации улучшения уровня освещенности на указанном участке необходимо строительство линии электроосвещения.
Кроме того, согласно акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленному старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Орлу Канаевым С.А. ДД.ММ.ГГ светильники наружного освещения на участке от <...> до <...> отсутствуют в нарушение пункта 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007.
При этом, из ответа заместителя главы администрации <...> от ДД.ММ.ГГ на обращение Масаловой А.А. следует, что в целях решения проблемы освещенности улично- дорожной сети, администрацией <...> совместно с Департаментом топливно- энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <...> достигнуто соглашение о выделении на 2020 год целевого финансирования на выполнение комплекса работ по дооборудованию существующих линий электроосвещения дополнительными коммуникациями и обустройству новых светоточек в пределах улично- дорожной сети <...>. Организовать мероприятия по установке дополнительных коммуникаций стационарного освещения, в том числе по <...>, в данный момент не представляется возможным, в связи с дефицитом бюджета.
Таким образом, принимая во внимание приведенные правовые нормы в соответствии с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истцов, поскольку организация стационарного освещения в границах городского поселения является полномочиями администрации <...> в рамках осуществления деятельности по содержанию дорог, отсутствие электроосвещения на спорном участке <...> является нарушением установленных требований, создает угрозу безопасности дорожного движения, в связи с чем бездействием администрации <...> нарушено право истцов на надлежащее содержание улично-дорожной сети в части установки линии электроосвещения от <...> до <...>, и при этом недостаточное финансирование на выполнение работ по обустройству линий электроосвещения не является основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий.
В связи с чем, суд считает необходимым обязать ответчика администрацию <...> организовать установку линии электроосвещения от <...> до <...>.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истцов в части возложения на ответчика администрацию <...> обязанности по определению вида и состава дорожных работ, с целью обустройства асфальтового покрытия <...> до <...> понуждении ответчика МКУ «УКХ <...>» к проведению работ по укладке асфальтового покрытия, в связи со следующим.
Как следует из представленного фрагмента Карты планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа Генерального плана городского округа «<...>», в редакции решения Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС, а также ответа начальника управления градостроительства и администрации <...> от ДД.ММ.ГГ, <...> отнесена к категории улиц в жилой застройке, профиль улицы не установлен.
Картой планируемого размещения автомобильных дорог местного значения городского округа Генерального плана городского округа «<...>» <...> до <...>, далее налево до <...>.
Согласно материалам дела, представленным фотоснимкам, акту обследования <...>, составленному комиссией МКУ «УКХ <...>» ДД.ММ.ГГ, акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленному старшим государственным инспектором отдела ГИБДД УМВД России по <...> ДД.ММ.ГГ, спорный участок дороги от <...> до <...>, от <...> до <...>, от <...> до <...> не имеет усовершенствованного асфальтобетонного покрытия.
Фактически представляет собой грунтовую дорогу с щебеночным покрытием.
На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 названной статьи Закона).
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства (часть 3 статьи 13 Закона).
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация).
Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
При проведении капитального ремонта участка автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений могут выполняться отдельные работы по ремонту и содержанию элементов автомобильной дороги и (или) дорожных сооружений, состояние которых не требует капитального ремонта, если указанные работы необходимы для приведения ремонтируемого участка в надлежащее техническое состояние (часть 2.1 Классификации).
В состав работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов (подпункт "в" пункта 2 части 6).
В соответствии с разделом 4 Приказ Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).
Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.
В соответствии с СП 34.13330.2021 «Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*», утвержденного Приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр, поверхность грунтовой дороги покрыта природным грунтом или грунтом с добавками других материалов. Грунтовые дороги имеют дорожные одежды переходного типа по классификации или не имеют одежды вообще.
Согласно пунктам 9.1.5, 9.3.1 СП 312.1325800.2017 «Свод правил. Дороги внутрихозяйственные. Правила эксплуатации», утвержденного Приказом Минстроя России от 14.12.2017 № 1666/пр ремонт дорожных одежд заключается в восстановлении профиля и усилении грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в необходимом объеме.
Подпунктом з) пункта 2 раздела 5 Классификации также предусмотрено, что при ремонте автомобильных дорог в отношении дорожных одежд проводится восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых улучшенных дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов в количестве до 900 м3 на один километр дороги.
Таким образом, принимая во внимание, что рассматриваемый участок автомобильной дороги по <...> не имел и не имеет твердого покрытия, представляет собой грунтовую дорогу с щебеночным покрытием, правовых оснований для возложения на ответчика администрацию г. Орла определения видов и объема ремонтных работ и обязании ответчика МКУ «УКХ г. Орла» по проведению ремонтных работ, фактически, сводящихся, согласно заявленным требованиям, к обустройству асфальтобетонного покрытия, с учетом приведенных выше правовых норм, предусматривающих возможность наличия на территории городского поселения грунтовых автомобильных дорог и устанавливающих требования к видам работ при проведении ремонта таких дорог, не имеется.
В связи с чем в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Также, по мнению суда не подлежат удовлетворению исковые требования в части возложения на администрацию г. Орла обязанности по обустройству от <...> до <...> тротуара или пешеходной дорожки.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», которым предусмотрено, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты.
На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Пешеходные дорожки располагаются за пределами земляного полотна.
Ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0.75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки должна быть не менее 1 м. (пункты 4.5.1 Тротуары и пешеходные дорожки).
Как установлено в судебном заседании, спорный участок <...> проходит между индивидуальными жилыми домами истцов, дорога по <...> от <...> до <...> не имеет твердого покрытия. Никакие объекты инфраструктуры городского поселения на спорном участке дороги не располагаются.
Согласно актам обследования <...>, составленным комиссией МКУ «УКХ <...>» от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, ширина улицы между домовладениями истцов составляет 5-6 метро, дорога не имеет сквозного проезда.
Поскольку дорога по <...> не имеет твердого покрытия, при этом указанным ГОСТ Р 52766-2007 обязательное устройство тротуаров и пешеходных дорожках только на дорогах с твердым покрытием, правовых оснований для возложения на администрацию г. Орла обязанности по обустройству между расположенными по <...> домовладениями истцов пешеходной дорожки или тротуара, не имеется.
Кроме того, суд приходит к выводу и об отказе в удовлетворении исковых требований истцов о возложении на ответчика администрацию г. Орла обязанности по оборудованию в районе <...> безконтейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее- Федеральный закон «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1).
Согласно части 1 стать 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее- Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 13.3. Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», принятых Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.06.2011 №5/0073-ГС (далее- Правила благоустройства) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с пунктом 13.4. Правил благоустройства осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО осуществляются за счет средств бюджета города Орла, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (пункт 13.12. Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 13.22. Правил благоустройства создание мест (площадок) накопления ТКО, а также ведение их реестра осуществляется администрацией города Орла.
Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также настоящих Правил (пункт 13.24 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде, питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее- СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Следовательно, для малоэтажных жилых домов создание контейнерных площадок не является обязательным.
Постановлением администрации города Орла от 25.07.2014 № 2947 утвержден Реестр мест сбора твердых бытовых отходов на территории города Орла, предусматривающий №*** мест накопления твердых коммунальных отходов.
В указанном Реестре определены места сбора твердых бытовых отходов на территории <...>, в том числе для частного сектора (места бестарного накопления ТКО) по адресам: <...>
Как указано в ответе заместителя начальника управления городского хозяйства и транспорта администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ указанные места накопления ТКО по <...> определены в связи с невозможностью устройства контейнерных площадок, отвечающих требованиям санитарного законодательства.
Указанные в ответе обстоятельства подтверждаются и актами №*** от ДД.ММ.ГГ, №*** от ДД.ММ.ГГ об определении мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС «Об организации сбора, вывоза и размещения твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Орел» определено, что в соответствии с требованиями федерального законодательства с ДД.ММ.ГГ организация обращения с ТКО в городе Орле осуществляется региональным оператором ООО «УК «Зеленая роща». Вывоз ТКО конкретных мест накопления (контейнерных площадок и мусороприемных камер) обеспечивается операторами (специализированными перевозчиками) на основании договоров с региональным оператором.
Пунктом 2.2. указанного решения Орловского городского Совета народных депутатов региональному оператору ООО «УК «Зеленая роща» до ДД.ММ.ГГ предписано разместить в местах сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Орел» графики вывоза с указанием конкретного времени. Ознакомить председателей уличных комитетов г. Орла частного сектора с графиками вывоза и местами сбора твердых коммунальных отходов. Установить в местах сбора твердых коммунальных отходов в частном секторе г. Орла информационные таблички.
Каких- либо специальных требований к оборудованию места сбора и удаление (вывоз) ТКО (КГО) бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках), указанным СанПиН 2.1.3684-21 не предусмотрено.
СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденный приказом главного государственного санитарного врача СССР 05.08.1988 №4690-88, а также СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, на которые ссылается представитель истцов в обоснование рассматриваемых требований, утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.2020 № 42, а также Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора», и в этой связи не принимаются судом во внимание.
Таким образом, администрацией г. Орла полномочия по созданию в соответствии с установленными требованиями мест накопления твердых бытовых отходов с территории <...>, где проживают истцы, исполнены в соответствии с указанными действующими правовыми нормами.
Суд также принимает во внимание, что согласно ответу регионального оператора ООО «УК «Зеленая роща» от 28.10.2021 на домовладения истцов открыты лицевые счета, на которые производятся начисления за оказываемые обществом услуги. Ближайшие контейнерные площадки от домовладений истцом располагаются по адресам: <...> (2 контейнера), <...> (1 контейнер), <...> (2 контейнера), <...> (2 контейнера). Вывоз твердых коммунальных отходов производится в соответствии с нормами СанПиН 2.1.3684-21, срок временного накопления несортированных отходов определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха.
Кроме того, суд учитывает, что постановлением администрации <...> от ДД.ММ.ГГ №*** утверждено Положение о комиссии по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <...> (далее- Положение).
Комиссия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории города Орла (далее - Комиссия) является коллегиальным органом, регулирующим вопросы создания, переноса, ликвидации мест (площадок) накопления ТКО (далее Комиссия) (пункт 1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 2.1.1. Положения задачей комиссии является принятие решения о создании, переносе, ликвидации мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла в соответствии с Правилами, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пунктом 2.2.1 Положения в функции комиссии включено, в том числе, рассмотрение поступивших в администрацию города Орла обращений физических и юридических лиц по вопросам создания, переноса, ликвидации места (площадки) накопления ТКО.
Доказательств, свидетельствующих об обращении истцов в уполномоченный коллегиальный орган по вопросу создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в желаемом ими месте, и необоснованном отказе в рассмотрении такого обращения или отказе в удовлетворении такого требования, суду не представлено.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о возложении на администрацию г. Орла обязанности по оборудованию в районе <...> площадки для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Масаловой Т.И., Масаловой А.А., Фроловым С.И., Ставцевым А.А., Ставцевой О.В., Рыковым Ю.Ф., Рыковой О.А., Митряевой М.А. кроме того заявлены исковые требования к МБОУ ДО «Городской спортивно- оздоровительный центр» о возложении обязанности по установке ограждающей сетки вдоль спортивной площадке или принятия иных мер по устранению попадания спортивного оборудования на территорию домовладения 59 по <...>, установке урн и осветительного оборудования, которые суд также считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером №***, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <...>, в районе улиц <...>, является администрация г. Орла.
На основании приказа Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области от ДД.ММ.ГГ №***, с учетом внесенных в него изменений приказом от ДД.ММ.ГГ №***, данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МУ «Центр подготовки по футболу и хоккею с шайбой», для организации спортивного городка для занятий физкультурой и спортом жителей микрорайона.
В настоящее время правопреемником МУ «Центр подготовки по футболу и хоккею с шайбой» является МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» на основании постановления администрации г. Орла от ДД.ММ.ГГ №***.
Указанное обстоятельство также подтверждается копией выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ.
Спорная спортивная площадка внесена в перечень объектов спорта на 2021, предоставляемых населению МБУ ДО «Городской спортивно- оздоровительный центр».
В непосредственной близости от спортивной площадки, со стороны одних из футбольных ворот, расположено домовладение 59 по <...>, огороженное металлическим забором. Со стороны установленных футбольных ворот спортивная площадка также имеет сетчатое ограждение высотой е метра, что подтверждается фотоснимками, имеющимися в материалах дела.
Согласно доводам стороны истца на территорию указанного домовладения часто попадает спортивный инвентарь во время игр на спортивной площадке, чем причиняются неудобства собственникам домовладения.
В обоснование заявленных исковых требований к МБУ ДО «Городской спортивно-оздоровительный центр» представитель истцов сослалась на требования, установленные Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».
Вместе с тем, суд рассматривая данные требования, также не принимает во внимание указанные Методические рекомендации, поскольку документ утратил силу со дня вынесения Определения Верховного суда РФ от 17.12.2015 № АПЛ15-557 в связи с изданием Приказа Минстроя России от 05.02.2016 N 59/пр «О признании не подлежащим применению приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований».
Приказ Минстроя России № 897/пр, Минспорта России № 1128 от 27.12.2019 утверждены Методические рекомендации по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры (далее- Методические рекомендации), которые разработаны в целях оказания методического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими правил благоустройства территории муниципального образования в части установления требований к оборудованию общественных и дворовых территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов средствами спортивной и детской инфраструктуры.
Методические рекомендации могут быть применены при благоустройстве территорий с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры (детские игровые площадки, инклюзивные спортивно-игровые площадки, предусматривающие возможность для игр, в том числе совместных, детей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детские спортивные площадки, спортивные площадки, инклюзивные спортивные площадки, предназначенные для занятий физкультурой и спортом людьми с ограниченными возможностями здоровья, спортивные комплексы для занятий активными видами спорта, спортивно-общественные кластеры, площадки воздушно-силовой атлетики), иных общественных территорий, дворовых территорий (пункт 1.4).
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций на территориях населенных пунктов, легко доступных для большого количества граждан, целесообразно размещать объекты с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры (далее - площадки), позволяющие использовать их с максимальной эффективностью, круглогодично.
В соответствии с пунктом 9.1 Методических рекомендаций на общественных и дворовых территориях населенного пункта могут размещаться спортивные площадки, предназначенные для занятий физкультурой и спортом населением старше 14 лет, а также инклюзивные спортивные площадки, предусматривающие возможность для занятий физкультурой и спортом, в том числе совместных, людей, у которых отсутствуют ограничения здоровья, препятствующие физической активности, и людей с ограниченными возможностями здоровья старше 14 лет.
Спортивные площадки, инклюзивные спортивные площадки рекомендуется размещать на озелененных территориях населенного пункта (в парках, скверах, зонах отдыха) (пункт 9.3 Методических рекомендаций).
Согласно пункту 9.14 Методических рекомендаций спортивные площадки, инклюзивные спортивные площадки рекомендуется оборудовать ограждением высотой от 2,5 до 3 м, а в местах примыкания спортивных площадок друг к другу - высотой не менее 1,2 м.
Никакими иными нормами, устанавливающими требования или рекомендации по оборудованию спортивных площадок на общественных и дворовых территорий, не предусмотрена установка ограждений высотой не менее 6 метров, либо устранение возможности попадания спортивного инвентаря за территорию спортивной площадке, не предусмотрена.
К тому же суд принимает во внимание, что в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, истцом не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о попадании на территорию домовладения спортивного инвентаря (мячей) при наличии ограждений как со стороны спортивной площадки, так и со стороны самого домовладения, а также о действительном нарушении прав истцов таким обстоятельством.
В соответствии с пунктом 4.5.9. Методических рекомендаций функционирование осветительного оборудования площадок рекомендуется организовывать в режиме освещения территории населенного пункта, в котором расположена площадка.
Пунктом 9.8 Методических рекомендаций предусмотрено, что при создании и эксплуатации спортивных площадок, инклюзивных спортивных площадок рекомендуется учитывать следующие основные функциональные свойства, в том числе удобство в эксплуатации (наличие информационных стендов с описанием упражнений/правил использования, наличие скамеек для отдыха и переодевания, навесов, урн).
Правилами благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Город Орел», утвержденными решением Орловского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ №***-ГС (далее- Правила благоустройства), предусмотрено, что на всех тротуарах вдоль автомобильных дорог, иных объектах улично-дорожной сети города Орла, дворовых, внутриквартальных территориях, пешеходных территориях обязательно наличие урн для сбора отходов.
Обязательна установка урн у остановок и павильонов ожидания городского пассажирского транспорта общего пользования, у всех входов в здания образовательных, медицинских, культурно-спортивных, культовых и ритуальных учреждений, театров, музеев, дворцов культуры, магазинов, салонов, ателье, парикмахерских, у входов на территорию автостоянок, рынков и торговых комплексов (пункт 3.8 Правил благоустройства).
Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена площадка (пункт 10.8 Правил благоустройства).
Вместе с тем суд учитывает, что согласно информационной табличке, размещенной на ограждении, установлен режим работы спортивной площадки в летний период с 07.00 до 20.00 часов, в весенний и осенний период с 08.00 до 18.00 часов.
Эксплуатация спортивной площадки в темное время суток не предусмотрена, территория, на которой расположена спортивная площадка не имеет искусственного освещения, в связи с чем правовых оснований для возложение на ответчика МБОУ ДО «Городской спортивно- оздоровительный центр», в оперативном управлении которого находится указанный объект спорта, обязанности установления осветительного оборудования, не имеется.
Требование истцов о понуждении ответчика установить урны для сбора мусора на спортивной площадке суд также считает не обоснованными, поскольку, в соответствии с указанными нормами, обязательное обустройство урн на территории спортивных площадок на общественных и дворовых территорий, не предусмотрено. Указанные выше Методические рекомендации носят рекомендательный характер и могут быть применены при благоустройстве территорий с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры.
К тому же суд учитывает доводы представителя ответчика МБУ ДО «Городской спортивно- оздоровительный центр», согласно которым учреждением установлены урны для сбора мусора, в случае их повреждения они ремонтируются и восстанавливаются, а также отсутствие доказательств со стороны истцов, свидетельствующих об отсутствии урн, приспособлений для сбора в районе спортивной площадки.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Масаловой Т.И., Масаловой А.А., Фролова С.И., Ставцева А.А., Ставцевой О.В., Рыкова Ю.Ф., Рыковой О.А., Митряевой М.А. к муниципальному образованию «город Орел» в лице администрации <...>, муниципальному казенному учреждению «Управление коммунальным хозяйством г. Орла», муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Городской спортивно-оздоровительный центр» о признании бездействия незаконным, понуждении к осуществлению действий удовлетворить частично.
Обязать администрацию г. Орла организовать установку линии электроосвещения от <...> до <...>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Масаловой Т.И., Масаловой А.А., Фролова С.И., Ставцева А.А. Ставцевой О.В., Рыкова Ю.Ф., Рывковой О.А., Митряевой М.А. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения суда будет изготовлен 03 декабря 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева