Решение по делу № 2-4455/2018 от 22.08.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего Поповой Е.В.

при секретаре Кирюхиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4455/2018 по иску Сараева Виктора Владимировича к администрации городского округа Тольятти о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Сараев Виктор Владимирович обратился в суд с иском к администрации городского округа Тольятти, в котором просит признать незаконным распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 обязать администрацию г.о. Тольятти включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, обязать предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указал, что он Сараев В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, в г. Тольятти Самарской области является лицом, оставшимся без попечения родителей, его мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО5 решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен в отношении него родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ наступило его совершеннолетие. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы. В марте 2016 года сразу после освобождения из исправительного учреждения он сразу обратился в мэрию г.о. Тольятти с вопросом о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного муниципального жилищного фонда. Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по мотиву того, что на момент подачи заявления возраст превысил 23 года. Считает подобный отказ необоснованным нарушающим его права.

В судебном заседании истец Сараев В.В., доводы, изложенные в иске поддержал, просил удовлетворить.

Представитель администрации городского округа Тольятти ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, считает, что оснований для включения Сараев В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда не имеется. На момент обращения с заявлением в уполномоченный орган Сараеву В.В. уже исполнилось 23 года. Таким образом, право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.Тольятти, у истца не возникло. Кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок для оспаривания распоряжения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ)детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сараев Виктор Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, его отец ФИО5 решением Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был лишен в отношении него родительских прав.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 Сараеву В.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании ч.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (на момент подачи заявления о включении в список возраст превысил 23 года).

Сараев В.В., не согласившись с данным распоряжением, обратился в суд с настоящим иском ссылаясь на то, что с 2003 г. по 2016 г. он отбывал наказание в местах лишения свободы, в соответствии с действующим законодательством жилое помещение ему должно было быть предоставлено по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, что ответчиком сделано не было.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положения абзаца 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу вышеперечисленных положений закона, предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также предполагает заявительный характер учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает признание уполномоченным органом обоснованным обстоятельства нуждаемости гражданина в обеспечении жильем.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, вопрос о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, подлежал рассмотрению и разрешению до достижения Сараева В.В. возраста 23 лет. Вместе с тем, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного фонда Сараев В.В. обратился лишь в марте 2016 г. в возрасте 35 лет. На момент обращения в суд с исковыми требованиями ДД.ММ.ГГГГ, возраст Сараева В.В. составляет 36 лет.

Ссылка истца на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы, не может быть принята во внимание, поскольку нахождение истца в местах лишения свободы не является уважительной причиной не обращения в уполномоченные органы для принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец имел возможность обратиться с соответствующим заявлением, воспользовавшись услугами почты.

Кроме того, Сараев В.В. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ до 2003 г. истец находился на свободе, соответственно имел возможность обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения (в том числе в судебном порядке), учитывая, что законом предусмотрено право обратиться с заявлением о предоставлении жилого помещения в течение пяти лет после достижения возраста совершеннолетия. Однако истец не представил доказательств, что он в возрасте до 23 лет обращался в уполномоченный орган для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо, что ему незаконно было отказано в постановке на учет, либо, что он не обращалась с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине. Каких-либо уважительных и исключительных обстоятельств, связанных с личностью истца, которые бы препятствовали ему своевременно обратится с заявлением о предоставлении жилого помещения судом не установлено.

В настоящее время истец достиг возраста 36 лет, в связи с чем утратил статус как лицо из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Оснований для восстановления пропущенного истцом срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не имеется. Данный срок является пресекательным и не относится к сроку исковой давности или иному сроку, подлежащему восстановлению. Кроме того, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет истец не представил. Незнание гражданско-правовых норм не может быть признано основанием для восстановления указанного срока. Истцом не представлены доказательства ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав попечителем, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых он обучался, будучи несовершеннолетним.

В связи с тем, что Сараев В.В. в установленный законом срок (до достижения 23-летнего возраста) с заявлением о предоставлении жилого помещения в компетентный орган не обращался, обратился лишь в 2016 году, то есть по достижении возраста 35 лет, правовых оснований для постановки его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имеется.

Таким образом, исковые требования Сараева В.В. о признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ -р/5 обязании администрацию г.о. Тольятти включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования истца об обязании администрации г.о. Тольятти предоставить ему жилое помещение из специализированного жилищного фонда являются производными от указанных требований, то они также не подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о пропуске истцом трехмесячного срока исковой давности, предусмотренного ст. 219 КАС РФ, для оспаривания распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти -р/5 от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит отклонению.

В данном случае имеет место спор о праве на обеспечение истца жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который подлежит рассмотрению по правилам искового производства в рамках гражданского процесса. Общий трехлетний срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, истцом не пропущен. Применение положений ст. 219 КАС РФ в рамках гражданского судопроизводства законом не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 192-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В иске Сараеву Виктору Владимировичу к администрации г.о. Тольятти администрации городского округа Тольятти о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставить жилое помещение -отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2018 г.

Председательствующий:

2-4455/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сараев В.В.
Ответчики
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
22.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2018Передача материалов судье
24.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2018Подготовка дела (собеседование)
25.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2018Судебное заседание
25.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее