Судья Дмитриев А.В. |
№21-336/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» на постановление государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22 апреля 2021 г. и решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от 15 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22 апреля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Кондопожского городского суда РК от 15 июня 2021 г.,
АО «Кондопожский ЦБК» признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде предупреждения.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник фио1 просит отменить вынесенные субъектами административной юрисдикции акты и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава вменяемого деяния по приведенным в жалобе мотивам, необоснованностью отказа должностного лица в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 и ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в установленном ч.2 ст.4.4 КоАП РФ порядке либо освободить работодателя от административной ответственности с учетом положений ст.2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных чч.2 - 4 настоящей статьи и ч.3 ст.11.23 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст.ст.22, 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст.221 Трудового кодекса РФ).
Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 №290н.
В соответствии с п.151 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 №997н, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике должен быть обеспечен очками защитными (до износа).
В силу положений ч.4 ст.230.1 Трудового кодекса РФ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
В п.36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, являющегося Приложением №2 к постановлению Минтруда России от 24.10.2002 №73
«Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», определено, что по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершении расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением №1 к настоящему Постановлению.
Как следует из материалов данного дела при проведении на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 12 марта 2021 г. №-ПВ/12-353-И/168-2 в период с 15 марта по 09 апреля 2021 г. внеплановой документарной проверки хозяйственной деятельности АО «Кондопожский ЦБК» должностным лицом данного ведомства выявлено несоблюдение положений ст.ст.22, 212, 221 Трудового кодекса РФ, пп.4, 5 Межотраслевых правил, что выразилось в необеспечении слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике фио2 средством индивидуальной защиты (защитными очками).
Также установлено, что вопреки требованиям ст.ст.22, 230.1 Трудового кодекса РФ и п.36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях работодателем по окончании 17 марта 2021 г. временной нетрудоспособности работника фио2 в Государственную инспекцию труда в Республике Карелия не направлено сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых по нему мерах по установленной форме (представлено 07 апреля 2021 г.).
В связи с установлением противоправного поведения работодателя 15 апреля 2021 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и постановлением государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22 апреля 2021 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, АО «Кондопожский ЦБК» привлечено к указанной административной ответственности.
Выводы субъектов административной юрисдикции о нарушении в ходе деятельности АО «Кондопожский ЦБК» положений ст.ст.22, 230.1 Трудового кодекса РФ и п.36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях основаны на собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы должностным лицом и судьей в приведенной части правильно установлены необходимые обстоятельства применительно к заложенной в ч.1 ст.5.27 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения и возложенным на работодателя трудовым законодательством обязанностям.
Разрешая при вынесении постановления заявленное привлекаемым к ответственности лицом ходатайство об объединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных чч.1 и 4 ст.5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо правильно истолковало положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ и отказало в применении к возникшим правоотношениям правила идеальной совокупности.
Также являются правильными и выводы судьи об отсутствии в данном случае правовых оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ с учетом особой значимости охраняемых правоотношений и конкретных обстоятельств дела, которые согласуются с разъяснениями, содержащимися в п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вместе с этим при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении субъектам административной юрисдикции надлежало учесть следующее.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Выявленное в ходе проведения проверки бездействие по необеспечению работника средством индивидуальной защиты квалифицировано должностным лицом, как совершение работодателем административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Однако административная ответственность за упомянутое нарушение установлена законодателем в ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч.1 данной статьи.
Таким образом, поскольку совершенное АО «Кондопожский ЦБК» противоправное, виновное деяние, выразившееся в необеспечении работника средством индивидуальной защиты не образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, и влечет административную ответственность по ч.4 данной статьи, при этом переквалификация бездействия работодателя невозможна, так как ухудшит его положение, что является недопустимым, вмененное работодателю нарушение подлежит исключению из объема предъявленного обвинения, не влекущего отмену по существу правильных актов должностного лица и судьи.
При этом также следует отметить, что постановлением государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22 апреля 2021 г., вступившим в законную силу, АО «Кондопожский ЦБК» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, за выявление факта необеспечения слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике фио2 средством индивидуальной защиты (фильтрующим средством защиты органов дыхания), что было обнаружено в рамках проведения одной проверки.
При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи по существу подлежат оставлению без изменения, жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора труда отдела охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Карелия от 22 апреля 2021 г. и решение судьи Кондопожского городского суда Республики Карелия от
15 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат» по существу оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова