2а-1539/2017
Решение
Именем Российской Федерации
16 мая 2017 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232
Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Цайер А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению гаражно-строительного кооператива «Восток-№», поданному представителем по доверенности Сорокиной Е.В., об оспаривании отказа департамента имущественных отношений Администрации города Омска в подписании декларации об объектах недвижимого имущества – линейки гаражных боксов, о возложении обязанности подписать декларации об объектах недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ГСК «Восток№» в лице представителя Сорокиной Е.В. обратился в Октябрьский районный суд г. Омска с указанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ГСК «Восток-№» обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о подписании деклараций по объектам недвижимости – зданиям-линейкам гаражных боксов с № по №, с № по №, с № по №, с № по №, с № по №, расположенным по адресу: г. Омск, Октябрьский административный округ.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска отказал в подписании деклараций, указав, что в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности на указанные объекты недвижимости требуется разработка проектной документации, получение соответствующих разрешений на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объектов недвижимости.
ГСК «Восток-№» не согласно с такими выводами, указывает, что по состоянию на дату постройки – 2001 год – законодательство в области градостроительной деятельности не предусматривало на указанные объекты недвижимости обязательное наличие проектной документации, получение разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. Вместе с тем кадастровым инженером были запрошены в компетентных органах сведения о наличии такой документации. Получены ответы об отсутствии разрешительной документации.
Также истец не согласен с указанием Департамента имущественных отношений, чтобы гаражные боксы оформлялись в индивидуальную собственность каждого члена ГСК. Полагает, что сначала на учет должно быть поставлено здание целиком, без чего члены ГСК не имеют возможности оформить технические паспорта на гаражные боксы.
Просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в подписании деклараций по объектам недвижимости.
Законный представитель ГСК «Восток-№» - председатель Кулик А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель ГСК «Восток№» Сорокина Е.В. (доверенность и диплом о высшем юридическом образовании представлены) в судебном заседании поддержала заявленные требования. Не отрицала, что надлежащих документов о предоставлении земельного участка под зданиями гаражных боксов на каком-либо праве ГСК представить суду не может, поскольку для оформления прав на земельный участок в надлежащее время требуется сложная и дорогостоящая процедура межевания земельного участка.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Койтова И.А. (доверенность и диплом о высшем юридическом образовании представлены) в судебном заседании представила письменный отзыв, в котором департамент просит отказать в удовлетворении административных исковых требований по тем же основаниям, которые указаны в письме об отказе в подписании деклараций по объектам недвижимого имущества, и которые послужили причиной обращения в суд административного истца.
Представитель Администрации города Омска, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, кадастровый инженер С.А. (ООО «<данные изъяты>», <данные изъяты>") в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Судом не признана обязательной явка указанных лиц и представителей.
Заявившиеся по собственной инициативе для участия в деле в качестве заинтересованных лиц члены ГСК «Восток-№» Бисев И.В. и Борисова Е.Ю. в судебном заседании поддержали заявленные административные исковые требования.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав представленные документы, материалы гражданского дела №, рассмотренного Октябрьским районным судом г. Омска 18.04.2013 по иску П.М. к Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ в лице департамента имущественных отношений, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», к Российской Федерации в лице Минэкономразвития РФ в лице Территориального управления Росимущества по Омской области, к Правительству Омской области в лице Министерства имущественных отношений в лице ГУЗР Омской области, к Администрации города Омска в лице Департамента имущественных отношений, в лице Департамента архитектуры и градостроительства, к Администрации Октябрьского административного округа г. Омска о признании права на недвижимое имущество – гаражный бокс № в ГСК «Восток-№», суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска, руководствуясь следующим.
Как указывает административный истец, ГСК «Восток-№» в 2001 году фактически возвело здания – линейки гаражных боксов, права на которые не оформлены до настоящего времени.
При этом суд отмечает, что из письма Администрации Октябрьского административного округа г. Омска от 07.07.1999 следует вывод о наличии на 1999 год лишь восьми самовольно выстроенных гаражей (т.1 л.д.203).
В 2001 году редакция Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяла, что право на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В случае необходимости совершения сделки с объектом незавершенного строительства право на указанный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимого имущества, в установленных случаях на основании проектно-сметной документации, а также документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" был дополнен статьей 25.3 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно положениям данной статьи:
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 3 статьи 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ положения Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (за исключением его статьи 31.1) утратили силу с 1 января 2017 года, и с этой даты отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регламентируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", часть 11 статьи 24 которого регламентирует, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 указанной статьи).
Необходимость получения разрешения на строительство объектов капитального строительства была предусмотрена и положениями Градостроительного кодекса РФ от 07.05.1998.
В силу части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе, в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства (пункт 1); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (пункт 3).
Строительство линейки гаражных боксов гаражно-строительным кооперативом не подпадает под понятия строительства в ГрК РФ, для которого не требуется выдача разрешения на строительство.
Согласно части 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, законодательство требует для рассматриваемой ситуации обязательное наличие правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих владение земельным участком на законном основании, а также наличие разрешительной документации на строительство.
Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не оспаривается стороной административного истца. Доводы стороны административного истца об отсутствии обязанности получать разрешение на строительство опровергаются вышеприведенными положениями нормативных правовых актов.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014), судебный порядок признания права собственности на самовольную постройку является исключительным способом защиты права; такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Суд приходит к выводу о том, что посредством обращения в суд административный истец преследует цель именно обойти нормы градостроительного и земельного законодательства, предусматривающие определенный порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные объекты недвижимого имущества.
Здания-линейки гаражных боксов, построенные ГСК «Восток-№», располагаются в пределах двух земельных участков: с кадастровым номером № и с кадастровым номером №.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 68 587 кв.м.+\- 92кв.м. на дату начала гаражного строительства являлась Российская Федерация. Разрешенное использование данного земельного участка было определено для размещения военных объектов, под здания, таковым оно является и в настоящее время, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН (л.д.248, т.1). Данный вид разрешенного использования установлен также решением Октябрьского районного суда г. Омска от 18.04.2013 по иску П.М. о признании права собственности на гараж № из числа линейки гаражных боксов. Также в данном решении указано, что доказательств выделения Министерством обороны РФ земельного участка с кадастровым номером № под строительство гаражных боксов либо передачи их в народное хозяйство с целью дальнейшего строительства гаражных боксов, истцом суду не было представлено. Не оспаривалось и подтверждено материалами дела, что Министерство обороны Российской Федерации письменного разрешения на постройку гаражных боксов и передачи их безвозмездно в собственность военнослужащим не давало, сделок об отчуждении имущества не заключало. В этой связи судом был сделан вывод об отсутствии у истца П.М. правовых оснований для возведения гаражного бокса № на земельном участке с кадастровым номером №.
На необходимость оформления правоустанавливающей документации на земельные участки под строительство гаражей указано в письме начальника КЭУ Краснознамённого Сибирского военного округа от 16 октября 1995 года на имя командира войсковой части № г. Омска, где указано о разрешении передать земельный участок площадью 1,35 га из территории военного городка № г. Омска с последующей передачей его гаражно-строительному кооперативу военнослужащих Омского гарнизона (л.д.23).
Также о необходимости оформления правоустанавливающей документации и приведения в соответствие с требованиями статьи 222 ГК РФ восьми самовольно выстроенных гаражей указано в письме Администрации Октябрьского административного округа <адрес> от 07.07.1999, где администрация не возражает, в порядке исключения, против строительства одноэтажных боксовых гаражей (л.д.203).
Приказом заместителя Министра обороны РФ от 02.04.2015 № земельный участок, расположенный в границах военного городка №, с кадастровым номером №, передан из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Омск Омской области (л.д.24).
В деле имеется ответ Военной прокуратуры Омского гарнизона от 06.11.2015 на имя А.В.., где указано о передаче земельного участка в муниципальную собственность, предложено по вопросу оформления земельного участка в собственность в дальнейшем обращаться в Администрацию города Омска.
ГСК «Восток-№ активных мер к оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены здания-линейки гаражных боксов, после передачи земельного участка в муниципальную собственность не предпринимал до тех пор, пока в конце 2016 года Администрация Октябрьского административного округа г. Омска предъявила требование о возмещении стоимости неосновательного обогащения в связи с использованием земельного участка в отсутствие правоустанавливающих документов, в размере 342 979,76 руб. за период с 03.09.2015 по 03.09.2016.
ГСК «Восток-63» в последнем судебном заседании представил договор аренды № земельного участка, находящегося в федеральной собственности, заключенного 01.11.2009 с ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть Сибирского военного округа». Согласно данному договору, арендатор (ГСК «Восток-№» принял в аренду часть земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 9827,00 кв.м. для использования с целью размещения гаражных боксов. Однако срок действия договора установлен с 01.11.2009 по 01.10.2010, сведений о пролонгировании данного договора, о государственной регистрации данного договора после его пролонгирования административный истец суду не представляет. Права по данному договору ГСК «Восток-№» при смене собственника земельного участка к новому правообладателю не предъявлял. Таким образом, суд отклоняет ссылку административного истца на данный документ, как не подтверждающую юридически значимые обстоятельства по делу.
На основании распоряжения департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 01.03.2011 №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вблизи ГСК «Восток№» в <адрес> в ОАО г. Омска» (письмо-л.д.207, т.1) сформирован и учтен в государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером № «для строительства гаражей боксового типа», на котором расположены части некоторых гаражных боксов ГСК «Восток-№». Однако и в отношении данного земельного участка ГСК «Восток-№» не оформил правоустанавливающие документы до настоящего времени, о чём пояснил законный представитель ГСК в судебном заседании.
На обращения членов ГСК Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Департамент имущественных отношений Администрации города Омска письмами от 07.04.2017 (л.д.206, т.1) и от 04.04.2017 (л.д.207, т.1) соответственно сообщили о необходимости межевания земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположены, в том числе, многоквартирные жилые дома. Указано, что финансирование проектных работ по проекту межевания контрактом на период до 2017 года не предусмотрено. Также указано, что собственники вправе за счет собственных средств осуществить подготовку документации по планировке территории.
Однако члены ГСК «Восток-№» не согласны нести расходы на подготовку межевого плана, ссылаясь на их чрезмерно высокий размер.
30.01.2017 кадастровый инженер ООО «<данные изъяты>» С.А. подготовил технические планы на здания-линейки гаражных боксов ГСК «Восток-№» с № по №, с № по №, с № по №, с № по №, с № по №, расположенные по адресу: <адрес>, Октябрьский административный округ, и обратился в департамент имущественных отношений Администрации города Омска как к представителю собственника земельного участка, с заявлением о подписании деклараций по указанным объектам недвижимости.
Письмом от 28.02.2017 исх. ДИО/№ отказано в подписании деклараций на здания, со ссылкой на отсутствие документов о разрешении на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, а также на отсутствие правоустанавливающих документов о предоставлении земельного участка ГСК «Восток-№» для строительства капитальных гаражей.
Как было указано выше, наличие данных документов является обязательным для рассматриваемого случая. И как указано выше, такие документы кооперативом представлены в Администрацию города Омска не были.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Поскольку судом не установлено нарушения установленного порядка принятия оспариваемого решения об отказе в подписании деклараций об объектах недвижимого имущества, основания для принятия оспариваемого решения, предусмотренные нормативными правовыми актами, соблюдены департаментом имущественных отношений Администрации города Омска, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, постольку суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-№» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 22 ░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░: _____________________________ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 23.06.2017 ░.