Решение по делу № 2-320/2019 от 29.11.2018

66RS0001-01-2018-009427-23

Дело № 2-320/2019

Мотивированное решение

изготовлено 24.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2019 года

    Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Шакеровой О.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Дениса Сергеевича к ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Кушвинский» о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию по выслуге лет,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования следующим.

В период с 28.06.2006 по 02.10.2017 истец проходил службу в органах внутренних дел в подразделениях службы безопасности дорожного движения в МО МВД России «Кушвинский», в должности <иные данные>.

02.10.2017 истец был уволен по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В марте 2018 года истец обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с просьбой о перерасчете выслуги лет в льготном исчислении с включением периода прохождения военной службы по призыву, а также периода обучения в высшем учебном заведении в выслугу лет.

Однако, ответчик отказал истцу в зачете спорных периодов в стаж службы в льготном исчислении.

Истец, уточнив требования, просил:

- признать незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области в назначении истцу пенсии по выслуге лет;

- обязать ГУ МВД России по Свердловской области назначить истцу пенсию по выслуге лет с момента увольнения.

В судебном заседании истец, его представитель, требования иска поддержали, просили удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчиков ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Кушвинский», требования иска не признали, в иске просили отказать.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено судом и не оспаривается сторонами, что с 28.06.2006 по 02.10.2017 истец проходил службу в органах внутренних дел; Приказом МО МВД России «Кушвинский» от 02.10.2017 был уволен по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) 02.10.2017.

Вопросы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел регулируются Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 27.05.2005 № 418 (действовала на момент возникновения спорных отношений; в настоящее время действует Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от 09.01.2018 № 7).

Согласно Инструкции от 27.05.2005 № 418 работа по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с кадровыми подразделениями главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и включает в себя, в частности, своевременное назначение пенсий, организацию их выплаты пенсионерам (пункты 4.4.1).

Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, оформляют кадровые подразделения по последнему месту службы (пункт 7).

Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника органов внутренних дел проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды службы, подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись (пункт 8).

Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел (пункт 11).

Для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются соответствующие документы, в частности заявление о назначении пенсии и расчет выслуги лет, денежный аттестат (пункты 12, 12.1).

На основании представленных документов пенсионным органом составляется заключение о назначении пенсии, которое утверждается уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (пункт 13).

Как следует из заявления истца от 23.11.2017, он просил назначить ему пенсию по болезни, на основании заключения ВВК о годности к службе в ОВД.

Для назначения пенсии истцу кадровым подразделением МО МВД России «Кушвинский» в ЦФО ГУ МВД России по Свердловской области были представлены: заявление о назначении пенсии, денежный аттестат, заявление-согласие, расчет выслуги лет и иные необходимые документы.

Пенсионным органом составлено заключение № 39/69154 о назначении истцу пенсии по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. «а» ст.5 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. «а» ст.13 указанного Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.

Согласно ст.ст.51, 52, 54 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, вопрос назначения пенсий носит заявительный характер.

Истец ссылается на обращение от 26.03.2018 на имя начальника ГУ МВД России по Свердловской области, согласно которого истец просил дать указание сотрудникам кадрового подразделения пересчитать ему выслугу в льготном исчислении с включением периода обучения в высшем учебном заведении и льготного исчисления военной службы для назначения ему пенсионного обеспечения как сотруднику, выслужившему 20-летний срок в органах внутренних дел в льготном исчислении.

Между тем, исходя из буквального толкования указанного заявления, а также заявления от 23.11.2017, суд приходит к выводу о том, что истец не просил назначить ему пенсию за выслугу лет.

Более того, на дату увольнения из органов внутренних дел 02.10.2017 выслуга истца в календарном исчислении составляла 15 лет 00 месяцев 24 дня, в льготном исчислении – 19 лет 05 месяцев 10 дней, как это следует из расчета, представленного суду представителем ответчика.

По доводу истца о включении в стаж службы в льготном исчислении периода прохождения военной службы по призыву, суд приходит к следующему.

Согласно расчета ответчика, период службы истца с 04.06.1999 по 18.11.2000 зачтен истцу в выслугу лет в календарном исчислении как 1 год 05 месяцев 14 дней.

Закон Российской Федерации от 21.01.1993 № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ст. 2).

Между тем названный Закон не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В частности, Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 и Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

В ст.1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в Вооруженных Силах и воинских формированиях, указанных в п. «а» ст.1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно ч.3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Аналогичная позиция высказана Верховным Судом РФ в Определении от 09.10.2012 № АПЛ12-542.

Учитывая изложенное, ответчик верно зачел истцу период прохождения военной службы по призыву с 04.06.1999 по 18.11.2000 в выслугу лет в календарном исчислении.

По доводу истца о включении в стаж службы в льготном исчислении периода обучения в высшем учебном заведении, суд приходит к следующему.

Как следует из диплома истца, в 2001 году он поступил в Уральский государственный педагогический университет (заочная форма), в 2006 году завершил обучение в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» (заочная форма).

Согласно расчета ответчика, период обучения истца с 25.09.2001 по 07.06.2006 зачтен истцу в выслугу лет в календарном исчислении как 2 года 04 месяца 06 дней.

Согласно п.10 ч.2 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», определяя условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, в том числе сотрудников органов внутренних дел, закрепил возможность включения в выслугу лет для назначения им пенсии времени учебы до определения на службу (ч.1 ст.18) и отнес определение порядка исчисления выслуги лет к полномочиям Правительства Российской Федерации (ч.3 ст.18).

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в Постановлении от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» также предусмотрело исчисление выслуги лет для сотрудников органов внутренних дел с учетом времени их обучения до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (абз.2 п.2). В действующей редакции п.2 названного Постановления данное правило распространяется на сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года (абз.4).

Таким образом, установленный порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением службы в органах внутренних дел, предполагает включение в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 года, периодов их обучения только по очной форме в высших и средних специальных учебных заведениях.

Такое правовое регулирование, по существу, закрепляет льготу, позволяющую увеличивать выслугу для назначения пенсии, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Учитывая изложенное, ответчик верно зачел истцу в выслугу лет период обучения в высшем учебном заведении с 25.09.2001 по 07.06.2006 из расчета два месяца обучения за один месяц службы.

Учитывая изложенное, суд отказывает истцу в удовлетворении его требований признать незаконным отказ ГУ МВД России по Свердловской области в назначении истцу пенсии по выслуге лет; обязать ГУ МВД России по Свердловской области назначить истцу пенсию по выслуге лет с момента увольнения, поскольку, во-первых, на дату увольнения у него не было соответствующего стажа, а во-вторых, заявление о назначении пенсии по выслуге лет истец не писал.

При этом по доводам представителя ответчика о применении срока исковой давности суд отмечает, что законодательство в сфере пенсионного регулирования не устанавливает предельные сроки на рассмотрение пенсионных споров, ввиду чего положения ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации применению при рассмотрении данного спора не подлежат.

Государственная пошлина (ст.98 ГПК РФ) с истца не взыскивается, поскольку он освобожден от ее уплаты при подаче иска, с ответчиков государственная пошлина также не взыскивается, кроме того, в иске истцу отказано.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Попова Дениса Сергеевича к ГУ МВД России по Свердловской области, МО МВД России «Кушвинский» о признании незаконным отказа в назначении пенсии по выслуге лет, обязании назначить пенсию по выслуге лет, оставить без удовлетворения.

Решение в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.

Судья

2-320/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ПОПОВ Денис Сергеевич
Попов Д.С.
Ответчики
ГУ МВД России по Свердловской области
МО МВД России "Кушвинский"
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
29.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2018Передача материалов судье
30.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2018Судебное заседание
22.01.2019Судебное заседание
24.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2019Дело оформлено
01.04.2019Дело передано в архив
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
27.04.2020Дело передано в архив
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее