Решение по делу № 33а-1983/2020 от 25.06.2020

    Дело: 1я инст. №2а-336/2020, 2я инст. №33а-1983/2020    Председательствующий в

    Категория 20    первой инстанции Мох Е.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    21 июля 2020 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Михайловой В.Г.,

    с участием представителя

    административного истца прокурора Ведмидь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованные лица Правительство Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента капитального строительства города Севастополя Фарышева В.А. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 22 января 2020 года, которым административный иск удовлетворен, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Нахимовского района города Севастополя, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исками, в которых просил признать незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в неисполнении государственной программы «Жилище» на 2017-2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года в части длительного нерасселения жильцов квартир в жилом доме , а также жильцов квартир в жилом доме и жильцов квартир в жилом доме по <адрес> в г. Севастополе, возложить на административного ответчика обязанность осуществить в установленном законом порядке расселение граждан - жильцов названных квартир в соответствии с положениями ст.ст. 32,87 ЖК РФ не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

По вышеуказанным административным искам возбуждены дела, которые объединены в одно производство определением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06.06.2019 года.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 22 января 2020 года административный иск удовлетворен, признано незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в неисполнении государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017-2022 годы, утвержденной Постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года в части длительного нерасселения жильцов жилых домов по <адрес> в г. Севастополе.

На Департамент возложена обязанность расселить жильцов названных домов не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцу в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного ответчика подал жалобу, в которой просит его отменить, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался исключительно доводами административного иска и не принял во внимание представленные административным ответчиком документы. Постановлением Правительства Севастополя №242-ПП от 15.04.2019 года внесены определенные изменения в постановление Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022», задачами которой является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов.

В соответствии с приложением №1 в Подпрограмму 4 включены многоквартирные жилые дома , расположенные по <адрес> в г. Севастополе. С целью расселения граждан-жильцов вышеуказанных многоквартирных домов Департаментом проведен комплекс необходимых мероприятий, в частности, расселены, с выплатой выкупной стоимости собственникам за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество, квартиры дома , а также квартиры дома и квартиры дома по <адрес> в г. Севастополе.

В нерасселенных к настоящему времени квартирах проживают наниматели данных жилых помещений, при этом у некоторых из граждан, проживающих в нерасселенных квартирах, отсутствуют какие бы то ни было правоустанавливающие документы, подтверждающие законность проживания там граждан, в связи с чем разрешение вопроса об их переселении, с учетом ряда объективных и субъективных факторов, составляет исключительную трудность.

Частью 11 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Севастополя было принято правлением Фонда 24 мая 2018 года, протокол № 844. Следовательно, продление срока реализации Подпрограммы 4 до 31 декабря 2019 года требованиям указанного Федерального закона не противоречит. Соответственно расселение граждан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и в сроки установленные постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года, в редакции постановления №242-ПП от 15.04.2019 года. Полагает, что суду не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении Подпрограммы 4 государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя № 1010-ПП от 27.10.2016 года в части длительного не расселения жильцов дома по <адрес> в г. Севастополе.

Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным. Указывает, что до настоящего времени жильцы не переселены и какие-либо меры ответчиком не принимаются.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Из материалов дела усматривается, что распоряжением Правительства Севастополя №546-РП от 06.10.2016 года (т. 1 л.д. 10) признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, расположенные в г. Севастополе согласно приложению к настоящему распоряжению (п. 1 распоряжения). Определен срок отселения физических лиц – до конца финансового года, в котором будут выделены целевые средства из бюджета города Севастополя на финансирование мероприятий по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (п. 2 распоряжения).

    Согласно пунктов 17, 18, 22 приложения к вышеуказанному распоряжению соответственно дома по <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу, что следует из заключений межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В апреле 2017 года жильцами квартир дома , а также жильцами квартир дома и жильцами квартир дома по <адрес> в г. Севастополе поданы в Департамент капитального строительства города Севастополя заявления о согласии на переселение из аварийного жилищного фонда в благоустроенный жилой фонд (т. 1 л.д. 57-58, 52-53, 46-50, 43-44, 39-41, 34-36, 30-32; 104, 97-99, 101-102, 94-95, 91-92; 146-150, 152-154, 156-157).

Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ года Департаментом с жильцами квартир в доме и жильцами квартир в доме по <адрес> в г. Севастополе были подписаны соглашения об изъятии жилого помещения для государственных нужд, соответственно (т. 1 л.д. 112-114, 108-110, 116-118, 160-161, 162-164, 166-168, 170-172).

Согласно приложения к подпрограмме 3 «Переселение граждан из помещений непригодных для проживания и аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27 октября 2016 в редакциях от 21.09.2017 года дома по <адрес> входят в перечень домов и помещений, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в 2018 году.

Поскольку в установленные сроки жильцы аварийных домов по <адрес> в г. Севастополя отселены не были, прокурор Нахимовского района г. Севастополя обратился с административным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности требований прокурора и наличия противоправного бездействия административного ответчика.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы» (далее Программа), задачами которой являются, в том числе, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов, ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя. Ответственный исполнитель Программы - Департамент капитального строительства города Севастополя, соисполнители и участники Программы - отсутствуют.

Программа, в редакции от 30.07.2018 года, 12.02.2019 года и 15.04.2019 года, разделена на пять подпрограмм (п. 4 Паспорта Программы), четвертая из которых «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя» (далее Подпрограмма 4), основными целями и задачами которой являются, соответственно:

- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, путем предоставления жилых помещений, приобретенных у застройщиков, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд;

- приобретение жилых помещений у застройщиков и (или) лиц, не являющихся застройщиками, и (или) выплата выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд; ликвидация освободившегося аварийного жилищного фонда; создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Разработчиком и исполнителем Подпрограммы 4 является Департамент капитального строительства города Севастополя (п.п. 4, 7 паспорта Подпрограммы 4).

Согласно п. 8 паспорта Подпрограммы 4 общий объем финансирования подпрограммы составит в редакции от:

- 30.07.2018 723607436,44 рубля, в том числе средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 413148260,28 рубля; средства бюджета города Севастополя - 310459176,16 рубля;

- 12.02.2019 723607436,44 рубля, в том числе средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 413148260,28 рубля; средства бюджета города Севастополя - 310459176,16 рубля;

- 15.04.2019 1213292,2 рубля, в том числе: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 696898,4 рубля; средства бюджета города Севастополя - 516393,8 рубля.

Средства Фонда и средства бюджета города Севастополя расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на территории города Севастополя, а также на выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.

Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками, оговорены в разделе VI, которым установлено, что в случае наступления внешнего риска, связанного с отсутствием финансирования из бюджета города Севастополя, исполнение Программы осуществляется путем перераспределения средств бюджета города Севастополя, выделенных для реализации Программы. В случае наступления организационного риска, последний урегулируется своевременной координацией исполнителем Программы иных органов государственной власти с целью оптимизации сроков административных процедур.

Информация о рисках реализации Подпрограммы 4 и мерах по управлению этими рисками полностью соответствует разделу VI Программы.

Механизм реализации Подпрограммы 4 определен в разделе VII паспорта последней, согласно которого процедура переселения граждан из аварийного жилищного фонда заключается в переселении граждан, занимающих жилые помещения на условиях социального найма, в благоустроенные жилые помещения и предоставлении денежной компенсации за изымаемое имущество или предоставлении благоустроенного жилого помещения лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными в порядке, определенных ст.ст. 32, 85 ЖК РФ, главой VII.1 ЗК РФ, статьей 27 Закона города Севастополя №137-ЗС от 15.05.2015 года «О жилищной политике города Севастополя».

Собственник жилого помещения вправе обратиться в Департамент с заявлением о:

- предоставлении ему возмещения за изымаемое жилое помещение в виде денежной компенсации, размер которой определяется исходя из рыночной стоимости изымаемого имущества;

- предоставлении ему жилого помещения, меньшего по площади изымаемого жилого помещения.

Собственник изымаемого жилого помещения возмещает городу Севастополю разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и рыночной стоимостью изымаемого недвижимого имущества.

Собственник изымаемого жилого помещения освобождается от возмещения разницы между рыночной стоимостью предоставляемого и рыночной стоимостью изымаемого недвижимого имущества в случаях, установленных статьей 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя".

Реализация мероприятий Подпрограммы 4 осуществляется посредством приобретения жилых помещений в жилых домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), и (или) выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение для собственников, и (или) приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.

Департамент, являясь ответственным исполнителем, осуществляет текущее управление реализацией Подпрограммы 4, в рамках которой, в том числе:

- определяет объем средств городского бюджета, требуемых для реализации мероприятий Подпрограммы 4;

- осуществляет расходование финансовых средств, выделенных на переселение граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;

- осуществляет приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных жилых домах или помещениях, непригодных для проживания;

- осуществляет выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд или признанные непригодными для проживания, выкупной цены;

- предоставляет жилые помещения гражданам для переселения из аварийных многоквартирных жилых домов;

- осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию Подпрограммы 4;

Таким образом, приняв решение о признании аварийным и сносе домов по <адрес> в г. Севастополе ответственный исполнитель - Департамент капитального строительства города Севастополя, обязан выполнить переселение граждан из аварийного жилья в разумный срок в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации.

В нарушение пункта 2 распоряжения Правительства Севастополя -РП от ДД.ММ.ГГГГ, Департаментом капитального строительства города Севастополя жильцы квартир в жилом доме , а также жильцы квартир в жилом доме и жильцы квартир в жилом доме по <адрес> в г. Севастополе из аварийного жилья не переселены, названные жилые дома эксплуатируется по своему назначению, предусмотренные законом меры для расселения не приняты.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что на протяжении длительного времени Департамент капитального строительства города Севастополя реальных действий по переселению жильцов из указанного дома, в том числе путем обращения в суд, не предпринимал. При этом сроки переселения граждан неоднократно продлевались, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни и здоровью возможным обрушением аварийного здания.

Несмотря на то, что постановлениями Правительства Севастополя неоднократно вносились изменения в Программу в части изменения сроков и порядка расселения жильцов указанного дома, мероприятия по осуществлению переселения жильцов вышеуказанных квартир домов по <адрес> не проводились, доказательств обратного Департаментом не представлено.

Таким образом, Департамент капитального строительства города Севастополя, являясь единственным исполнителем Программы, дома по <адрес> в г. Севастополе, которые в установленном законом порядке признаны аварийными и подлежащими расселению, как ответственное лицо за осуществление Программы, возложенных на него обязанностей по приобретению жилых помещений для расселения жильцов из аварийных домов в установленные сроки не выполнил, как и не принял необходимых мер по предотвращению рисков реализации Программы, указанных в разделе VI последней. При этом, доводы жалобы бездеятельность административного ответчика не опровергают и о принятии всех необходимых мер не свидетельствуют.

Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы жалобы выводов суда не опровергают, как и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для их удовлетворения не имеется.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 22 января 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Председательствующий

        судьи

33а-1983/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурору города Севастополя
Ответчики
Департамент капитального строительства города Севастополя
Другие
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Правительство города Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
25.06.2020Передача дела судье
21.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2020Передано в экспедицию
21.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее