Решение по делу № 2а-2124/2021 от 11.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

дело № 92RS0002-01-2021-002459-36производство № 2а-2124/2021

25 мая 2021 года                                                       город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи МОЦНОГО Н.В.,

при секретаре судебного заседания МОВСЕСЯН А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гаражно-строительного кооператива "Гавань" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа в предоставлении государственной услуги незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление,

У С Т А Н О В И Л:

В мае 2021 года представитель ГСК "Гавань" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 08.02.2021 г. в предоставлении Гаражно-строительному кооперативу «Гавань» государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление ГСК «Гавань» и издать распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Требования иска мотивированы тем, что 14.12.2020 года председателем правления кооператива ФИО2, как представителем юридического лица ГСК «Гавань», через МФЦ подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление с приложениями подано в рамках Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017 г.

08.02.2021 года и.о. заместителя начальника Управления земельных отношений - начальник отдела оказания государственных услуг принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:

- в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в случае, если у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на строение или сооружение, расположенное на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения. При рассмотрении представленных материалов было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены гаражные боксы, однако в составе представленных с заявлением материалов отсутствуют сведения о принадлежности строений (сооружений), расположенных на испрашиваемом земельном участке.

- согласно приложенного кадастрового паспорта на земельный участок, правообладателем земельного участка является: Гаражно-строительный кооператив «Гавань», земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя был сделан межведомственный запрос в ЕГРН, согласно выписке из ЕГРН сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу:                               г. Севастополь, <адрес>, отсутствуют.

Административный истец считает решение административного ответчика об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории незаконным и подлежащим отмене.

По мнению административного истца, пресикательная дата 01 января 2020 года, указанная в п. 29 ст. 34 Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", свидетельствует о незаконности отказа административного ответчика в предоставлении государственной услуги на основании п. 7 ст. 2 Закона г. Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 года.

Пункт 32 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ указывает, что предусмотренные частями 29-31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года. Закон г. Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» принят Законодательным Собранием г. Севастополя 24 ноября 2016 г., подписан Временно исполняющим обязанности Губернатора г. Севастополя 07 декабря 2016 г.

Таким образом, применение Закона г. Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016    г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги административному истцу является незаконным.

Все предусмотренные указанным Административным регламентом документы были предоставлены в адрес административного ответчика согласно расписке в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги от 14.12.2020 г.

Также дополнительно административным истцом были поданы: заявление на имя Директора административного ответчика об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с перечислением кадастровых номеров и обоснованием позиции административного истца, информация о кадастровых номерах объектов капитального строительства (гаражей), расположенных на территории ГСК «Гавань», с перечислением фамилий собственников и номеров гаражей.

В нарушение Административного регламента административный ответчик в своем отказе не сослался ни на одно из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Гаражно-строительный кооператив «Гавань» является правообладателем спорного земельного участка и относится к категории юридических лиц, которые переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на такое же право, при этом срок переоформления законом не ограничен.

Этот факт подтвержден решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 27 января 2021 г. по административному делу № 2а-533/2021 по иску ГСК «Гавань» к Управлению государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке, явку представителей не обеспечили, что в силу положений ч. 7 ст. 150 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела доводы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Установлено, что 14.12.2020 года председателем правления кооператива ФИО2, как представителем юридического лица ГСК «Гавань», через МФЦ подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявление с приложениями подано в порядке Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017 года.

08.02.2021 года и.о. заместителя начальника Управления земельных отношений - начальник отдела оказания государственных услуг письмом                № ГУ-исх-1025/21 сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги по следующим основаниям:

- в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя в случае, если у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на строение или сооружение, расположенное на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения. При рассмотрении представленных материалов было выявлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены гаражные боксы, однако в составе представленных с заявлением материалов отсутствуют сведения о принадлежности строений (сооружений), расположенных на испрашиваемом земельном участке.

- согласно приложенного кадастрового паспорта на земельный участок, правообладателем земельного участка является: Гаражно-строительный кооператив «Гавань», земельный участок предоставлен на праве: постоянного (бессрочного) пользования, однако Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя был сделан межведомственный запрос в ЕГРН, согласно выписке из ЕГРН сведения о правообладателе земельного участка, расположенного по адресу:                              г. Севастополь, <адрес>, отсутствуют.

В соответствии с п. 6 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Вышеуказанный перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Наряду с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ на территории города Севастополя применяется Закон г. Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», в п. 7 ст. 2 которого содержится основание для отказа, в частности:

- отсутствие у заявителя правоустанавливающих документов на здания, строения, сооружения, расположенные на земельном участке, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой его расположения, за исключением образования земельного участка, предоставление которого осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 32 статьи 34 этого же федерального закона предусмотрено, что предусмотренные частями 29 - 31 настоящей статьи законы субъектов Российской Федерации могут быть приняты не позднее 1 января 2016 года.

Закон города Севастополя № 299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» принят Законодательным Собранием г. Севастополя 24 ноября 2016 г., подписан Временно исполняющим обязанности Губернатора г. Севастополя 07 декабря 2016 г.

В соответствии со статьей 3 данный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания города Севастополя). Начало действия документа - 18.12.2016 года.

Таким образом, применение положений Закона г. Севастополя                        № 299-ЗС от 07.12.2016 г. «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги административному истцу не основано на выше приведенных положениях ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ.

В соответствии с подразделом 2.6.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017    г., установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем.

При разделе земельного участка, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования:

1) заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (Приложение № 1);

2) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

4) документ, удостоверяющий личность заявителя;

5) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении муниципальной услуги обращается представитель заявителя;

6) копия приказа о назначении на должность, копия устава (для юридических лиц);

7) свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуального предпринимателя);

8) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица, в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

10) согласие в письменной форме землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.

11) заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены Департаментом посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Все предусмотренные вышеуказанным Административным регламентом документы были предоставлены ГСК «Гавань» в адрес административного ответчика согласно расписке в получении документов на предоставление государственной и муниципальной услуги от 14.12.2020 года.

Также дополнительно кооперативом были поданы: заявление на имя Департамента по имущественным и земельным отношениям об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории с перечислением кадастровых номеров и обоснованием позиции административного истца, информация о кадастровых номерах объектов капитального строительства (гаражей), расположенных на территории ГСК «Гавань», с перечислением фамилий собственников и номеров гаражей.

Согласно подразделу 2.9 Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории", утвержденного распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № 9052-РДЗ от 27.06.2017    г. утвержден исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельною кодекса Российской Федерации;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка, а также совпадение, наложение, несводка с границами ранее предоставленного земельного участка;

- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;

- расположение на земельном участке объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, принадлежащих третьим лицам, в случае обращения иных лиц с заявлением об утверждении схемы;

- иных случаях, установленных законами города Севастополя.

В нарушение указанного подраздела Административного регламента административный ответчик в своем отказе от 08.02.2021 года № ГУ-исх-1025/21 не сослался ни на одно из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», город Севастополь принят в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона № 6 от 17.12.2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона                           № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г., на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г., на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ определено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2.1 ст. 3 того же Закона Пункт 2 настоящей статьи не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены:

- некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства;

- организациям, при которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками;

- гаражным потребительским кооперативам.

Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, и сроком не ограничивается.

Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными юридическим лицам, указанным во втором и в третьем абзацах настоящего пункта, должно быть осуществлено до 1 января 2024 года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Севастополя от 25.07.2014 г.                         № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона г. Севастополя от 25.07.2014 г. № 46-ЗС в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с ч. 3-6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в

Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является    единственным    доказательством    существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, учитывая приведенное выше ГСК «Гавань» является правообладателем земельного участка и относится к категории юридических лиц, которые переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на такое же право, при этом срок переоформления законом не ограничен.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.

Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.

Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

Оспариваемое решение административного ответчика не содержат разъяснений относительно того, каким конкретно критериям обращения заявителя, а в рассматриваемом случае гаражно-строительного кооператива, не соответствует и какие действия он должен совершить.

В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, по каким основаниям кооперативу не может быть согласована схема расположения земельного участка. При этом, административный истец факт нарушения своих прав доказал.

Федеральный законодатель по делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствие его содержания нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложил на административного ответчика (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В нарушения приведенных положений процессуального закона административным ответчиком не предоставлены суду какие-либо доказательства, свидетельствующие о правомерности отказа гаражно-строительному кооперативу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление Гаражно-строительного кооператива «Гавань» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Гаражно-строительного кооператива "Гавань" удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 08.02.2021 года, изложенный в письме № ГУ-исх-1025/21, в предоставлении Гаражно-строительному кооперативу «Гавань» государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Возложить обязанность на Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя повторно рассмотреть заявление Гаражно-строительного кооператива «Гавань» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Гаражно-строительный кооператив "Гавань" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен 01.06.2021 года.

Председательствующий по делу

судья                                                      /подпись/                  Н.В. Моцный

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                Н.В. Моцный

2а-2124/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ГСК Гавань
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Кочергина Юлия Николаевна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация административного искового заявления
12.05.2021Передача материалов судье
13.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
01.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее