УИД: №
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием прокурора - заместителя прокурора Усть-Куломского района РК Зина Г.В., представителя ответчика – главы СП «Кебанъёль» Валуйских А.И., третьего лица Мищишиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Кебанъёль» о возложении обязанности обеспечить водоснабжение,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился с иском в суд, в интересах неопределённого круга лиц, к администрации сельского поселения «Кебанъёль» об обязании обеспечить водоснабжение домовладений, расположенных по <адрес>, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.
В обоснование иска указано, что проверкой установлено, что на территории <адрес> расположены <адрес>, на которых имеется 47 домовладений, в которых проживает 236 человек. Из указанных 47 домовладений, по информации администрации СП «Кебанъёль», 23 обеспечены централизованным водоснабжением (по <адрес> – 22, по <адрес> – 1). Вместе с тем, данное водоснабжение представляет собой водопроводную сеть, самостоятельно проведенную жильцами данных домов. Помимо данного водопровода на <адрес> расположена 1 водоразборная колонка, эксплуатируемая АО «Коми бытовая компания». Водоснабжение домовладений посредством указанной скважины нельзя признать, надлежащим. Так, в соответствии с п. 11.19 СП 31.13330.2021. «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2021 № 1016/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Следовательно, для обеспечения холодного водоснабжения жителей домовладений, расположенных на двух улицах населенного пункта, данной водоразборной колонки недостаточно. Согласно информации территориального отдела управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Куломском районе, в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно фиксировались неудовлетворительные по показателям общего железа, мутности пробы воды с вышеуказанной водоразборной колонки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации СП «Кебанъёль» возложенных на них обязанностей по обеспечению водоснабжения в граница сельского поселения.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. В судебном заседании уточнил срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца Мищишина И.С. в суде иск поддержала.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Кебанъёль» в судебном заседании участвовал, с исковыми требованиями согласился, просил установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он реальный, администрация попала в народную программу, решение суда будет исполнено до ДД.ММ.ГГГГ. Представил письменный отзыв с признанием исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика администрации муниципального района «Усть-Куломский», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве указал, что с учетом народных проектов, планируемых к реализации на территории МР «Усть-Куломский» в ДД.ММ.ГГГГ, а именно «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>», «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>», необходимо срок для исполнения судебного решения установить до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку обеспечить водоснабжением домовладения возможно после выполнения определенных действий, с учетом требований действующего законодательства.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения иска при имеющейся явке лиц.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В ч. 1 ст. 39 ГПК РФ закреплено положение, согласно которому ответчик вправе признать иск полностью или частично.
Признание иска есть распорядительное действие ответчика, означающее согласие на удовлетворение предъявленных к нему материально-правовых требований истца. Оно является свободным волеизъявлением, соответствующим субъективному праву ответчика, и направлено на окончание дела вынесением решения об удовлетворении иска.
Признание иска должно быть свободным волеизъявлением, выраженным ответчиком в соответствии с принадлежащим ему субъективным правом. Принимая признание иска, суд выносит решение, в мотивировочной части которого ссылается на признание как на основание удовлетворения иска.
На основании изложенного, принимая во внимание, что согласие с иском со стороны ответчиком чьи-либо права не нарушены, суд принимает признание иска ответчиком, и считает возможным положить в основу решения, вместе с тем, дать юридическую оценку заявленному спору.
Прокуратурой района в связи с обращением гражданина об отсутствии водоснабжения в <адрес>, установлено, что на территории <адрес> расположены <адрес>, на которых имеется 47 домовладений, в которых проживает 236 человек. Из указанных 47 домовладений, по информации администрации СП «Кебанъёль», 23 обеспечены централизованным водоснабжением (по <адрес> – 22, по <адрес> – 1). Данное водоснабжение представляет собой водопроводную сеть, самостоятельно проведенную жильцами данных домов. Помимо данного водопровода на <адрес> расположена 1 водоразборная колонка, эксплуатируемая АО «Коми бытовая компания». В соответствии с п. 11.19 СП 31.13330.2021. «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.12.2021 № 1016/пр, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Следовательно, для обеспечения холодного водоснабжения жителей домовладений, расположенных на двух улицах населенного пункта, данной водоразборной колонки недостаточно.
В связи, с чем прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с настоящим иском в суд.
Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», полномочий по решению вопросов организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения» органам местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский», на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ переданы полномочия по решению вопросов организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения и по актуализации схем водоснабжения и водоотведения (далее - полномочия) согласно приложению.
Между администрацией муниципального района «Усть-Куломский» и администрацией сельского поселения «Кебанъёль» на исполнение переданных полномочий заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №в.
Администрацией муниципального района «Усть-Куломский» совместно с администрацией СП «Кебанъель» в целях организации водоснабжения населения в границах сельского поселения «Кебанъель» в Администрацию Главы Республики Коми для участия в отборе народных проектов, планируемых к реализации в ДД.ММ.ГГГГ, был направлены, в том числе, проекты «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>», «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>».
Комиссией Администрации Главы Республики Коми в ДД.ММ.ГГГГ народные проекты: «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>», «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>» рассмотрены и признаны прошедшими отбор.
Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень народных проектов, планируемых к реализации на территории МР «Усть-Куломский» в ДД.ММ.ГГГГ.
В отзыве администрация муниципального района «Усть-Куломский» указала, что согласно этапам реализации проекта «Народный бюджет», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации Указа Главы Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № «О проекте «Народный бюджет» в Республике Коми» (приложение 1) (далее - Постановление №), а именно V этапу, - реализация органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, поселений народных проектов, прошедших отбор, совместно с населением соответствующего муниципального образования, осуществляется до 1 ноября очередного года, следующего за годом начала I этапа.
Для реализации проектов необходимо выполнить следующие мероприятия: организация софинансирования проекта населением (сбор средств, заявленных в качестве софинансирования от граждан - ДД.ММ.ГГГГ; приобретение оборудования, заключение договоров на поставку материалов (полимерные кольца, люки, днища, трубы ПВХ, муфта, 2 колонки и т.д. - ДД.ММ.ГГГГ; проведение работ по обустройству водоразборной колонки: - Разработка грунта под колодцы; прокладка трубопровода; устройство водопроводных колодцев; установка водоразборных колонок - ДД.ММ.ГГГГ; благоустройство территории в местах проведения работ (восстановление покрытия, проведение подсыпки в местах осадки грунта и т.д.). Освещение в социальных сетях, СМИ, сайте администрации - ДД.ММ.ГГГГ.
Решая спор по существу, суд руководствуется следующими нормами закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» одна из целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно положениям ч. 3 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ч. 1 ст. 1) (далее - ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ).
Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения (ч. 1 ст. 3 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения указаны в ч. 2 ст. 3 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ, к которым в том числе относятся: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Нецентрализованная система холодного водоснабжения представляет собой сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (п. 13 ст. 2 ФЗ).
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) с 01.01.2015 к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 15 этого же Федерального закона органы местного самоуправления, в том числе муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
При этом передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.
Согласно ч. 9 ст. 7 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п. 71 которых предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с указанными Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников (п. 72). Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 73).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по организации в границах муниципального района, в том числе на территориях сельских поселений водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, и в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение - обязанность организовать водоснабжение иными способами.
Из материалов дела следует, что одной водоразборной колонки, обеспечивающей холодным водоснабжением жителей домовладений, расположенных по <адрес>, недостаточно.
С учетом указанных выше норм действующего законодательства обязанность по организации по <адрес> водоснабжения населения возлагается на орган местного самоуправления - администрацию муниципального района «Усть-Куломский». Однако суду представлено заключенное ДД.ММ.ГГГГ Соглашение о передаче администрацией муниципального района «Усть-Куломский» администрации сельского поселения «Кебанъель» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полномочий по решению вопросов организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения и по актуализации схем водоснабжения и водоотведения.
При таких обстоятельствах исполнение обязанности по организации водоснабжения домовладений, расположенных по <адрес> должно быть возложено на орган местного самоуправления – администрацию сельского поселения «Кебанъёль».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В соответствие с п. 75 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Отсутствие водоснабжения домовладений, расположенных по <адрес> напрямую нарушает права граждан на охрану здоровья населения, качество жизни и деятельности, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, на получение воды, причиняет неудобства, так как лишает возможности пользоваться водой надлежащего качества.
При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования прокурора в отношении ответчика администрации сельского поселения «Кебанъёль», устанавливая срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд учитывает, просьбу ответчика установить срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ; согласие прокурора для установления срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ; с учетом срока реализации народного проекта «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>», «Обустройство водоразборных колонок по <адрес>» и этапов реализации проекта «Народный бюджет», утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 20.05.2016 № 252 «О мерах по реализации Указа Главы Республики Коми от 13 мая 2016 г. № 66 «О проекте «Народный бюджет» в Республике Коми» достаточен для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района Республики Коми удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Кебанъёль» (ОГРН №, ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить водоснабжение домовладений, расположенных по <адрес>, в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.