Дело № 2-1112/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Вежниной Н.А.,
при секретаре Суровицыной А.А.,
с участием представителя третьего лица ОМВД России по г. Инта – Батковой А.В.,
представителя третьего лица Прокуратуры РК - Вертинской Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инта Республики Коми 27 сентября 2018 года дело по иску Хасанова В. В. к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Хасанов В.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда в размере <....> руб. В обоснование исковых требований истец указал, что в разные периоды времени он находился под стражей в ИВС при ОМВД России по г. Инте с __.__.__ по __.__.__. За весь период его содержания под стражей в камерах <....> ИВС при ОМВД России по г. Инте нарушались его права длительным содержанием под стражей в бесчеловечных, пыточных и унижающих человеческое достоинство условиях, о чем говорит полное отсутствие оконных проемов в камерах и естественного дневного света, а также недостаточное искусственное освещение; камеры изолятора не соответствуют по площади на одного заключенного под стражу, т.к. содержание 4 заключенных в одной камере площадью 10 кв.м. нарушает все нормы законов; отсутствие естественного проветривания и не работающая искусственная вентиляция; присутствие в камерах мышей; отсутствие нормальных санитарно-бытовых условий в камерах, постоянная сырость, удушье и недостаток кислорода; отсутствие табуреток и скамеек по лимиту мест в камере, пищу приходится употреблять стоя; отсутствие нормального сантехнического оборудования, санузел устарел физически; нет разделения на курящих и некурящих; полное отсутствие косметического ремонта, грибок на стенах и полке; при этапировании в ФКУ СИЗО-3 г. Воркута индивидуальный рацион питания, выдаваемый в ИВС г. Инта не соответствует требованиям и нормативам; спальная кровать в камере находится в одном метре от санузла, который не оборудован, от помещения не отделен. Истцу причинены лишение каких-либо гражданских прав, нравственные, депрессивные, физические страдания, ощущение незащищенности. Содержание в ИВС носило жестокий, бесчеловечный характер и являлось пыткой для него. В связи с чем, истец просит взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 1 500 000 руб.
Определением Интинского городского суда Республики Коми от 03.08.2018 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство внутренних дел Российской Федерации. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, привлечена прокуратура Республики Коми.
Ответчики – Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, МВД РФ о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд своих представителей не направили.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми представило отзыв на иск, указав, что требования не признает ввиду отсутствия доказательств незаконных действий (бездействия) в отношении Хасанова В.В. должностными лицами ОМВД России по г. Инте.
МВД по Республике Коми в судебное заседание своего представителя не направил. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении исковых требований. Заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования ОМВД России по г. Инте.
Представитель третьего лица - отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Инте в судебном заседании требования не признала.
Представитель третьего лица - прокуратуры Республики Коми Вертинская Г.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании также полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Хасанов В.В. содержался в Изоляторе временного содержания ОМВД России по ____ с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__); с __.__.__ по __.__.__ (камера №__), что подтверждается информацией ОМВД России по г. Инте.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Порядок и условия содержания лиц под стражей в изоляторах временного содержания регулируется Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее – Федеральный закон от 15.07.1995). Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (ст. 7).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец ссылается на недостаточность искусственного освещения в камерах ИВС в оспариваемые периоды, а также на отсутствие окон, то есть отсутствие естественного освещения и вентиляции.
Согласно п. 2.1.1 Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34, помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение.
Решением Интинского городского суда от __.__.__ по делу №__ по иску прокурора г. Инты на ОМВД России по г. Инте возложена обязанность обеспечить естественное освещение камер ИВС ОМВД России по г. Инте в срок до __.__.__.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Определением Интинского городского суда от __.__.__ по делу №__ ОМВД России по г. Инте предоставлена отсрочка исполнения решения Интинского городского суда Республики Коми от __.__.__ по делу №__ на срок до __.__.__.
Вступившее в законную силу решение Интинского городского суда по делу №__ до настоящего времени не исполнено.
В соответствии с комиссионным актом обследования реконструкция здания ИВС ОМВД России по г. Инте невозможна в связи с ветхостью.
Согласно п. 3.1.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 осветительные установки, независимо от используемых источников света и световых приборов, должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению, изложенные в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (показатели освещенности помещений жилых зданий) предусматривает, что в жилых комнатах при искусственном освещении освещенность рабочих поверхностей должна составлять не менее 150 лк.
ОМВД России по г. Инте представлен суду акт санитарно-эпидемиологического обследования № 13 от 12.07.2018, составленный по результатам проверки ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД России по РК", согласно таблицы 1 данного акта показатели искусственной освещенности в камерах ИВС соответствует нормативу (150 лк).
Согласно п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, камеры ИВС оборудуются приточной и/или вытяжной вентиляцией. Согласно актам проверки санитарно-эпидемиологического состояния, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-арестованных, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Инте от 24.10.2017 № 31 и от 22.01.2018 № 1 система общей вентиляции (в виде искусственной вытяжной с механическим побуждением) во всех камерах ИВС функционирует исправно.
Статья 23 Федерального закона от 15.07.1995 устанавливает санитарную норму в камере на одного человека в размере 4 квадратных метра.
Согласно технического паспорта камеры ИВС ОМВД России по г. Инте имеют площади: №__ кв. м, №__ кв.м., №__, №__ – по №__ кв. м, №__ – №__ кв.м., №__ – №__ кв.м., №__ – №__ кв. м, №__ – №__ кв. м, №__ – №__ кв. м, №__ – №__ кв. м, следовательно предназначены для содержания не более, чем по 2 человека в камере. Представленными ОМВД России по г. Инте документами подтверждается, что норма санитарной площади в отношении истца была нарушена не существенно, исключая период содержания в камере №__ с __.__.__ по __.__.__.
Стандартные минимальные правила обращения с заключенными, принятые первым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и утвержденные Экономическим и социальным советом в резолюциях от 31.07.1957 и от 13.05.1977, в частности, предусматривают, что каждый заключенный должен быть обеспечен пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья и сил, имеющую достаточно хорошее качество.
Статьей 22 Федерального закона от 15.07.1995 и п. 42 Правил внутреннего распорядка ИВС определено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ. Согласно пункту 152 указанных Правил подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 установлены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормы питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время. Пунктами 4, 4(1) указанного Постановления установлено, что нормативные акты, конкретизирующие и дополняющие указанные нормы питания, должны быть изданы Министерством юстиции РФ и Министерством внутренних дел РФ.
Во исполнение указанного Постановления Министерством юстиции РФ издан Приказ от 26.02.2016 № 48, которым установлен, среди прочего, рацион питания для осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время (приложение № 6). Согласно указанному Приказу он распространяется на осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний. Указанный рацион в расчете на одного человека в сутки составляет: хлебцы из муки пшеничной 200 г., консервы мясные, мясорастительные, мясофаршевые, овощные в общем количестве 650 г., сахар 60 г. и чай 4 г. В примечании к указанному рациону установлено, что при нахождении в пути следования свыше 6 часов время округляется до полных суток.
Во исполнение Постановления Правительства от 11.04.2005 № 205 Приказом Министерства внутренних дел РФ от 19.10.2012 № 966 установлены соответствующие рационы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ. Приложением № 4 к указанному Приказу установлен рацион питания, если предоставление горячей пищи невозможно. Указанный рацион в расчете на одного человека в сутки составляет: хлеб или хлебцы 500 (300) г., консервы мясорастительные или мясоовощные 750 г., сахар 45 г. и чай 3 г. Порядок расчета размера пайка в зависимости от продолжительности периода, когда предоставление горячей пищи невозможно, указанным нормативным актом не установлен.
В соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Прямо нормативными актами, регулирующими описанные правоотношения, вопрос обеспечения питанием на период конвоирования из изоляторов временного содержания в другое учреждение не урегулирован, в связи с чем, для случаев конвоирования в другое учреждение из ИВС следует применять по аналогии п. 152 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 № 950.
Следовательно, Хасанову В.В. на путь следования до СИЗО-3, выдаваемый паек являлся очевидно недостаточным, не соответствующим по составу установленным требованиям (приложение № 4 (приложение № 5 к Приказу МВД РФ от 19.10.2012 № 966), не соответствующим нормам замены одних продуктов питания другими (приложение № 5 к Приказу МВД РФ от 19.10.2012 № 966).
Актом проверки санитарно-эпидемиологического состояния, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, административно-арестованных, содержащихся в ИВС ОМВД России по ____ от __.__.__ №__ замеры температуры и влажности проводились в камерах ИВС с помощью прибора Метеометр МЭС 200А и соответствуют нормативам. Влажность в камере №__ составляет 30%, в камере №__ – 30%, №__ – 34%, в камере №__ – 31%, в камере №__ – 31%, в камере №__ – 30%, №__ – 32%, в камере №__ – 30%, в камере №__ – 32%, в камере №__ – 32%.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка ИВС камеры ИВС оборудуются: столом и скамейками по лимиту мест в камере.
Актом от __.__.__ №__ подтверждается что в камерах №№__ установлено по 1 столу и 1 табурету, в камере №__ – 1 стол и 2 табурета, в камере №__ – 1 стол и 3 табурета. Таким образом, в камерах №№__, где содержался Хасанов В.В. стол и табурет имеются, но не по лимиту мест.
В силу п. 122 Правил внутреннего распорядка ИВС администрация ИВС обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно акта от 24.10.2017 № 31 (проверены журналы учета регистрации дезинфекции (дезинсекции) камер), во всех камерах ИВС грызунов, следов жизнедеятельности грызунов (помет, погрызы, норы) не обнаружены, дератизационные работы в ИВС с профилактической целью регулярно проводятся штатным дезинфектором, отметки в журнале имеются.
Как усматривается из акта проверки Федерального казенного учреждения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Коми» от 22.01.2018 № 1, полы, потолки и стены камер, коридоров, административных помещений и душевого помещения ИВС имеют многочисленные нарушения целостности покрытия, во всех камерах нагревательные приборы (отопительные батареи) имеют дефекты покрытия (сколы краски и эмали, трещины, следы ржавчины). Таким образом акт указывает на отсутствие косметического ремонта в камерах ИВС, однако не содержит сведений о наличии грибка на стенах и потолке.
Согласно п. 45 Правил внутреннего трудового распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 № 950 (далее – Правила внутреннего распорядка ИВС), камеры ИВС оборудуются краном с водопроводной водой; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Пункт 3 Акта от 24.10.2017 № 31 по результатам осмотра и проверки канализации (смыва) во всех камерах ИВС отсутствует запах экскрементов и разлагающейся органики, сантехническое оборудование находится в исправном состоянии.
Фотографиями камер ИВС ОМВД России по г. Инте подтверждено, что в камерах имеется перегородка, отделяющая туалет от помещения камеры (л.д. 33-39), следовательно, условие приватности при обустройстве санузлов в камерах ИВС выполняется.
Истец указывает на отсутствие разделения курящих и не курящих подозреваемых и обвиняемых.
В силу ст. 33 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Нормы о материально-бытовом обеспечении подозреваемых и обвиняемых содержатся в пунктах 40 - 58 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 № 950.
Здание ИВС нетиповое, построено в 1972 году. Реконструкция здания не возможна, в связи с чем, отсутствует возможность разделения курящих и некурящих подозреваемых и обвиняемых в камерах ИВС, то есть данное обстоятельство обусловлено объективными причинами.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено п. 2 ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от __.__.__ №__ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является доказанный факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Учитывая характер допущенных в ИВС ОМВД России по ____ нарушений, можно сделать вывод, что в результате указанных нарушений истец мог испытывать бытовые неудобства, что скорее может свидетельствовать о нарушении имущественных прав истца, чем о нарушении его личных неимущественных прав. Материалы дела не содержат доказательств того, что истец претерпевал физические и нравственные страдания. Из материалов дела следует, что Хасанов В.В. осужден, совершая преступления, истец должен был ожидать, что будет помещен в некомфортные условия ИВС. Также суд учитывает степень вины причинителя вреда и характер допущенных нарушений. Все перечисленные нарушения возникают вследствие того, что здание ИВС ОМВД России по г. Инте не соответствует современным требованиям, а его реконструкция невозможна в силу технических причин, устранение нарушений возможно только путем строительства нового здания ИВС. Таким образом, требования истца о взыскании компенсации морального вреда суд находит подлежащими отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Хасанову В. В. в иске к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда в размере <....>.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление прокурора в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено __.__.__.
Судья- Н.А.Вежнина