Дело № 2а-455/2021
УИД 43RS0010-01-2021-000561-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 апреля 2021 г. г. Вятские Поляны
Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Логинов А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области к Мельникову А.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мельникову А.А., в котором просили взыскать за счет имущества с административного ответчика в доход бюджета недоимку и пени в сумме 19 072,74 руб., в том числе:
транспортный налог с физических лиц за 2019 год – 13 650 руб.;
пени за несвоевременную уплату транспортного налога – 206,57 руб.;
налог на имущество физических лиц за 2019 год – 5 150 руб.;
пени за несвоевременную уплату налога на имущество – 66,17 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Мельников А.А. является налогоплательщиком транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ. Согласно сведений, представленных Управлением ГИБДД УВД по Кировской области, Мельников А.А. имеет зарегистрированное транспортное средство: автомобиль грузовой ЗИЛ-133ГЯ, гос. регистрационный знак №, с мощностью двигателя 210 л.с. Административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2019 год не позднее 01.12.2020 в сумме 13 650 руб. (210 л.с. х 65 руб.). За несвоевременную уплату налога за 2018 год (налог по сроку уплаты 03.12.2019 уплачен 24.04.2020), за 2019 год в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 206,57 руб.
Кроме того, Мельников А.А. в соответствии со ст. 400 НК РФ признается налогоплательщиком налога на имущество, как физическое лицо, обладающее правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения согласно ст. 401 НК РФ. Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, налогоплательщик является собственником (до 02.03.2020) <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>, а также иных строений, помещений, сооружений по адресу: г. Вятские Поляны, ул. Энергетиков, д. 13а. Административный ответчик обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2019 год не позднее 01.12.2020 в сумме 5 150 руб. За несвоевременную уплату налога за 2018 год (налог по сроку уплаты 03.12.2019 уплачен 24.04.2020), за 2019 год в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме 66,17 руб.
Административному ответчику направлено требование № от 29.06.2020 об уплате пени в срок до 17.11.2020, № от 10.12.2020 об уплате налога и пени в срок до 19.01.2021. До настоящего времени сумма налога и пени налогоплательщиком добровольно не уплачена. 26.02.2021 мировым судьей судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области судебный приказ о взыскании с Мельникова А.А. недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество отменен по заявлению должника. Ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя инспекции.
Административный ответчик Мельников А.А. представил возражения относительно административных исковых требований, в которых указал, что 16.10.2020 возбуждено уголовное дело по факту тайного хищения в конце 2012 года автомобиля ЗИЛ-133ГЯ. Полагает, что указанное транспортное средство не является объектом налогообложения и транспортный налог за него исчисляться не должен. Также указывает, что из текста административного искового заявления не понятно, за какое недвижимое имущество, и в каком размере начислен налог. Определением Арбитражного суда Кировской области от 26.01.2021 завершена процедура реализации его имущества, он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе, требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина. Все принадлежащее ему имущество продано финансовым управляющим достаточно давно. Просил в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области отказать. Относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства административный ответчик возражений не представил.
Представитель Административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области Коркина Н.М. представила отзыв на возражения Мельникова А.А., в котором указала, что в постановлении о возбуждении уголовного дела от 16.10.2020 № месяц совершения угона не определен, прекращение взимания транспортного налога следует осуществлять начиная с 16.10.2020, со дня, когда было возбужденного уголовное дело по факту угона. То есть, транспортный налог за 2019 год Мельникову А.А. исчислен правомерно. Также указала, что налог на имущество административному ответчику исчислен правильно, поскольку до 02.03.2020 он являлся собственником <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>, а также до 27.02.2020 собственником офиса по адресу: <адрес>. На основании п. 1 и п. 2 ст. 5, п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате налога не были включены в реестр требований кредиторов по делу № А28-835/2016, в связи с чем, сохраняют силу и предъявляются в общем порядке.
Согласно ч. 2 ст. 140, ч. 3 ст. 291, ст. 292 КАС РФ данное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
Изучив материалы дела, суд находит административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области подлежащим удовлетворению.
Ст. 57 Конституции Российской Федерации и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
П. 2 ч. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Административный ответчик Мельников А.А. выражает несогласие относительно начисления в отношении него транспортного налога и пени. Полагает, что указанное транспортное средство не является объектом налогообложения, транспортный налог за автомобиль марки ЗИЛ-133ГЯ исчисляться не должен, поскольку 16.10.2020 СО МО МВД России «Вятскополянский» возбуждено уголовное дело по факту тайного хищения данного автомобиля.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В отношении легковых автомобилей регистрирующим органом является Управление ГИБДД УМВД России.
Согласно ч. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из п. 1 ст. 363 НК РФ следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами за 2019 год в срок не позднее 01.12.2020.
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Кировской области от 28.11.2002 № 114-ЗО «О транспортном налоге в Кировской области» налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог в порядке и в срок, установленные ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.3 п. 2 ст. 4 Закона Кировской области от 28.11.2002 N 114-ЗО "О транспортном налоге в Кировской области" налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог по местонахождению транспортных средств согласно налоговому уведомлению равными долями в два срока.
Согласно материалам дела, административный ответчик является плательщиком транспортного налога, имеет в собственности автомобиль грузовой ЗИЛ-133ГЯ, гос. регистрационный знак №, с мощностью двигателя 210 л.с. и обязан уплатить транспортный налог за 2019 год не позднее 01.12.2020 в сумме 13 650 руб. (210 л.с. х 65 руб.).
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ, не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Из разъяснений, содержащихся в Письме Минфина России от 09.08.2013 N 03-05-04-04/32382 следует, что документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.
При отсутствии справки об угоне подтверждающим факт угона документом может также являться справка о возбуждении уголовного дела.
Согласно ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела служит заявление о преступлении. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимают решение о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела.
Постановлением следователя СО МО МВД России «Вятскополянский» от 16.10.2020 возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ, по факту тайного хищения автомобиля марки ЗИЛ-133ГЯ, гос. регистрационный знак №, принадлежащего Мельникову А.А.
Учитывая, что в постановлении месяц совершения угона не определен, прекращение взимания транспортного налога следует осуществлять начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело по факту хищения. Поэтому суд приходит к выводу о том, что транспортный налог за 2019 год Мельникову А.А. исчислен правомерно.
Как следует из материалов дела, за указанный период административным ответчиком транспортный налог не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год (налог по сроку уплаты 03.12.2019 уплачен 24.04.2020), за 2019 год в соответствии налогоплательщику начислены пени в сумме 206,57 руб.
Мельников А.А. в соответствии со ст. 400 НК РФ признается налогоплательщиком налога на имущество.
Согласно ч. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 406 НК РФ установлено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 ст. 402 НК РФ.
Из п. 1, п. 2 ст. 409 НК РФ следует, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, налогоплательщик является собственником:
- до 02.03.2020 <данные изъяты> доли квартиры по адресу: <адрес>,
- до 27.02.2020 собственником иных строений, помещений и сооружений (офиса) по адресу: <адрес>.
Административный ответчик обязан уплатить налог на имущество физических лиц за 2019 год не позднее 01.12.2020 в сумме 5 150 руб. (2 302 руб. налог за 2018 год, исчисленный в отношении квартиры, * коэффициент 1,1) + (2 380 руб. налог за 2018 год, исчисленный в отношении иного строения, помещения, сооружения (офис), * коэффициент 1,1).
Однако, за указанный период административным ответчиком налог не уплачен.
В соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога за 2018 год (налог по сроку уплаты 03.12.2019 уплачен 24.04.2020), за 2019 год налогоплательщику начислены пени в сумме 66,17 руб.
Согласно ст. 5, Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 20.04.2021) "О несостоятельности (банкротстве)" возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими и не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Поэтому заявленные требования относятся к текущим, а согласно п.5 ст.213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Данные требования не включались в реестр требований кредиторов по делу А28-835/2016 о признании ответчика банкротом, в связи с чем административный истец вправе предъявлять их в общем порядке. Доводы административного ответчика в этой части являются необоснованными.
Документально подтверждено, что Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области в соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ административному ответчику направлено требование № от 29.06.2020 об уплате пени в срок до 17.11.2020, № от 10.12.2020 об уплате налога и пени в срок до 19.01.2021.
Как видно из представленных административным истцом документов, налоговые требования и уведомление направлены налогоплательщику Мельникову А.А. и административным ответчиком не исполнены.
Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ). Требование об уплате налога направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Пункт 2 приведенной статьи предусматривает, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пени, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку 26.02.2021 мировым судьей судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области судебный приказ от 15.02.2021 отменен по заявлению должника, то 6-ти месячный срок обращения налогового органа в суд в данном случае не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Судом установлено, что административным истцом выполнены требования ст. 289 КАС РФ в части исполнения обязанностей по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, при этом позиция административного ответчика является необоснованной по вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области о взыскании с административного ответчика Мельникова А.А. в доход бюджета недоимки и пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ административный истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты госпошлины.
Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 762,91 руб. в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области удовлетворить.
Взыскать за счет имущества с Мельникова А.А. в доход бюджета недоимку и пени в сумме 19 072,74 руб., в том числе:
транспортный налог с физических лиц за 2019 год – 13 650 руб.;
пени за несвоевременную уплату транспортного налога – 206,57 руб.;
налог на имущество физических лиц за 2019 год – 5 150 руб.;
пени за несвоевременную уплату налога на имущество – 66,17 руб.
Взыскать с Мельникова А.А. госпошлину в размере 762,91 руб. в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
СУДЬЯ А.А. ЛОГИНОВ