Решение от 09.12.2019 по делу № 8Г-1285/2019 [88-841/2019] от 29.10.2019

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-841/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 09 декабря 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего судьи Меншутиной Е.Л. судей Киреевой И.А. и Петровой Ю.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2019 Выборгского городского суда Ленинградской области по иску Шустовой Натальи Александровны, Серова Владимира Полуэктовича к акционерному обществу «Выборгтеплоэнерго», обществу с ограниченной ответственностью «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» о признании действий по введению полного ограничения (прекращения) поставки природного газа на котельную, расположенную по адресу: Ленинградская область, город Выборг, ул. Промышленная, д. 4, незаконными, обязании незамедлительно восстановить подачу природного газа в полном объеме на котельную, обязании обеспечить бесперебойную подачу тепла добросовестным плательщикам многоквартирного жилого дома

по кассационной жалобе представителя ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» Лемберг Снежаны Ивановны на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 17 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Киреевой И.А., выслушав объяснения представителя ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» Лемберг С.И., поддержавшей доводы кассационной жалобы,представителя АО «Выборгтеплоэнерго» Астаховой О.Ю., представителя Шустовой Н.А., и Серова В.П. Филиппову Е.А. полагавших жалобу не подлежащей удовлетворению,

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Шустова Н.А. и Серов В.П. обратились в Выборгский городской суд с исками к АО «Выборгтеплоэнерго», ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» о признании незаконными действий по введению полного ограничения (прекращения) поставки природного газа с 22.10.2018 на котельную, расположенную по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4, обязании незамедлительно восстановить подачу природного газа в полном объеме на котельную, обслуживающую многоквартирные дома, обязании обеспечить бесперебойную подачу тепла добросовестным плательщикам дома № 2 по ул. Промышленная в г. Выборге.

В обоснование требований указали, что они проживают в указанном многоквартирном доме, в котором вследствие прекращения поставки природного газа на котельную, обслуживающую многоквартирные дома,

22.10.2018 было произведено отключение отопления. Считают, что им как добросовестным плательщикам не может быть прекращена поставка коммунальных услуг по подаче отопления и горячей воды в период отопительного сезона.

Определением суда иски объединены в одно производство.

16 апреля 2019 г. Выборгским городским судом постановлено решение, которым иски удовлетворены частично. Действия ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» признаны незаконными, ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» и АО «Выборгтеплоэнерго» обязаны обеспечить бесперебойную подачу тепла и горячей воды, подаваемых от котельной, потребителям - жителям многоквартирных домов. В удовлетворении остальной части исков отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 17 июля 2019 года решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2019 г. отменено в части обязания ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» обеспечить бесперебойную подачу тепла и горячей воды и изменено в части взыскания судебных расходов.

Абзацы третий и шестой резолютивной части решения Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2019 г. изложены в редакции, в которой акционерное общество «Выборгтеплоэнерго» обязано обеспечить бесперебойную подачу тепла и горячей воды, подаваемых от котельной, расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4, потребителям - Шустовой Н.А. и Серову В.П.

С АО «Выборгтеплоэнерго» в доход бюджета муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.

В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 16 апреля 2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» - без удовлетворения.

В кассационной жалобе ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» не согласно с вынесенным решением и апелляционным определением в части признания незаконными действий ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» по введению полного ограничения (прекращения) поставки природного газа с 15:00 22.10.2018 на котельную, расположенную по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул.

Промышленная, д. 4 в связи с существенным нарушением норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита законных интересов ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург».

Ссылается на то, что утвержденные в ноябре 2016 года Правительством РФ Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа № 1245 от 26.11.2016 (далее - Правила № 1245) прямо предусматривают необходимость введения ограничения поставки газа в отношении организаций-потребителей в связи с нарушением ими платежной дисциплины, несмотря на наличие у них абонентов, добросовестно оплачивающих потребленные ресурсы.

Так, согласно п.10 Правил № 1245, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 настоящих Правил.

При этом пункты 11 и 12 Правил № 1245 возлагают на потребителя, а не на ресурсоснабжающую организацию, обязанность по совершению определенных действий, направленных на обеспечение вырабатываемых при использовании газа ресурсов абонентам, не имеющим задолженности.

В нарушение п.п. 11,12 Правил № 1245 организацией-потребителем не были представлены в адрес Общества сведения об абонентах, не имеющих задолженности по договорам на оказание услуг по теплоснабжению, их численности, адресах, а также установленные им по договорам лимиты, что позволило бы Обществу рассчитать объем поставляемого организации-потребителю газа, в целях недопущения нарушения прав добросовестных абонентов при наличии таковых.

В материалах дела отсутствуют доказательства направления АО «Выборгтеплоэнерго» в адрес Общества сведений о подключенных к его сети абонентах, не имеющих задолженности, с указанием необходимого каждому из них объема топливно-энергетического ресурса и других сведений, содержащихся в подп. «в» п.12 Правил № 1245.

Указанными сведениями располагает только АО «Выборгтеплоэнерго», в связи с чем довод суда апелляционной инстанции, что Обществу было заведомо известно о наличии таких абонентов не основан на доказательствах, содержащихся в материалах дела.

Несмотря на уведомление Общества от 28.02.2018, повторное уведомление от 19.03.2018, предупреждение о принудительном ограничении от 19.10.2018 и прямое указание Правил № 1245, обязанности, предусмотренные п.п. 11, 12 Правил № 1245, АО «Выбортеплоэнерго» исполнены не были.

Невыполнение организацией-потребителем действий,

предусмотренных п.п. 11, 12 Правил № 1245, (в том числе по

предоставлению письменного расчёта с целью определения объема ограничения поставляемого газа), можно рассматривать как нежелание АО «Выборгтеплоэнерго» обеспечить подачу добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В соответствии с п.13 правил № 1245: «В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа...».

Таким образом, законодатель четко указывает на необходимость ограничения поставщиком поставки газа, в том числе добросовестным потребителям, в случае неисполнения организацией-потребителем требований Правил № 1245.

Именно эти действия и были совершены Обществом во исполнение требований нормативного акта.

Фактически суд признал незаконными действия Общества, совершенные строго в соответствии с требованиями нормативного акта - Правилами № 1245.

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации», утверждение правил ограничения поставки и отбора газа относится к полномочиям Правительства РФ. Правила № 1245 приняты Правительством РФ в установленном действующем законодательством порядке, данный нормативный акт до его издания прошел правовую экспертизу, не признан не соответствующим Конституции РФ или иным федеральным законам, в том числе Жилищному кодексу РФ.

Признавая действия ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» незаконными, апелляционный суд назвал действия ООО «Г азпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» «формальным исполнением положений Правил № 1245 по направлению в период отопительного сезона извещений и уведомлений в адрес потребителя АО «Выборгтеплоэнерго».

Между тем, в материалах дела помимо неоднократных уведомлений и извещений содержится справка о судебной работе ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» по взысканию задолженности с АО «Выборгтеплоэенерго».

Из прилагаемой справки о задолженности следует, что по каждому периоду поставки поставщик вынужден был обращаться в суд за взысканием задолженности с АО «Выборгтеплоэнерго».

На дату введения принудительного ограничения поставки газ

22.10.2018 накопилась задолженность за 7 месяцев поставки (с марта по сентябрь 2018 года) на сумму 147 млн. руб. и по итогам рассмотрения судебных дел оплата не поступала.

ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург», действуя как добросовестный участник гражданско-правовых отношений, исчерпав все возможности получения денежных средств за поставленный газ в судебном порядке, правомерно применило меры по принудительному ограничению поставки газа.

Кроме того, податель жалобы обращает внимание на то, что для недопущения ограничения поставки тепловой энергии социально­значимым объектам и населению организация-потребитель АО «Выборгтеплоэнерго» должно было использовать резервное топливо - мазут.

Ссылки суда апелляционной инстанции на служебную записку директора по производству о том, что котельная не имеет резервного топливного хозяйства и возможность работы котельной на резервном топливе, не соответствуют нормам материального права, поскольку наличие резервного топлива - это обязанность, а не право теплоснабжающей организации.

В соответствии с п. 49 «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Аналогичное условие содержится и в п. 3.11 договора поставки газа, согласно которому АО «Выборгтеплоэнерго» обязано обеспечить наличие и готовность к работе резервного топливного хозяйства с наличием запаса резервного топлива, а также переход на резервные виды топлива, альтернативные газу, в период отсутствия газоснабжения.

В соответствии с письмом Комитета по энергетическому комплексу и ЖКХ Администрации Ленинградской области от 08.07.2010 исх.№ ВС- 2383/10- 0-1 (л.д. 135, 198 том I, л.д. 25 том II), в качестве резервного топлива для котельной в г. Выборг, на ул. Промышленная д. 4, предусмотрен топочный мазут.

В соответствии СНиП И-35-76 "Котельные установки" (СП 89.13330.2016 Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35- 76), утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр, вместимость резервуара хранения резервного топлива должна обеспечивать 3-суточный расход топлива.

АО «Выборгтеплоэнерго» после прекращения подачи газа 22.10.2018 обязано было, но не обеспечило переход котельной на альтернативное газу топливо - мазут в целях недопущения нарушения прав добросовестных абонентов на получение топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В случае надлежащего исполнения АО «Выборгтеплоэнерго» обязанности по обеспечению перехода на резервные виды топлива - его потребители (в том числе истцы) не заметили бы прекращения поставки газа на котельную в период ограничения поставки газа, поскольку в этом случае снабжение топливно-энергетическими ресурсами не было бы прекращено.

Таким образом, по утверждению подателя жалобы все действия ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» по ограничению поставки

газа на котельную АО «Выборгтеплоэнерго» совершены исключительно в рамках действующего законодательства.

Полагает, что нарушение прав истцов, как добросовестных потребителей коммунальных услуг, допущено исключительно АО «Выборгтеплоэнерго».

Тем не менее, всю ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов суд возложил на ответчика, что противоречит п.п. 11,12 Правил № 1245, Правилам пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.05.2012 № 317, Порядку создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденному Приказом Минэнерго России от 22.08.2013 № 469.

Полагает, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение о признании незаконными действий ООО «Г азпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» по ограничению поставки газа: противоречит нормам материального права, предусматривающим безусловные основания ограничения (прекращения) подачи газа без согласования с потребителем; противоречит нормам материального права, предусматривающим обязанность теплоснабжающих

организаций обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе; создает предпосылки для злоупотребления организацией-потребителем правом (ст. 10 ГК РФ) в части уклонения от своевременной оплаты поставленного газа, необходимого для выработки тепла, и по использованию по своему усмотрению денежных средств, полученных от потребителей, нарушает единообразие судебной практики.

В соответствии с частью первой статьи 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 377 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.

В соответствии с ч. 1 о ст. 379-6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с частью первой статьи 379-7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

В соответствии с частью третьей статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.

Участники процесса о дне слушания дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом в соответствии со ст. ст. 113,153 ГПК РФ. Препятствий к рассмотрению дела не имеется.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Шустова Н.А. и Серов В.П. зарегистрированы по месту жительства в жилом

многоквартирном доме № 2, по ул. Промышленная г. Выборг и задолженности по оплате коммунальным услугам, включая теплоснабжение (отопление) и горячее водоснабжения, не имеют.

Указанный многоквартирный дом обеспечиваются теплоснабжением и горячим водоснабжением от котельной, расположенной по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4, обслуживаемой АО

«Выборгтеплоэнерго».

Паспортом готовности к отопительному периоду подтверждена техническая готовность котельной к отопительному сезону 2018-2019 г.г.

Постановлением Администрации МО «Выборгский район» от

27.09.2018 г. с 27.09.2018 г. установлена организация опробования систем коммунального теплоснабжения, а при установлении среднесуточных температур наружного воздуха +8 град. С и ниже в течение 5 суток, регулярного отопления зданий всех назначений.

01.08.2017                        г. между ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» и АО «Выборгтеплоэнерго» заключен договор поставки газа, по условиям которого поставщик ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» обязуется поставлять с 01.01.2018 г. по 31.12.2022 г. покупателю АО «Выборгтеплоэнерго», а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой.

Договором определены объемы поставляемого газа в том числе, на котельную, расположенную по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4.

В силу п. 3.3 договора при перерасходе газа поставщик имеет право вводить принудительное ограничение газа до установленной договором суточной нормы с привлечением ГРО (газораспределительная организация) по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя. Действия ГРО при этом должны быть согласованы с поставщиком.

Также 01.08.2017 г. между соответчиками заключен договор в отношении иных социально-значимых объектов.

19.10.2018г. ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» в связи с перерасходом газа направило предупреждение о принудительном ограничении поставки газа с 22.10.2018 г. с 10-00 в период действия ограничения, в том числе на котельную по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4.

На 22.10.2018 г. задолженность АО «Выборгтеплоэнерго» перед ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» составляла 147 110 707,49 руб.

22.10.2018                      г. ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург»

произведено принудительное полное отключение (ограничение) поставки газа на котельную, расположенную по адресу: г. Выборг, ул.

Промышленная, д. 4, в связи с перерасходом газа АО «Выборгтеплоэнерго» по указанным договорам поставки газа.

22.10.2018                      г. АО «Выборгтеплоэнерго» перечислило ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» оплату по договору от 01.08.2017 г. в размере 136 347,73 руб. и 23.10.2018 г. - в размере 441 864,92 руб.

31.10.2018г. произведено подключение котельной по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4 к системе газоснабжения.

Подача теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирный дом возобновлена.

Из уведомления Комитета по энергетическому комплексу и жилищно- коммунальному хозяйству Правительства Ленинградской области от 26.06.2007 следует, что АО «Выборгтеплоэнерго» как правопреемник ОАО «УК по ЖКХ Выборгского района», которому было разрешено использование природного газа в качестве топлива, начиная с 2007 г. на котельной, расположенной по адресу: г. Выборг, ул. Промышленная, д. 4, определено предусмотреть в качестве резервного топлива - дизельное топливо.

Из служебной записки директора по производству АО «Выборгтеплоэнерго» следует, что котельная не имеет резервного топливного хозяйства и возможность работы указанной котельной на резервном топливе (дизельном) ответствует. При этом в жилых многоквартирных домах действует вертикальная разводка системы отопления, в связи с чем отсутствует техническая возможность отключения от системы отопления отдельных потребителей, имеющих задолженность по поставленной услуге.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. "е" п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245, основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа является полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подп. "г" п. 3 Правил).

Пунктом 8 Правил №1245 предусмотрено, что поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима

потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

В соответствии с п. 10 указанных Правила № 1245 ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 настоящих Правил.

Согласно п. 11 названных Правил потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем: а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта (пункт 12 Правил).

В случае не предоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа (п. 13 Правил).

Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, недопустимость произвольного ограничения права граждан на получение коммунальных услуг неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40). Следовательно, вопрос о прекращении газоснабжения ресурсоснабжающей организацией должен решаться с учетом того обстоятельства, подключены ли к сетям, принадлежащим организации - потребителю, абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, либо таких абонентов не имеется. При этом абонентам, добросовестно оплачивающим потребленный коммунальный ресурс, предоставление указанного ресурса должно быть обеспечено в необходимых объемах.

АО «Выборгтеплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта теплоснабжения и по этому основанию относится к категории потребителей газа, установленной приложением к Правилам №1245, то есть организацией, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Обстоятельства, связанные с наличием подключенных к сетям абонентов, не имеющих задолженности по оплате коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение, ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» не установлены, при этом обществу было заведомо известно о возможном нарушении прав вышеназванных абонентов - жителей многоквартирных домов при прекращении поставки газа в отопительный период.

Кроме того, размер задолженности АО «Выборгтеплоэнерго» свидетельствует о длительном неисполнении обязательств по оплате по договорам, что, препятствует потребителю осуществить единовременное исполнение обязательств для целей восстановления подачи природного газа в объемах, необходимых для предоставления коммунальных услуг абонентам, подключенным к сетям, принадлежащим организации - потребителю.

При таких обстоятельствах является правомерным вывод судебной коллегии от том, что формальное исполнение ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт- Петербург» положений Правил №1245 о направлении в период отопительного сезона 19.10.2018 извещений и уведомлений в адрес потребителя АО «Выборгтеплоэнерго» о полном ограничении подачи (поставки) газа не позволяет признать поведение общества добросовестным, поскольку усматривается очевидное отклонение его действий от поведения, ожидаемого от участника гражданского оборота доминирующего на рынке поставки природного газа, который в силу наложения на него публичных обязанностей (злоупотребления своим положением) должен учитывать права и законные интересы абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы.

Следовательно, исходя из фактических обстоятельств дела, нарушения прав истцов на получение в отопительный сезон коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению вследствие прекращения подачи природного газа на котельную, обслуживающую многоквартирные дома добросовестных плательщиков, суд первой инстанции правомерно признал действия ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» по введению полного ограничения (прекращения) поставки природного газа с 15.00 22.10.2018 г. на указанную котельную незаконными.

При этом судебная коллегия правильно отметила, что соответчики не разработали и не согласовали схему действий (работ), в свете Правил №1245, учитывая, что обслуживаемые АО «Выборгтеплоэнерго» многоквартирные дома имеют вертикальную разводку, для разрешения вопроса о бесперебойной подаче коммунальных услуг абонентам, проживающим в указанных домах и не имеющим задолженности.

Выводы ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» о том, что абоненты, не имеющие задолженности по оплате вырабатываемых и подаваемых им при использовании природного газа ресурсов, могут быть отключены вне зависимости от добросовестного исполнения обязанностей по оплате, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Пункты 11 и 12 Правил №1245 возлагают на потребителя по договору поставки газа обязанности по совершению действий, направленных на обеспечение ресурсами абонентов, не имеющих задолженности, однако ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» не освобождается от ответственности, учитывая социальную значимость обслуживаемых объектов. Следовательно, как правомерно указала судебная коллегия, тот факт, что АО «Выборгтеплоэнерго» не направил ООО «Газпром Межрегионгаз Санкт-Петербург» сведений о добросовестных абонентах, не может служить основанием для отмены решения суда.

Ссылки общества на то, что соответчик не перешел на альтернативный источник топлива, также правомерно не приняты во
внимание, так как при рассмотрении дела установлено отсутствие резервного топливного хозяйства и возможность работы котельной на резервном (дизельном) топливе.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы, в пределах которых рассмотрено настоящее дело, фактически были предметом рассмотрения судов обеих инстанций, всем доказательствам по делу судами дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ, выводы судов основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.

При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами, с учетом изменений, внесенных судебной коллегией, не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379-7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.

Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 379-6, 390, 390-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:


░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-1285/2019 [88-841/2019]

Категория:
Гражданские
Истцы
Серов Владимир Полуэктович
Шустова Наталья Александровна
Ответчики
АО "Выборгтеплоэнерго"
ООО "Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург"
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Киреева Ирина Александровна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
09.12.2019Судебное заседание
09.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее