УИД № 77RS0001-02-2022-015626-80
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2024 года г. Москва
Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Фомичевой О.В., при секретаре Ласточкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-60/24 по административному иску Кушнира Е.П. к ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, ФСИН России о признании постановления и рапорта незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Кушнир Е.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, в котором просил признать постановление от 10.08.2021 и рапорт № 2365 от 10.08.2021 незаконными, указывая в обоснование, что наложение дисциплинарного взыскания в виде выдворения в карцер на 15 суток было осуществлено с нарушением установленной процедуры – с постановлением он ознакомлен не был, данные о медицинском осмотре перед помещением в карцер недостоверны, отсутствует фиксация нарушения режима содержания, а также доказательства об отказе ознакомления с постановлением и дачи объяснений.
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством использования систем ВКС, заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам административного искового заявления.
Представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Как установлено в ч. 2 ст. 20 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), в соответствии с законодательством Российской Федерации суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Как закреплено в ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно положениям ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в период нахождения административного истца Кушнир Е.П. в ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве в отношении него было вынесено постановление о выдворении в карцер на 15 суток на основании постановления от 10.08.2021 № 357.
Из рапорта № 2365 от 10.08.2021 следует, что Кушнир Е.П. 10.08.2021 допустил нарушение установленного порядка содержания под стражей, в камере 306 оказал неповиновение законным требованиям сотрудников администрации, а именно: вел переговоры с лицами содержащимися в других камерах на законные требования прекратить противоправное действие не реагировал, стал выражаться нецензурной бранью в адрес сотрудника администрации, чем нарушил ПВР СИЗО п.3 п/п 1; п.1 п/п 11; п.1, п/п 2 Пр. 1 Приказа Минюста РФ от 14.10.2005г. № 189. Ранее привлекался к дисциплинарной ответственности. В рапорте содержится отметка о фиксации данного нарушения на видео-регистратор № 21ДСП.
В постановлении, подписанном начальником ФКУ СИЗО-4 УФСИН России по г. Москве, содержится отметка об отказе от подписи заключенного, выводы заключения медицинского работника о возможности нахождения в карцере - состояние удовлетворительное.
Согласно статье 15 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно статьей 16 данного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (действовавшие на даты вынесения обжалуемых актов, далее – Правила).
Согласно пункту 1 приложения к Правилам предусмотрена обязанность подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников СИЗО держать руки назад.
Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено, что за невыполнение установленных обязанностей к совершеннолетним подозреваемым и обвиняемым могут применяться такие меры взыскания как выговор и водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток (статья 38).
Взыскание налагается с учетом обстоятельств совершения нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого; взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения; до наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение; в случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт (статья 39).
Таким образом, довод административного истца о нарушении процедуры издания постановления и рапорта не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в связи с чем суд приходит к выводу о недоказанности заявленных требований.
При этом суд учитывает разъяснения, изложенные в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», согласно которому, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Учитывая, что события, отраженные в исковом заявлении имели место в период с 10.08.2021 по 25.08.2021, с настоящим требованием административный истец обратился лишь 05.08.2022, при этом суд учитывает результаты рассмотрения его обращения от 10.01.2022, изложенные в письме от 03.03.2022 № ог-21/ТО/23-180, при отсутствии доказательств невозможности обращения в суд в более ранний период, а равно доказательств наличия препятствий для обращения в суд на протяжении более года с даты событий изложенных в административном иске, и с даты рассмотрения его обращения в трехмесячный срок, приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░